Золотой век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:32, реферат

Описание

Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.

Содержание

Видение………………………………………………………………....3
1. Литература начала золотого века………………………………..….4
1.1. Пушкин А.С……………………………………………...…………5
1.2. Лермонтов М.Ю……………………………………………………7
1.3. Гоголь Н.В………………………………………………………….8
2. Литература 50 – 60-х годов Революционно-демокритический
лагерь………………………………………………………………….10
2.1. Островский А.Н………………………………………...………….12
2.2. Тургенев И.С……………………………………………...………..13
2.3. Достоевский Ф.М……………………………………….…………14
2.4. Толстой Л.Н……………………………………………..…………15
3. Борьба направлений в русском театре……………………..………17
3.1. Театр 30-50-х годов ………………………………….……..……..18
Заключение………………………………………………….………….20
Список используемой литературы………………………….………...21

Работа состоит из  1 файл

готовый Реферат по Истории.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Борьба направлений в русском театре в начале XIX века

 

 С конца XVIII в.  театр в России, как и в других европейских странах, вступает в новую эпоху своего развития. Начинается быстрый рост количества театров в провинции, нередко за счет перехода помещичьих крепостных театров на коммерческие основы. Крупные театральные предприятия, объединяющие драматические, оперные и балетные труппы, создаются в Петербурге и Москве.

 В 1824 г. в Москве  образовалась самостоятельная драматическая  труппа Малого театра. В Петербурге  в 1832 г. возникает драматический  Александрийский театр.

 Прогрессивное направление русского театра утверждало себя в постоянной борьбе с реакционными тенденциями в репертуаре и во всей организации театрального дела, порожденными правительственной политикой в области искусства. Существовавшая в Петербурге и Москве монополия императорских театров ограничивала возможности новаторских начинаний, ставила драматургов и актеров в зависимость от требований дирекции и всего насаждаемого в театрах бюрократического режима. В трудных условиях развивался театр в провинции, где процветала коммерческая инициатива антрепренеров и где преимущественно только силой актерских талантов театр удерживался на уровне художественных требований. Огромную поддержку развитию прогрессивного направления в русском сценическом искусстве оказывала передовая демократическая критика, которая отстаивала идейные основы театра, его социальную содержательность, верность принципам жизненной правды. Идейная борьба проходит через все развитие русского театра XIX в. Руководящую роль в ней завоевывает прогрессивное направление, опирающееся на широко развивающийся в эту эпоху в России процесс формирования национальной демократической культуры и на растущие возможности яркого выражения в драматургии и театре критических, антикрепостнических тенденций. На этой почве достигает особого успеха сценический реализм, и в то же время утверждается направление прогрессивного романтизма. В период от Фонвизина до Островского складываются основные традиции русской театральной культуры, определяются черты ее художественного своеобразия.

 В конце XVIII —начале XIX в. в русском театре ведущее значение приобретает просветительский сентиментализм. Просветительская идея прирожденного равенства всех людей, идея «естественного человека», обращенная в творчестве целого ряда драматургов и актеров на раскрытие противоречий крепостнического строя, помогала выявить общественную и нравственную недопустимость рабства. Внимание драматургов привлекали при этом внутренний мир человека, его душевные конфликты (драмы Н. И. Ильина,

 Ф. Ф. Иванова,  трагедии В. А. Озерова и др.). С другой стороны, в тех сентиментальных драмах, которые были проникнуты охранительными тенденциями, проявлялось стремление к сглаживанию жизненных противоречий, черты слащавой идеализации, мелодраматизма (произведения В. М. Федорова, С. Н. Глинки и др.).

 Повышенная «чувствительность», искренность сценического переживания,  часто обогащаемые элементами  социальной и бытовой правды  в обрисовке персонажа, отличали  игру Я. Е. Шушерина (1753—1813), А.  Д. Каратыгиной

(1777—1859) и других актеров этого времени. Сентиментализм освобождал игру актеров от власти рационалистических принципов классицизма и содействовал разрушению эпигонских традиций этой системы, развитию в исполнительском искусстве романтических и реалистических тенденций.

 Развитие романтизма в русском театре начала XIX в. связано с нарастанием в драме и актерском творчестве мотивов неудовлетворенности существующей действительностью, индивидуалистического протеста, бурных переживаний свободолюбивой личности. Эти романтические черты свойственны искусству выдающегося русского актера А. С. Яковлева (1773—1817).

 Значительное воздействие  на развитие театра оказали  эстетические взгляды писателей-декабристов.  Разрабатываются темы борьбы  против национального и политического  угнетения, создаются образы сильных, вольнолюбивых героев, охваченных жаждой патриотического подвига («Марфа

 Посадница, или  Покорение Новагорода» Ф. Ф.  Иванова, «Вельзен, или

 Освобожденная Голландия»  Ф. Н. Глинки, «Андромаха» П.  А. Катенина,

 «Аргивяне» В. К.  Кюхельбекера и др.). Исполнительский стиль определялся сочетанием большой эмоциональности, искренности и естественности в выражении чувств с героической масштабностью характеров и пластической строгостью внешнего рисунка образа. Наиболее высокое ' и законченное выражение этот стиль нашел в творчестве крупнейшей трагической актрисы той эпохи Е. С. Семеновой (1786—1849).

 Одновременно в  комедии и драме продолжалось  развитие реалистических тенденций,  ограниченное, однако, узкими возможностями  водевиля (А. А.

 Шаховской, Н. И. Хмельницкий, А. И. Писарев) и семейно-бытовой, консервативной по духу пьесы (М. Н. Загоскин). Стремление актеров к жизненной правде опиралось как на искренность переживания, простоту, естественность (молодой М. С. Щепкин), так и на искусство внешнего перевоплощения, копировки отдельных ярких типов (И. И. Сосницкий, Е. И.

 Гусева и др.).

 

 3.1. Театр 30—50 годов

 

 В 30-е годы, в  обстановке жестокой политической  реакции, наступившей после разгрома  декабристского движения, важные  задачи выполняет направление прогрессивного романтизма. Романтический театр раскрывает внутреннюю драму человека, наделенного стремлением к свободе и социальной справедливости, и выражает бунт мыслящей личности против окружающего ее мира насилия и произвола. На русской сцене в эти годы получают глубокое истолкование многие произведения мировой классики и прежде всего трагедии Шекспира, в которых с необычайной силой выступает тема борьбы за человеческое достоинство. Революционные тенденции театрального романтизма 30-х годов наиболее полно выявились в творчестве гениального русского актера-романтика

 П. С. Мочалова (1800—-1848) — художника необыкновенной душевной  мощи и экспрессии, потрясавшего  зрителей бурным подъемом своего  вдохновения, высокой гуманистической  устремленностью своего искусства. Развитие прогрессивных освободительных тенденций в театре жестко ограничивались правительством. Вне театра остается проникнутая критическими, свободолюбивыми идеями драматургия М. Ю. Лермонтова: его драма «Маскарад» в

1835—1836 гг. трижды запрещается цензурой (отрывки из пьесы впервые были поставлены благодаря настойчивости актеров в 1852 г., а полностью она сыграна только в 1864 г.). Не допускаются к постановке драмы В. Гюго.

 Видное место в  репертуаре занимает русская  и переводная мелодрама и романтическая драма, выражающая консервативные тенденции (в том числе монархические пьесы Н. А. Полевого, Н. В. Кукольника, Р. М. Зотова и др.).

 Влияние реакционной  идеологии сказывается и на  актерском искусстве.

^Прогрессивная критика  справедливо указывала на внутреннюю ограниченность петербургского трагика В. А. Каратыгина (1802—1853) и актеров его типа, на отсутствие большого гуманистического содержания, в их творчестве, на их приверженность к парадности и внешним эффектам.

 Преимущественно развлекательные цели выполнял водевиль, заполнивший сцену русского театра 30—40-х годов. Большой популярностью пользовались водевили П. А. Каратыгина, П. И. Григорьева, П. С. Федорова, В. А.

 Соллогуба. В этом  жанре с блеском выступали  И. И. Сосницкий (1794—1871), Н.

 О. Дюр (1807— 1839), В. Н. Асенкова (1817—1841), В. П.  Живокини

(1808—1874), В. В. Самойлов (1812—1887) и другие актеры. Водевиль  поднимался часто и до решения  серьезных художественных задач,  проникаясь критическим отношением  к действительности, стремлением к правдивой обрисовке разнообразных жизненных типов, приближаясь порой к форме комедии

(водевили Н. А. Некрасова,  писавшего под псевдонимом Перепельского,  Ф. А.

 Кони, Д. Т. Ленского  и др.). Яркий реалистический элемент  вносила в водевиль игра М.  С. Щепкина и А. Е. Мартынова, которые умели выявлять за его комическими ситуациями противоречия подлинной жизни, придавать создаваемым образам подлинный драматизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Несмотря на то, что в истории практически  нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать самым ярким ее этапом. Это период роста национального самосознания, сформировавшегося в процессе борьбы против французского нашествия. Но одновременно с этим складывается и развивается резко критический взгляд на социальное устройство российской действительности. Результатом становится декабристское восстание, продемонстрировавшее появление нового менталитета русской интеллигенции и в определенной мере ознаменовавшее выделение этого слоя общества.

  Общественная мысль  этого периода пытается найти  разрешение главных проблем времени:  государственного переустройства, крестьянской реформы и самого  человека. Так ищется путь, по  которому должно идти российское  общество. Взгляды мыслителей кардинально разделяются: не только славянофилы и западники, но и петрашевцы, народники, социалисты и т. д. предлагают свои кардинальные способы разрешения российских проблем.

  Особого расцвета  достигает в XIX веке русское  искусство, во всех своих видах и формах явившее миру соцветие великих имен гениев мирового масштаба. В искусстве всего за одно столетие осуществился процесс развития самых различных стилей и направлений от классицизма до реализма.

  Таким образом,  русская культура второй половины XIX столетия вправе гордиться великими именами. Классического совершенства достигли литература, живопись и музыка. Произведения гениев русского искусства позволили раскрыть необъятный мир человеческой личности. Метод реализма был первой попыткой в познании этого мира. В русской культуре XIX века сформировались все предпосылки современной культуры России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Александров В.Н.  История русской культуры. Минск, 2004.

2. Балакина Т.И. История  отечественной культуры. М., 2000. Ч. 2.

3. Георгиева Т.О. История  русской культуры. М., 2001.

4. Кондаков И.В. Введение  в историю русской культуры. М., 2003.

5. Лапшина Н.П. «Мир  искусства». М,, 2002.

6. Мир русской культуры. М., 2004.

7. Садохин А.П. Культурология:  теория и история культуры: Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2007.

8. Ценностный мир русской  культуры. СПб., 2006.




Информация о работе Золотой век русской культуры