Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:17, реферат
Одной из особенностей правления этого императора-воина было то, что 32 года он непрерывно вел войны на всех рубежах обширной Византийской империи: войны с арабо-мусульманским миром, войны с Западом, войны с печенегами, с персами, со славянами. При Юстиниане достаточно интенсивно начинается вторжение славян на территорию Византийской империи, которое происходило в контексте Великого переселения народов.
Введение
История отношений Руси и Византии
Появление православия на Руси
Внешняя политика Киевской Руси
Военная связь Руси и Византии
Торговые отношения
Заключение
Министерство транспорта РФ
СПбГУВК
Тема:
Взаимоотношения Руси
и Византии
Выполнила студентка
Группы ЭФ-18
Белякова
М.В.
Проверил преподаватель
Котов
А.Э.
Санкт-Петербург 2010
Содержание:
Более 5 столетий
Русь находилась в тесных отношениях с
Византией. Само становление древнерусского
государства протекало при самых многообразных
контактах и столкновениях с византийцами.
Византия всегда привлекала русских купцов.
Чтобы добиться от Византии более высокого
признания и льгот на торговлю, на Константинополь
ходили русская рать, военные корабли.
Русские заключали с греками договоры
и иногда помогали военными силами.
Но если говорить о культурном взаимодействии
между Русью и Византией, то самым главным
результатом взаимоотношений между двумя
государствами стало принятие Русью православия
— одной из важнейших основ византийской
культуры.
Прежде чем непосредственно подойти к этой теме, нужно вернуться на насколько столетий вглубь, в эпоху правления византийских императоров Юстина и Юстиниана. Именно в правления этих императоров, особенно Юстиниана, начала формироваться пока еще не дипломатия Византии со славянским миром, в то время разобщенным, а определенное отношение, которое впоследствии ляжет в основу дипломатических отношений с Русью.
Одной из особенностей
правления этого императора-
Сначала славяне осели на нижнем и среднем Дунае и оттуда делали набеги на Византию, возвращаясь обратно на Дунай с богатой добычей. Позже они заселили территорию империи: Балканы — Македонию, побережье Эгейского и Адриатического морей и их острова. Юстиниан был встревожен этой ситуацией, поэтому по всей береговой территории Дуная, примыкавшей к границам Византийской империи, он строит систему крепостей против славян. Но эта мера оказалась мало эффективна: славяне по-прежнему продолжали проникать на территорию империи, все более и более широко заселяя территорию Балкан. Постепенно славяне становятся вторым этносом Византийской империи на Балканах, после греков, и начинают играть заметную роль в жизни Византийской империи.
Стратегия и тактика славян, их расселение
на территории Византии, постепенное
ославянивание завоеванных
О восточных славянах византийцы имели
представление лишь из сочинений
византийских писателей-историков, в
частности, Прокопия Кесарийского. С
восточными славянами Византия столкнулась
вплотную в VIII-IX вв, когда руссы начали
нападать на византийские территории
в Крыму и на побережье Черного
моря. Существует мнение, что легендарный
поход Аскольда в Константинополь
в 860 г. значительно изменил русско-византийские
отношения. По преданию, Аскольд и его
свита приняли крещение в Византии. Вернувшись
в Киев, этот князь начинает первые шаги
по пути христианизации населения древнего
русского государства. Таким образом,
можно считать, что уже с IX века начинаются
первые, еще очень робкие и почти незаметные,
попытки к мирным контактам Киевской Руси
и Византии. Эти попытки предпринимались
не только верховной властью того и другого
государства, но и купцами, воинами, которые
в X веке постоянно появлялись на побережье
Малой Азии и стремились к установлению
стабильных торговых и политических отношений
с Константинополем.
Византия
была не только наследницей античной культуры.
Обогатившись православием, Византия
«подарила» миру православную культуру.
Благодаря Византии православие стало
достоянием не только Древней Руси, но
также Болгарии, Сербии, Албании и многих
других стран. С начала второго тысячелетия
христианской эры православная культура
приобретает уже общемировое значение.
Вместе с православием
русский народ принял от Византии
не только догматы и каноны православной
веры. Греки научили наших предков
также тому, что догматы новой
веры лучше всего могут быть выражены
в богослужении, в храмоздательстве,
в церковном пении, в иконописи
и в христианской подвижнической
жизни. Именно эти аспекты православия
более всего привлекали крещеную
Русь и развивались с наибольшей
активностью и
«История человеческой
культуры, — писал академик Д.С. Лихачев,
— знает периоды, когда человек
открывает в мире какие-то стороны,
до того им не замеченные. Обычно такими
были периоды возникновения нового
взгляда на мир, появления нового
мировоззрения и нового великого
стиля в искусстве и
Так было и в
раннем периоде древней русской культуры.
Христианство пришло на смену древнерусскому
язычеству, характерному для родового
общества. В этом язычестве существовал
страх перед могуществом природы, сознание
бессилия человека перед стихийными силами.
Христианство в своей богословской концепции
мира ставило человека в центр природы,
а природу воспринимало как служанку людей,
открывало мироустройство в природе и
божественную целесообразность»
Первые произведения
и памятники православной культуры Древней
Руси наполнены восхищением перед миротворением
и радостью от созерцания в мире и человеке
спасительной красоты и доброты соответственно
как самого характерного мировоззренческого
признака православия, воспринятого из
Византии. Недаром послы князя Владимира,
побывав на богослужении в Софии
Константинопольской, свидетельствовали,
что такой красоты, как у греков, они нигде
и никогда не видели!
Из Византии
в Русь доставляли первые книги. Просветителями
славян стали выдающиеся деятели
византийской православной культуры —
святые братья Кирилл и Мефодий. Первые
школы в Киеве, Новгороде и
других городах Руси были устроены
по византийским образцам. Византийские
мастера учили русских строить
каменные храмы, украшать эти храмы
мозаиками и фресками, писать иконы,
создавать книжные миниатюры. Заимствовалась
не только греческая церковная
Судя по летописным свидетельствам, наиболее важное значение для установления культурных связей между Византией и молодым древнерусским государством имели: поездка в Константинополь великой княгини Ольги для принятия крещения, православная миссия, посланная ко двору князя Владимира и посольство русских «в греки», после которого состоялся судьбоносный для Руси диалог князя Владимира со своими послами перед боярами и старцами:
«Пришли мы в
Греческую землю, — говорили перед
государственным советом послы
князя, — и ввели нас туда, где
служат они Богу своему, и не знали
— на небе или на земле мы, ибо
нет на земле такого зрелища и
красоты такой, и не знаем, как
и рассказать об этом, — знаем
мы только, что пребывает там Бог
с людьми, и служба их лучше, чем
во всех других странах. Не можем мы забыть
красоты той, ибо каждый человек, если
вкусит сладкого, не возьмет потом горького,
так и мы не можем уже здесь пребывать».
Сказали же бояре: «Если бы плох был закон
греческий, то не приняла бы его бабка
твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех
людей». И спросил Владимир: «Где примем
крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо».
Так приняла Русь «закон греческий», то есть православие, которое определило культурно-историческое развитие нашего Отечества.
Крещение Руси
летописи относят к 988 году. Уже в
989 году в Великом Новгороде был
построен деревянный Софийский собор
«о тринадесяти версех», то есть с
тринадцатью куполами. К середине
XI века на Руси имелось несколько
каменных Софийских соборов, самыми
знаменитыми из которых являлись:
София Киевская (1037–1043) и София
Новгородская (1045–1052). Они стоят
до сегодняшнего дня и являются самыми
достоверными свидетельствами духовных
и культурных связей между Византией
и Древней Русью в те давние
времена. В Киевской Софии до сих
пор сохранились прекрасные образцы
византийского искусства XI века —
мозаичные иконы. О создании Софии
Киевской до нас дошло следующее
летописное свидетельство: «Заложил Ярослав
город великий, у того же града
Золотые врата; заложил и церковь
Святой Софии». Это свидетельство
относится к 1037 году.
На Руси среди
выходцев из Византии славились строители
церквей, иконописцы, писатели и ученые.
Величайший вклад в формирование
православной культуры России внесли
мастера-греки, строившие в 1073–1089 годах
Успенскую церковь Киево-
Во время правления
киевского князя Олега (882-912), создателя
древнерусского государства, внешняя
политика Киевской Руси по отношению
к Византии отличалась довольно легко
прослеживаемой двойственностью: вражды
и мира. Эта двойственность пройдет
через всю историю дипломатии
Руси и Византии.
Князь Олег
дважды предпринимал походы на
Византию — в 907 г. и в
911 г. И последующие великие
киевские князья также будут
либо совершать походы, либо возглавлять
(или снаряжать) посольства в
Византию. В результате этих походов
подписывался двусторонний
Договоры, заключенные в результате походов князя Олега, были выгодными для Руси. По договору 911 г. Русь получала право беспошлинно торговать на рынках Константинополя. Византийская сторона обязывалась содержать за свой счет купцов и послов Руси во время их пребывания на территории империи, а также снабжать их всем необходимым для обратного пути в Киевскую Русь. После заключения договоров 907 и 911 гг. руссы стали принимать активное участие в византийских военных экспедициях, в частности, против Хазарского каганата, печенегов, половцев и арабов. Византия вела многочисленные войны и остро нуждалась в русских воинах. После походов Олега Русь и Византия, разделенные морем, стали ближе друг другу — по крымским и причерноморским владениям Византии.
Торговые
связи Византии и Руси стали
приобретать регулярность. Ежегодно, летом
флот руссов появлялась в Босфорском проливе.
Купцы поселялись не в самом Констатинополе,
а в пригороде, но торговать они имели
право и в самой столице. Особенно высоким
спросом купцов из Руси пользовались
богатейшие шелковые ткани, которые Византия
получала из Китая и Средней Азии.
В 941 г. великий
киевский князь Игорь (912-945) совершил
абсолютно неудачный поход на Византию.
Историки до сих пор не могут прийти к
единому мнению, зачем же после такого
серьезного поражения Игорю в 944 г. понадобилось
снова отправляться в Византию — возможно,
это был поход-реванш. Скорее всего, Игорь
учел все недостатки своего первого похода,
и второй его поход был подготовлен даже
очень тщательно. Он шел в Византию с огромной
флотилией и большими сухопутными силами.
Узнав о том, что в Византию движется русское
войско, император отдает приказ встретить
руссов на Дунае, не дожидаясь, когда они
подойдут к столице империи. На Дунае Игоря
встречают византийские послы с богатыми
дарами и с почестями сопровождают его
в Константинополь. В 944 г. в Константинополе
князь Игорь и византийский император
подписывают договор, который был для
Руси столь же удачным, как и договор 911
г. Он также включал в себя торговые и военно-политические
статьи. Русские купцы получили еще более
широкие права и привилегии на территории
Византийской империи, а византийским
купцам предоставлялись такие же права
на территории Киевской Руси. Договор
944 г. впервые признает Русь суверенным
государством. Признание суверенности
Руси Византией, несомненно, явилось значительным
достижением русской дипломатии.