Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:32, реферат
Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.
Видение………………………………………………………………....3
1. Литература начала золотого века………………………………..….4
1.1. Пушкин А.С……………………………………………...…………5
1.2. Лермонтов М.Ю……………………………………………………7
1.3. Гоголь Н.В………………………………………………………….8
2. Литература 50 – 60-х годов Революционно-демокритический
лагерь………………………………………………………………….10
2.1. Островский А.Н………………………………………...………….12
2.2. Тургенев И.С……………………………………………...………..13
2.3. Достоевский Ф.М……………………………………….…………14
2.4. Толстой Л.Н……………………………………………..…………15
3. Борьба направлений в русском театре……………………..………17
3.1. Театр 30-50-х годов ………………………………….……..……..18
Заключение………………………………………………….………….20
Список используемой литературы………………………….………...21
С 1823 г. Пушкин
работает над величайшим своим
созданием—романом в стихах «
«Маленькие трагедии» (30-е годы) рисуют столкновение дерзкой человеческой личности с законами, традицией и авторитетом. Пушкин высоко ценит красоту свободной индивидуальности, но он осуждает демонический эгоизм, отдавая предпочтение безыскусной народной правде. Эта тема своеобразно преломляется и в повести «Пиковая дама» (1833 г.), в которой изображен носитель эгоистической страсти к обогащению, стремящийся сорвать приз жизни, любой ценой подняться вверх.
В поэме «Медный
всадник» (1833 г.) Пушкин воплотил
свои представления об
Особое внимание Пушкина привлекает проблема крестьянских движений. Он коснулся этой темы в романе «Дубровский» (1832—1833 гг.), но не довел ее до конца. Тщательно изучив все доступные ему материалы о Пугачеве, собрав сведения на месте восстания, Пушкин создает книгу «История Пугачева», первое историческое исследование о крестьянской войне XVIII в. Опираясь на художественные принципы Вальтера Скотта, Пушкин написал «Капитанскую дочку»
(1836 г.), историческую
повесть с классической
Неповторимая красота
искусства Пушкина с огромной
силой проявилась в его лирике.
Лирика Пушкина не менее
Пушкин был центральной
фигурой русской литературы
XIX в. Белинский прямо называет этот период русской литературы
«пушкинским». С именем
Пушкина связан не только
1.2. Лермонтов
В конце 30-х годов обозначился переход к новому типу реализма.
Белинский видел
основную его особенность в
усилении критического начала, росте
разоблачительной тенденции.
Ненависть к «светской черни», к голубым жандармским мундирам николаевской России проходит через всю поэзию Лермонтова. В его лирике звучат мотивы мятежа, смелого вызова, ожидания бури..-Образы мятежников, ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцыри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова»,
1838 г.). Лермонтов — поэт действия. Именно за бездеятельность бичует он свое поколение, воспитанное эпохой реакции, неспособное к борьбе и созидательному труду («Дума»).
В центре самых
значительных произведений
«Маскарад», 1835—1836 гг.), Демон («Демон», 1829—1841 гг.) и Печорин
(«Герой нашего времени»,
1840 г.). Разочарованный в окружающей
мелочной жизни, поэт прошел
через увлечение такой
1.3. Гоголь
Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) завершил чрезвычайно важный для русской литературы XIX в. поворот к прозаическим жанрам—повести и роману.
Первое значительное произведение Гоголя «Вечера на хуторе близ
Диканьки» (1831—1832
гг.) вводит читателя в мир
Фантастика этой книги и ее беззаботно веселый тон имеют мало общего с последующими произведениями Гоголя-реалиста. Вторая книга — «Миргород»
(1835 г.), хотя она и
является продолжением «
Диканьки», носит более зрелый характер. Четыре повести, составляющие
«Миргород», как бы
контрастируют друг с другом.
В «Тарасе Бульбе» Гоголь
Страшной фантастике
«Вия» противостоит
«Старосветских помещиков».
Особое место в наследии Гоголя занимают его «Петербургские повести», изображающие современный Гоголю большой город с его социальными контрастами. Одна из этих повестей, «Шинель» (1842 г.), имела особое влияние на последующую литературу. Сочувственно изображая судьбу забитого и бесправного мелкого чиновника, Гоголь открыл путь всей демократической русской литературе' от Тургенева, Григоровича и раннего Достоевского до
Чехова. «Все мы
вышли из гоголевской «Шинели»»
В комедии «Ревизор» (1836 г.) Гоголь выступает как продолжатель традиции Фонвизина и Грибоедова. Он дает глубокое и беспощадное разоблачение чиновной камарильи, ее беззаконий и произвола. Гоголь отбросил традиционную любовную интригу и построил свое произведение на изображении общественных отношении. Сатира Гоголя направлена не против отдельных
«злоупотреблений»,
а против самых основ
Величайшее создание
писателя—«Мертвые души» (1842—
Внутренняя фальшь поставленной задачи побудила писателя уничтожить многое из того, что им было написано.
2. Литература 50—60-х годов Революционно-демократический лагерь
Конец дворянского периода освободительного движения, и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе.
В 50-е годы журнал «
Революционно-демократический лагерь в литературе был в России более мощным, сплоченным, идейно зрелым, нежели в любой другой европейской стране.
Александр Иванович Герцен (1812—1870) был не только мыслителем и революционером, но и замечательным писателем. Белинский говорил, что у
Герцена-писателя на первом месте ум, а фантазия па втором. Особенность его таланта заключалась не столько в умении создавать пластические образы, сколько в способности объяснить те общественные явления, которые он изображал. Изображение явлений жизни служило Герцену для пояснения его мысли.
В романе «Кто виноват?» (1848 г.) Герцен показывает, как коверкает жизнь людей крепостное право. Представители дворянской интеллигенции, изображенные в романс, понимают пороки окружающей жизни, но не знают путей борьбы с ними и не имеют сил для этой борьбы.
Рассказы, написанные Герценом
в 50—60-е годы, построены уже
на западноевропейской
1848 г., предавшим дело революции.
Герцен стремился к свободной форме, которая давала бы ему возможность выразить свои мысли и чувства. Он нашел такую форму в своих замечательных мемуарах «Былое и думы» (50—60-е годы). В них автор не только рассказывает свою жизнь, не только рисует широкую картину общественной борьбы в России и на Западе, но выражает также свои наиболее общие и глубокие идеи. Герцен — блестящий стилист, остроумный, иронический, оказал большое влияние на развитие русской публицистики.
Величайшим представителем революционно-демократического направления в развитии эстетической мысли и литературы был Николай Гаврилович
Чернышевский (1828—1889).
Эстетические взгляды
Чернышевского является его
диссертация «Эстетические
Чернышевский доказывал, что
прекрасное есть жизнь. Задача
искусства состоит поэтому и
в том, чтобы изображать жизнь,
Большое значение имел роман Чернышевского «Что делать?» (1863 г.). В нем Чернышевский показал представителей передовой интеллигенции, выдвинутых эпохой демократического подъема в России. Характерная черта творчества
Чернышевского—желание
Среди других литературных
произведений Чернышевского
«Пролог» (конец 60-х годов), в
котором писатель дает
Ученик и соратник
Чернышевского Николай
1861) опирался в своей
критике на те же революционно-