Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:32, реферат
Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.
Видение………………………………………………………………....3
1. Литература начала золотого века………………………………..….4
1.1. Пушкин А.С……………………………………………...…………5
1.2. Лермонтов М.Ю……………………………………………………7
1.3. Гоголь Н.В………………………………………………………….8
2. Литература 50 – 60-х годов Революционно-демокритический
лагерь………………………………………………………………….10
2.1. Островский А.Н………………………………………...………….12
2.2. Тургенев И.С……………………………………………...………..13
2.3. Достоевский Ф.М……………………………………….…………14
2.4. Толстой Л.Н……………………………………………..…………15
3. Борьба направлений в русском театре……………………..………17
3.1. Театр 30-50-х годов ………………………………….……..……..18
Заключение………………………………………………….………….20
Список используемой литературы………………………….………...21
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО
САНКТ
– ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Тихвинский филиал
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
" История"
на тему:
«Золотой век русской культуры»
Чернопазов Д.С.
___________________
г. Тихвин
2012г.
Содержание:
Видение…………………………………………………………
1. Литература начала золотого века………………………………..….4
1.1. Пушкин А.С……………………………………………...
1.2. Лермонтов М.Ю……………………………………………
1.3. Гоголь Н.В……………………………………………………
2. Литература 50 – 60-х
годов Революционно-
лагерь………………………………………………………………
2.1. Островский А.Н……………………………………….
2.2. Тургенев И.С…………………………………………….
2.3. Достоевский Ф.М………………………………………
2.4. Толстой Л.Н……………………………………………..
3. Борьба направлений в русском театре……………………..………17
3.1. Театр 30-50-х годов ………………………………….……..……..18
Заключение………………………………………………….
Список используемой
литературы………………………….………...21
Видение
Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.
Рылеев был повешен царскими
палачами. На каторгу отправлен
Одоевский, сослан в Сибирь
Бестужев. Гениальный Пушкин провел
свою молодость в ссылке, а
впоследствии был затравлен
Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе.
Крепостнический режим
Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне этого демократического подъема; в них косвенно, а иногда и прямо отразилось недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом. Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той сферой, в которой особенно сильно и энергично смогла проявить себя передовая мысль. «У народа, лишенного общественной свободы, литература—единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»,—писал Герцен.
Русская литература росла
в напряженной идейной борьбе.
Прогрессивные писатели и
Русские художники не были отделены от того, что происходило за рубежом.
Они откликались на
20-е годы в России
1. Литература начала золотого века
Отечественная война
1812 г. и связанный с ней
Идейная борьба в литературе в начале века шла между группой «Беседа», объединившей консервативных, охранительно настроенных дворян, и прогрессивными литераторами, входившими в кружок «Арзамас». В начале 20-х годов большую роль в литературе играли поэты и писатели, связанные с декабристским движением или идейно близкие ему. Они и вели борьбу против монархически-охранительного лагеря. После разгрома восстания декабристов, в эпоху глухой реакции, Пушкин отстаивал прогрессивные принципы русской литературы в борьбе против Булгарина и Греча, нападавших на прогрессивную литературу в своих органах — газете «Северная пчела» и журнале «Сын отечества». Булгарин был близок к III отделению. Вместе с Гречем он являлся прямым агентом правительства.
Крупнейший прозаик конца XVIII—начала XIX в., писатель и историограф
Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) в молодости был не чужд либерализму
Его «Письма русского путешественника» сыграли важную роль в ознакомлении читателей с западноевропейской жизнью и культурой. Самая известная из его повестей—«Бедная Лиза» (1792 г.) рассказывает трогательную историю любви дворянина и крестьянки. «И крестьянки чувствовать умеют»,—эта заключенная в повести сентенция, несмотря на ее умеренность, свидетельствовала о гуманном направлении взглядов ее автора. В начале XIX в. Карамзин становится консерватором. Новые воззрения писателя отразились в его труде «История государства Российского».
Произведения Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) составили важный этап в развитии русской лирики — этап романтический. Жуковский пережил глубокое разочарование Просвещением XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к средневековью. Как истинный романтик, Жуковский считал блага жизни преходящими и видел счастье лишь в погружении во внутренний мир человека. Гениальный переводчик, Жуковский открыл русскому читателю западноевропейскую романтическую поэзию. Особенно замечательны его переводы из Шиллера и английских романтиков.
В отличие от
романтизма Жуковского лирика
К. Н. Батюшкова (1787—1855) носила
земной, чувственный характер, была
проникнута светлым взглядом
на мир, гармонична и
Иван Андреевич Крылов (1769—1844) начал свой литературный путь как журналист и драматург радикально-просветительного направления. Однако главной его заслугой является создание классической русской басни. Крылов часто брал сюжеты своих басен у других баснописцев, прежде всего у
Лафонтена. Но при
этом он всегда оставался глубо
Много литераторов
и поэтов было среди
Идейно были связаны
с декабризмом в определенные
периоды их жизни два
Заслуги Александра
Сергеевича Грибоедова (1795—1829) перед
русской литературой основаны
на одном произведении. «Грибоедов
сделал свое — он написал
«Горе от ума»», — такими
словами Пушкин подвел итог
краткой жизни своего
В «Горе от ума» (1824 г.) нет интриги в том смысле, как ее понимали французские комедиографы, нет и счастливой развязки в финале. Комедия строится на противопоставлении Чацкого другим персонажам, образующим фамусовский круг, дворянское общество Москвы. Борьба передового человека
(Герцен прямо называет
Чацкого «декабристом») против
бар, тунеядцев и развратников,
потерявших национальное
Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) — великий национальный гений, создатель поэтических произведении непревзойденной красоты и совершенства.
Как художник он
развивался с необычайной
XIX столетия поднялся на уровень высокого реализма.
Юношеская лирика
Пушкина, в которой он
Пушкина появились новые мотивы: он славил свободу и смеялся над царями. Его блестящая политическая лирика послужила причиной ссылки поэта в Бесарабию.
На юге, в кругу
деятелей зреющего
В этот период
Пушкин создал свои поэмы «
(1821—1823 гг.), «Цыганы» (1824—1825
гг.)—произведения, сияющие
После поражения
восстания декабристов Пушкин
начинает пристально
(1824—1825 гг.), посвященную «эпохе многих мятежей» начала XVII в.
Удивительное проникновение в дух русской старины, строгая и ясная форма трагедии поставили ее на огромную высоту в русском и мировом искусстве.
В конце 20-х годов Пушкин обратился к образу Петра 1. В поэме «Полтава»
(1828 г.), центральный момент которой составляет полтавское сражение, и в первых главах неоконченного исторического романа «Арап Петра Великого» поэт с исторической объективностью изображает переломную эпоху в жизни России.