Золотой век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:32, реферат

Описание

Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.

Содержание

Видение………………………………………………………………....3
1. Литература начала золотого века………………………………..….4
1.1. Пушкин А.С……………………………………………...…………5
1.2. Лермонтов М.Ю……………………………………………………7
1.3. Гоголь Н.В………………………………………………………….8
2. Литература 50 – 60-х годов Революционно-демокритический
лагерь………………………………………………………………….10
2.1. Островский А.Н………………………………………...………….12
2.2. Тургенев И.С……………………………………………...………..13
2.3. Достоевский Ф.М……………………………………….…………14
2.4. Толстой Л.Н……………………………………………..…………15
3. Борьба направлений в русском театре……………………..………17
3.1. Театр 30-50-х годов ………………………………….……..……..18
Заключение………………………………………………….………….20
Список используемой литературы………………………….………...21

Работа состоит из  1 файл

готовый Реферат по Истории.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

 С 1823 г. Пушкин  работает над величайшим своим  созданием—романом в стихах «Евгений  Онегин» (1823—1831 гг.). В «Онегине» дана широкая картина жизни русского общества, а в лирических отступлениях романа многообразно отражается личность самого поэта, то задумчивого и грустного, то язвительного и шутливого. В «Евгении Онегине» Пушкин реалистически продолжает то, что начал в романтических поэмах более раннего периода, — раскрытие образа своего современника, молодого человека дворянской эпохи в русском общественном движении XIX в.

 «Маленькие трагедии»  (30-е годы) рисуют столкновение  дерзкой человеческой личности с законами, традицией и авторитетом. Пушкин высоко ценит красоту свободной индивидуальности, но он осуждает демонический эгоизм, отдавая предпочтение безыскусной народной правде. Эта тема своеобразно преломляется и в повести «Пиковая дама» (1833 г.), в которой изображен носитель эгоистической страсти к обогащению, стремящийся сорвать приз жизни, любой ценой подняться вверх.

 В поэме «Медный  всадник» (1833 г.) Пушкин воплотил  свои представления об историческом  развитии. В старом обществе прогресс  осуществлялся ценой страданий личности. Мелкий чиновник Евгений поднимает бунт против «державца полумира», но в страхе отступает, ибо нельзя задержать неумолимый ход истории, нельзя помешать ему.

 Особое внимание  Пушкина привлекает проблема  крестьянских движений. Он коснулся этой темы в романе «Дубровский» (1832—1833 гг.), но не довел ее до конца. Тщательно изучив все доступные ему материалы о Пугачеве, собрав сведения на месте восстания, Пушкин создает книгу «История Пугачева», первое историческое исследование о крестьянской войне XVIII в. Опираясь на художественные принципы Вальтера Скотта, Пушкин написал «Капитанскую дочку»

(1836 г.), историческую  повесть с классической ясностью  сюжетных линий и глубиной  психологических характеристик.  В «Капитанской дочке» Пушкин показал не только стихийный характер крестьянского движения, но и его поэзию, и его обреченность.

 Неповторимая красота  искусства Пушкина с огромной  силой проявилась в его лирике. Лирика Пушкина не менее глубоко  раскрывает внутренний мир человека, чем лирическая поэзия романтиков, но у великого поэта душа и сердце гармонически сочетаются с могучей силой разума. Произведения Пушкина овеяны духом гуманности. По глубине чувства и классической гармонии формы они вместе с лирическими стихотворениями Гёте принадлежат к лучшим созданиям мировой поэзии.

 Пушкин был центральной  фигурой русской литературы первых  десятилетий

XIX в. Белинский прямо  называет этот период русской  литературы

 «пушкинским». С именем  Пушкина связан не только высокий  расцвет русской поэзии, но и формирование русского литературного языка. Пушкин показал духовную красоту и мощь русского человека, прелесть родной природы, народной поэзии — сказок, песен, преданий. Его значение для русской литературы неизмеримо. «Он у нас начало всех начал»,—-говорил о Пушкине

 

1.2. Лермонтов

 

 В конце 30-х годов  обозначился переход к новому  типу реализма.

 Белинский видел  основную его особенность в  усилении критического начала, росте  разоблачительной тенденции. Творчество  величайшего преемника Пушкина  в области поэзии, Михаила Юрьевича Лермонтова (1814—1841), отмечено пафосом отрицания современной ему действительности. Лермонтов сложился как поэт в эпоху безвременья, когда декабристское движение было уже задушено, а новое поколение русских революционеров еще не окрепло. Это породило в его поэзии мотивы одиночества и горького разочарования.

 Ненависть к «светской  черни», к голубым жандармским  мундирам николаевской России  проходит через всю поэзию  Лермонтова. В его лирике звучат  мотивы мятежа, смелого вызова, ожидания бури..-Образы мятежников, ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцыри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова»,

1838 г.). Лермонтов —  поэт действия. Именно за бездеятельность  бичует он свое поколение, воспитанное эпохой реакции, неспособное к борьбе и созидательному труду («Дума»).

 В центре самых  значительных произведений Лермонтова  стоит образ гордой личности, ищущей сильных ощущений в  борьбе. Таковы Арбенин (драма

 «Маскарад», 1835—1836 гг.), Демон («Демон», 1829—1841 гг.) и Печорин

(«Герой нашего времени», 1840 г.). Разочарованный в окружающей  мелочной жизни, поэт прошел  через увлечение такой демонической  личностью, но в своих произведениях  последних лет он развенчивает  романтическую поэзию гордого одиночества. В его творчестве ясно наметилась глубокая симпатия к простым, но полным настоящей самоотверженности и героизма людям,—то настроение, которое образует основной пафос русской литературы XIX в.

 

 1.3. Гоголь

 

 Николай Васильевич  Гоголь (1809—1852) завершил чрезвычайно важный для русской литературы XIX в. поворот к прозаическим жанрам—повести и роману.

 Первое значительное  произведение Гоголя «Вечера  на хуторе близ

 Диканьки» (1831—1832 гг.) вводит читателя в мир народных  преданий.

 Фантастика этой книги и ее беззаботно веселый тон имеют мало общего с последующими произведениями Гоголя-реалиста. Вторая книга — «Миргород»

(1835 г.), хотя она и  является продолжением «Вечеров  на хуторе близ

 Диканьки», носит  более зрелый характер. Четыре  повести, составляющие

 «Миргород», как бы  контрастируют друг с другом. В «Тарасе Бульбе» Гоголь передает  удаль и героику казацкой вольницы. В повести «О том, как поссорились  Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»  показано засилье пошлости и  мелких интересов в современной жизни и разыгрываются ничтожные происшествия, от которых тоскливо и скучно становится каждой живой душе.

 Страшной фантастике  «Вия» противостоит патриархальная  идиллия

 «Старосветских помещиков».

 Особое место в  наследии Гоголя занимают его  «Петербургские повести», изображающие современный Гоголю большой город с его социальными контрастами. Одна из этих повестей, «Шинель» (1842 г.), имела особое влияние на последующую литературу. Сочувственно изображая судьбу забитого и бесправного мелкого чиновника, Гоголь открыл путь всей демократической русской литературе' от Тургенева, Григоровича и раннего Достоевского до

 Чехова. «Все мы  вышли из гоголевской «Шинели»»—в  этой фразе Достоевского истинное  признание значения повести Гоголя.

 В комедии «Ревизор» (1836 г.) Гоголь выступает как продолжатель традиции Фонвизина и Грибоедова. Он дает глубокое и беспощадное разоблачение чиновной камарильи, ее беззаконий и произвола. Гоголь отбросил традиционную любовную интригу и построил свое произведение на изображении общественных отношении. Сатира Гоголя направлена не против отдельных

 «злоупотреблений»,  а против самых основ общественного  строя, той действительности, которая  порождает хлестаковых и городничих.

 Величайшее создание  писателя—«Мертвые души» (1842—1852 гг.). Само название книги имеет не только прямой, но и обобщенный символический смысл.. Гоголь изображает целую галерею уродов помещичьей России, воплощающих различные формы паразитизма. Его произведение названо поэмой, и это название только отчасти звучит иронически. Оно дышит своеобразным поэтическим пафосом, который вырастает из сознания огромных сил народа, из предчувствия его великого исторического будущего. Все это находит свое выражение в лирических отступлениях, образующих существенный элемент повествовательной манеры Гоголя. Его юмор переплетается с серьезными, даже трагическими размышлениями. Гоголь испугался того размаха, который приняла критика русской действительности в его произведении. Он хотел во втором томе «Мертвых душ)) показать нравственное возрождение своих героев.

 Внутренняя фальшь  поставленной задачи побудила  писателя уничтожить многое из  того, что им было написано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Литература 50—60-х годов Революционно-демократический лагерь

 

 Конец дворянского периода  освободительного движения, и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе.

 В 50-е годы журнал «Современник»  объединял вокруг себя крупнейших  демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики.

 Революционно-демократический  лагерь в литературе был в  России более мощным, сплоченным, идейно зрелым, нежели в любой другой европейской стране.

 Александр Иванович Герцен (1812—1870) был не только мыслителем и  революционером, но и замечательным  писателем. Белинский говорил,  что у

 Герцена-писателя на первом  месте ум, а фантазия па втором. Особенность его таланта заключалась не столько в умении создавать пластические образы, сколько в способности объяснить те общественные явления, которые он изображал. Изображение явлений жизни служило Герцену для пояснения его мысли.

 В романе «Кто виноват?» (1848 г.) Герцен показывает, как коверкает жизнь людей крепостное право. Представители дворянской интеллигенции, изображенные в романс, понимают пороки окружающей жизни, но не знают путей борьбы с ними и не имеют сил для этой борьбы.

 Рассказы, написанные Герценом  в 50—60-е годы, построены уже  на западноевропейской тематике. Лучший из них «Доктор, умирающий  и мертвые» основан на противопоставлении  героических революционеров 1789 г.  либералам

1848 г., предавшим дело революции.

 Герцен стремился к свободной форме, которая давала бы ему возможность выразить свои мысли и чувства. Он нашел такую форму в своих замечательных мемуарах «Былое и думы» (50—60-е годы). В них автор не только рассказывает свою жизнь, не только рисует широкую картину общественной борьбы в России и на Западе, но выражает также свои наиболее общие и глубокие идеи. Герцен — блестящий стилист, остроумный, иронический, оказал большое влияние на развитие русской публицистики.

 Величайшим представителем  революционно-демократического направления в развитии эстетической мысли и литературы был Николай Гаврилович

 Чернышевский (1828—1889).

 Эстетические взгляды Чернышевского  носят материалистический характер  и связаны с философией Фейербаха.  Однако Чернышевский сделал решительный шаг вперед по сравнению с созерцательным материализмом Фейербаха. Он уже понимал революционную роль диалектики. Основным эстетическим произведением

 Чернышевского является его  диссертация «Эстетические отношения  искусства к действительности»  (1855 г.), в которой он полемизирует с идеалистической эстетикой последователей Гегеля. Отстаивая материалистическую точку зрения,

 Чернышевский доказывал, что  прекрасное есть жизнь. Задача  искусства состоит поэтому и  в том, чтобы изображать жизнь,  и в том, чтобы произнести приговор ее отрицательным явлениям. Чернышевский связывает искусство с борьбой против реакционной действительности, видит главную его цель в служении идее революционного преобразования общества.

 Большое значение имел роман  Чернышевского «Что делать?» (1863 г.). В нем Чернышевский показал представителей передовой интеллигенции, выдвинутых эпохой демократического подъема в России. Характерная черта творчества

 Чернышевского—желание связать  стремления людей к разумному  общественному устройству с их  реальными интересами и потребностями. Это находит выражение в так называемом «разумном эгоизме», который исповедуют герои романа. Через образы новых людей Чернышевский раскрывает в романе свое представление о социалистическом будущем, отражающее влияние идей Фурье.

 Среди других литературных  произведений Чернышевского выделяется

 «Пролог» (конец 60-х годов), в  котором писатель дает замечательную  по глубине и проницательности  критику крестьянской реформы  и трусливой политики либералов.

 Ученик и соратник  Чернышевского Николай Александрович  Добролюбов (1836—

1861) опирался в своей  критике на те же революционно-демократические  идеи, которые лежали в основе  подхода Чернышевского к вопросам  эстетики. В своих выдающихся  статьях «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве» и др. Добролюбов выступает, по его собственному выражению, как представитель «реальной критики». Рассматривая литературное произведение с точки зрения отражения в нем социальных противоречий, он разбирал общественные вопросы, поднятые писателями, говорил не только о литературе, но и о жизни, расширял картину, нарисованную художником, и этим помогал читателю уяснить ее общественное значение. Такие корифеи русской литературы, как Гончаров и Островский, высоко ставили истолкование их творчества, данное Добролюбовым.

Информация о работе Золотой век русской культуры