Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:18, курсовая работа
“Язычество”, как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар.
Введение 3
Глава I. Высшие боги в языческом пантеоне славян 9
1.1.Женские божества пантеона 9
1.2.Мужские божества пантеона 13
Глава II. Дом в системе языческого мировоззрения 29
2.1.Жилище человека как защита от злых сил 29
2.2.Покровители и защитники дома 34
Заключение 39
Список источников и литературы 41
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Кафедра российской истории
Язычество
в системе мировоззрения
Курсовая работа
студентки I курса
исторического факультета
Научный руководитель:
д.и.н. профессор
САМАРА
2010
ОГЛАВЕНИЕ
Введение
Глава I. Высшие боги в языческом пантеоне славян 9
1.1.Женские божества пантеона
1.2.Мужские божества пантеона
Глава II. Дом в системе языческого мировоззрения 29
2.1.Жилище человека
как защита от злых сил
2.2.Покровители
и защитники дома
Заключение
Список источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ.
“Язычество”,
как известно,— крайне
Основой
любой языческой религии
В самом
начале XII в. Григорий Богослов
в «Слове об идолах»,
1.Культ "упырей
(вампиров) и берегись" - одухотворявший
всю природу и деливший духов
на враждебных и
2.Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц". Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.
3.Культ Перуна,
являвшегося в древности богом
грозы, молний и грома, а
в дальнейшем ставшего
После
принятия христианства в 988 г.
язычество продолжало
Наиболее ранней формой религии было почитание неодушевленных предметов, окружавших человека. Восточные славяне поклонялись камням необычной формы, рекам, озерам, колодцам, рощам и отдельным деревьям. Они верили в то, что камни обладали чудодейственной силой, говорили, чувствовали, росли и размножались, словно живые существа. Камням «творили почести», приносили жертвы.
В глубокой древности, в эпоху родового строя, возник культ предков. Он строился на убеждении, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но в ином качестве. Умершие не порывали связи с живущими, которым они либо помогали, либо вредили. Покойники-вредители — это, прежде всего принадлежащие к чужому роду или племени.
Предметом благоговения и почитания были «чистые», «добрые» покойники - прародители и родители мужского и женского пола. Они охраняли живущих родичей от бед, выступая в качестве заступников и покровителей перед внешним миром. Родоначальник именовался Чуром или Щуром. Следы культа Чура, защищавшего живущих сородичей, находим в славянских языках. Восклицания «Чур!», «Чур меня!», «Чур, это мое!» означали, по-видимому, заклинание, призвание Чура на помощь. Сейчас оно сохранилось в детских играх; украинское (и польское) «Цур тобi» тоже звучит как заклинание. Глагол «чураться» означает держаться в стороне, то есть как бы ограждаться Чуром.2
В отличие
от греческой мифологии,
Целью данной работы является изучение язычества в системе мировоззрения человека.
Задача данного исследования заключается в изучении высшего пантеона славянских богов и дома в системе языческого мировоззрения человека.
Русские
летописи называют богов,
Мы далеко не всегда знаем функции этих богов, степень распространения их культов. Учитывая обилие разных имен у одного и того же божества, накопившееся за многие столетия существования культа, мы должны осторожнее судить о количестве славянских богов.
Источниками являются:
1.Русские летописи
и поучения против язычества XI
2.Донесения
католических миссионеров о
3.Польские и русские записи XV-XVII, авторы которых значительно отдалены от времени открытого господства язычества и наблюдали пережиточные обрядовые формы этнографического порядка
4.Топонимика, сохраняющая то, что не попало в письменные источники: «Перунова Гора», «Волосова Улица», «Перынья Рень», «Перуна Дубрава», «Ярилова Плешь»
5.Фольклор славянских
народов, где в обрядовых
6. Подлинные
и точно датируемые
7.Сведение иностранцев о религии славян, например: Константин Багрянородный « Об управлении империей», Прокопий Кесарийский, Ахмед Ибн-Фадлан, Гельмгольд «Славянская хроника».
Романтика
языческой старины издавна,
Новым этапом в изучении мифологии славян становится первая половина XIXв., когда в обществе возрос интерес к истории русского народа, к истории его культуры и духовной жизни. В 1804 г. появился труд Григория Глинки «Древняя религия славян»6.Автор не производит строгого отбора материала и даже дополняет его сам.
Строже
подошли к своим материалам
А.С.Кайсаров в книге «
Серьезным вкладом в изучение верований наших предков стал объемный труд видного этнографа первой половины XIX в. И.П. Сахаров «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков»8 (1836-1849).Но и в этой работе наряду с ценными и подлинными материалами содержаться сведения из сомнительных источников.
Во второй половине XIX в. продолжалось более углубленное изучение древних обычаев и верований русского народа в трудах А.А.Котляровского «О погребальных обычаях языческих славян»9, А, С.Фаминцын «Скоморохи на Руси»10, « Божества древних славян»11.
Подлинно
научное изучение языческой
Весьма
ценный материал собран
Следующий этап в изучении славянского язычества - время накануне первой мировой войны, когда вышли труды Е.В. Аничкова, Н.М. Гальковского15, Л.Нидерле.Е.В.Аничкову принадлежат две большие работы: «Весенняя обрядовая поэзия на Западе и у славян» и «Язычество и Древняя Русь»16. В последней работе он тщательно исследует проповеди против язычества, показывает развитие двоеверия на Руси, анализирует упоминание о языческих богах в «Слове о полку Игореве». Н.М.Гальковский-автор ряда обзоров по дохристианским религиозным верованиям, наиболее значимой его работой является двухтомный труд «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси».
В XX в. успешно работал известный русский этнограф Д.К.Зеленин17. В 30-е годы выходят работы известного религиоведа Н.М.Никольского, его самая знаменитая работа «История русской церкви» остается интересной до сих пор. Несомненную ценность представляют работы С.А.Токарева18 и В.И.Чичерова.
Значительную
часть в новейших
Большую
ценность с точки зрения
Трудами,
обобщающими достижения многих
русских и зарубежных ученых
в исследовании мифологии,
По языческой мифологии славян существует множество исследований ученых западнославянских и южнославянских стран, например: А.Брюхнера, К.Моминского, С.Урбанчика, Х.Ловмянского, А.Хенига.
Тема
славянского язычества,
Информация о работе Язычество в системе мировоззрения человека