Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:18, курсовая работа
“Язычество”, как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар.
Введение 3
Глава I. Высшие боги в языческом пантеоне славян 9
1.1.Женские божества пантеона 9
1.2.Мужские божества пантеона 13
Глава II. Дом в системе языческого мировоззрения 29
2.1.Жилище человека как защита от злых сил 29
2.2.Покровители и защитники дома 34
Заключение 39
Список источников и литературы 41
Вера в Симаргла сохранялась и в конце XIV в., о чем свидетельствуют упоминания о нем в повестях, посвященных Куликовской битве. Правда, чтобы не нарушать христианской идеологии памятника, Симаргл отнесен к татарским божествам. В то время нельзя было открыто признать, что простые войны одинаково верили и в христианских, и в языческих богов54.
Сварог
В славянской
мифологии бог огня и
В Древней Руси Сварог был тесно связан с Даждьбогом, которого называли сыном Сварога. Считалось, что Сварог также способствовал развитию технических знаний.
Имя бога образовано от древнеславянского корня «вар», обозначающего «жар», «горение». В названии отражена оберегательная функция Сварога. Он выступает как охранитель огня.
Следы
общего мирового культа
Самое большое святилище Сварога находилось в польском селении Радгост, Сварогу поклонялись в Чехии, Словакии, где его называли Рарогом.
С именем
Сварога Славяне связывали
С появлением
христианства функции Сварога
перешли к святым Козьме и
Демьяну, которых и стали
Образ бога-кузнеца вошел в сюжет о змееборстве. Согласно мифу, первый кузнец побеждает змея, напавшего на его страну. Кузнец предлагает змею пролизать языком дыру в железной кузнице. Когда змей просовывает в дыру язык, кузнец хватает его железными раскаленными клещами. Змей погибает55.
Род и рожаницы.
Самым
загадочным и наименее
При обзоре
литературы вопроса замечены
две тенденции: одни из
Рассматривать Рода без рожаниц невозможно, так как в источниках они почти всегда объединены.О рожаницах писал И.И.Срезневский, считая их «девами жизни», что-то вроде греческих мойр. Эту идею о богинях судьбы поподробнее развил А.Н.Веселовский. Он полагал, что Род связан с культом предков, «незримых блюстителей домашнего очага и нарастающего поколения». Постепенно Род превратился в «дедушку-домового, также пребывающего у очага»58.
Рожаницы, по мнению Е.В.Аничкову,- «фей, являющиеся при рождении младенцев». Он подводит к мнению Владимирова о том, что «Род-не то иное, как современный домовой»59.
Род упоминается в летописях вслед за главными языческими богами вместе с рожаницами- сопровождающими его женскими персонажами. Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода, которых сородичи называли своими покровителями. Они носили и другие наименования-чур, щур, дед.
Культ Рода имел особое значение для русских князей. Еще в XI-XII вв. у восточных славян сохранялось почитание княжеского рода. Именно от его единства зависело право обладания престолом и родовой знати. Поэтому Роду и рожаницам совершались регулярные жертвоприношения.
Обычно богов приглашали на ритуальное угощение, для которого готовилась специальная каша, пекли особый хлеб. Богов также угощали сыром и медом. Угощение расставлялось в святилищах. Считалось, что боги появляются там невидимо для человеческих глаз.
Роду были посвящены и специальные праздники - «навий день» (день мертвецов), справлявшийся в четверг страстной недели Великого поста, «радуница» - вторник Фоминой недели (первой недели после Пасхи).
Поскольку производящее
начало всегда связывалось с женщиной,
культ Рода был традиционно женским.
В нем принимали участие
С
принятием христианства культ
Рода начал постепенно
Однако
со временем культ Рода и
рожаниц был практически
Ярила
Ярила - сын (и/или ипостась) Велеса, он бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярило – бог весны и веселья. Символ- гирлянда или корона из диких цветов. Священные животные и растения - пшеница, зерно. Ярила (Ярило) был у древних славян так же богом плодородия, размножения и физической любви. Именно эта сторона любви, которую поэты называют "страстью кипучей", и находилась в "ведении" славянского бога Ярилы. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом. Ярило - так же и весеннее солнце. Язычники-славяне считали, что весенний расцвет должен пробуждать в людях страсть, а людская любовь - увеличивать плодородие полей. Так же у Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых. Ярила так же - Вешний Коровий бог, бог-воин, "побеждающий" Мороза весной и "сшибающий с Зимы рога"61.
Глава II
Дом в системе языческого мировоззрения.
2.1.Жилище человека как защита от злых сил
Дом
- мельчайшая частица, неделимый
атом древнего общества был
весь пронизан магическо-
Навьи
- мертвецы или, точнее, невидимые
души мертвецов.Навьи это чужие
Недаром
летописец-церковник приравнял
верований: "а преже того клали требы упиремь и берегыням".
Упыри-вампиры
и навьи - порождение первобытного
анимистического мировоззрения,
Защищались
дома прежде всего доброжелател
места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело
человека.
То же самое мы видим и
в народной архитектуре: декоративные
(а в свое время магически-
Заклинательные
действия начинались уже
при постройке дома, при
выборе места под будущее
Этнографы зафиксировали множество магических обрядов и
поверий, связанных с постройкой дома. Для строительства избы выбирались в лесу особые деревья, не относящиеся к разряду "буйных" или "стоеросовых". Закладку строения следовало начинать, "когда наполняется месяц", т. е. после новолуния 64.
Под
углы первого венца бревен
клали с магической целью:
клочок шерсти, горсть зерна, ладан,
воск. Археологические материалы
свидетельствуют о том, что
иногда под угол дома
Во все время сооружения
Особыми обрядовыми действиями сопровождалось укрепление
матицы (сволока), на которую настилался потолок ("стель"): к ней привязывали вывороченный мехом наружу полушубок (отголосок культа
медведя?) и каравай хлеба, пирог или горшок с кашей. В это же время с верхнего венца сруба со всякими добрыми пожеланиями разбрасывали хлебные зерна и хмель 66. На матице нередко вырезали "громовой знак" колесо Юпитера-Рода с шестью спицами.
После завершения постройки устраивался пир; если же изба строилась "толокой", т. е. с помощью родичей и соседей, то участников торжественно кормили после каждого этапа строительства.
В новый дом "первым входил хозяин с квашней и иконой в руках, за ним - хозяйка с курицей, дальше шла молодежь" 67.
Внутри дома проводился целый ряд языческих празднеств. Речь идет не только об узкосемейных делах вроде крестин, постригов, сватовства, свадьбы, похорон. Почти все общесельские или общеплеменные многолюдные "соборы" и "события" проводились в двух планах: какая-то часть обряда совершалась на площадях, в святилищах и требищах, а какая-то - каждой семьей в своей хоромине, у своей печи, у своего коника.
Новогодние гадания и
Информация о работе Язычество в системе мировоззрения человека