Золотой век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:32, реферат

Описание

Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.

Содержание

Видение………………………………………………………………....3
1. Литература начала золотого века………………………………..….4
1.1. Пушкин А.С……………………………………………...…………5
1.2. Лермонтов М.Ю……………………………………………………7
1.3. Гоголь Н.В………………………………………………………….8
2. Литература 50 – 60-х годов Революционно-демокритический
лагерь………………………………………………………………….10
2.1. Островский А.Н………………………………………...………….12
2.2. Тургенев И.С……………………………………………...………..13
2.3. Достоевский Ф.М……………………………………….…………14
2.4. Толстой Л.Н……………………………………………..…………15
3. Борьба направлений в русском театре……………………..………17
3.1. Театр 30-50-х годов ………………………………….……..……..18
Заключение………………………………………………….………….20
Список используемой литературы………………………….………...21

Работа состоит из  1 файл

готовый Реферат по Истории.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

 Третий выдающийся  критик той эпохи—Дмитрий Иванович  Писарев (1840—1868) по своему общему  уровню стоял значительно ниже Добролюбова Чернышевского. Его критические статьи появились в основном после 1863 г., когда общественный подъем конца 50—начала 60-х годов был уже позади. Последователь вульгарно-материалистической философии Бюхнера и Молешотта, Писарев все надежды возлагал на развитие научных знаний, которые должны были, по его мнению, способствовать общественному прогрессу. Писарев считал, что художественная литература является праздной безделкой, отвлекающей людей от основной задачи — пропаганды научных взглядов. Он отрицал, например, высокую оценку, данную Белинским поэзии Пушкина. Одна из статей Писарева полемически озаглавлена «Разрушение эстетики». Но Писарев был решительным врагом феодально-крепостнического режима и прекраснодушного либерализма. Мастер боевой публицистики, он пробуждал критическую мысль, вызывал ненависть к крепостническому строю. К революционно-демократическому лагерю, возглавляемому Чернышевским, примыкали два великих художника—Некрасов и Салтыков-Щедрин. Редактор «Современника» и

 «Отечественных записок»  Николай Алексеевич Некрасов (1821—-1878) был другом и единомышленником Белинского и Чернышевского. В борьбе, которую революционные демократы вели против либерального лагеря, Некрасов держал сторону демократов, хотя и не всегда последовательно. В лице Некрасова русская литература выдвинула революционно-демократического поэта огромной идейной глубины и художественной зрелости. Гражданская тенденция его поэзии выступает у него не в виде отвлеченной декларации, она целиком вытекает из реалистического отражения жизни.

 Народ изображен  во многих стихотворениях Некрасова,  таких, как «Мороз красный нос» (1863 г.), «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1877 гг.). Поэт показал не только страдания людей из народа, но и их физическую и нравственную красоту, раскрыл их представления о жизни, их вкусы. Поэт утверждает превосходство крестьян над господами, изображает своекорыстие и жестокость бар-тунеядцев. В его поэмах выведены и образы тех, кого Некрасов называет «народными защитниками»,—-борцов за интересы народа. Лирические стихотворения Некрасова раскрывают образ самого поэта, передового писателя- гражданина, чувствующего страдания народа, рыцарственно преданного ему, готового пойти «на смерть за честь отчизны».

 

2.1. Островский

 Александр Николаевич  Островский (1823—1886)—исключительная  фигура на фоне литературы XIX в.  На Западе до появления Ибсена не было ни одного драматурга, которого можно было бы поставить в один ряд с ним. В жизни купечества, темного и невежественного, опутанного предрассудками, склонного к самодурству, нелепым и забавным прихотям, он нашел оригинальный материал для своих сценических произведений. Картины жизни купечества давали

 Островскому возможность  показать важную сторону русской  жизни в целом,

 «темное царство»  старой России.

 Но Островский не  только рисует «темное царство»  невежественных купцов, взяточников-чиновников, доживающих свой век паразитов из дворян. Уже в драме «Гроза» он вывел женский характер, полный нравственной силы и честности, неспособный к примирению с рабством, протестующий против него. В пьесах «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники»

 Островский показал  трагическую судьбу женщины в  мире богатых и бедных, господ  и рабов. С беспощадным презрением  изображает драматург ничтожных  дворян, вынужденных отступить перед  дельцами нового типа. Победителем  оказывается цивилизованный буржуа, трезвый, умный и безжалостный. Показывая его энергию и хватку, Островский противопоставляет ему интеллигента- разночинца, защищающего демократические идеалы.

 Островский — народный  драматург в подлинном и глубоком  смысле этого слова. Его народность проявляется и в непосредственной связи его искусства с фольклором — народными песнями, пословицами и поговорками, составляющими даже названия его пьес, и в правдивом, проникнутом демократической тенденцией изображении народной жизни, и в необычайной выпуклости, рельефности созданных им образов, облеченных в доступную и демократическую форму и адресованных народному зрителю.

 

2.2. Тургенев

 Иван Сергеевич  Тургенев (1818—1883) начал свою литературную  деятельность в 40-е годы, когда  в русской общественной жизни еще окончательно не размежевались либеральная и демократическая тенденции. Он испытал на себе благотворное влияние идей Белинского. В очерках, которые

 Тургенев печатал  на страницах «Современника»  под общим названием «Записки  охотника» (1847—1852 гг.), показано бесчеловечное угнетение крестьян при крепостном праве. В романах «Рудин» (1856 г.) и «Дворянское гнездо» (1859 г.) писатель изображает передового представителя дворянства, чувствующего глубокую неудовлетворенность окружающей его средой, но не находящего в себе энергии, чтобы порвать с ней и стать борцом против нее. Как Пушкин в

 «Евгении Онегине», послужившем прообразом для этих  романов, Тургенев сталкивает  своего «лишнего человека» с  женщиной, обладающей сильным нравственным  складом. Тонкость и глубина психологического анализа, проникновенное изображение русской природы, классическая завершенность стиля делают эти романы превосходными произведениями русской и мировой литературы.

 Тургенев не ограничился  изображением «лишних людей». В  романе

 «Накануне» (1860 г.) он показал болгарского революционера Инсарова, за которым самозабвенно пошла русская девушка Елена Стахова. Но Тургенев искал героя, сложившегося на русской почве и посвятившего себя служению России.

 Такой образ он  нашел в лице разночинца Базарова, изображенного им в романе

 «Отцы и дети»  (1862 г.). Базаров отрицает поэзию  и возвышенные чувства, которыми  гордятся представители дворянской  среды (поэтому он в их глазах  —

 «нигилист», отрицатель), он думает, что главная задача  состоит в распространении естественных наук. Хотя некоторые черты Базарова коробят писателя, Тургенев изображает все же своего героя как глубокую и трагическую личность, истинного гиганта рядом с мелкими фигурами образованных помещиков.

 В последние годы  своей жизни писатель почти постоянно жил за границей.

 Он выступал на  Западе в роли пропагандиста  русской литературы; его собственные  произведения во многом способствовали  ее мировому влиянию.

 

 2.3. Достоевский

 Художник огромного  таланта, Федор Михайлович Достоевский  (1821—1881) был сложным и противоречивым писателем. Он создал непревзойденные по силе и выразительности картины страданий людей под гнетом капитализма, но отвергал революционный путь и в течение многих лет вел ожесточенную борьбу против идей революционно-демократического лагеря.

 Достоевский вступил  в литературу как представитель  «натуральной школы», продолжая  традиции Пушкина и Гоголя. Его  первая повесть «Бедные люди»  (1846 г.) была восторженно встречена  Белинским. В этой повести Достоевский  с глубоким сочувствием изображает страдания «бедных людей», живущих в большом городе, защищает достоинство простого человека, показывает его превосходство над представителями аристократии. Но уже в этой повести проявились в зародыше некоторые черты будущих воззрений Достоевского. Он не видит в «маленьком человеке» способности к протесту и борьбе, не верит в возможность активного воздействия на действительность.

 Молодой Достоевский  состоял в кружке Петрашевского  и был приговорен в

1849 г. к смертной  казни, замененной каторгой. После  отбытия каторги его зачислили  на военную службу рядовым.  Именно в эти годы писатель  пережил внутренний надлом. Он  разочаровался в идеях революционной интеллигенции, объявил революционеров людьми, далекими от народа, и призвал обратиться к народной правде, основой которой считал смирение, долготерпение, простодушную веру. Возвратившись из ссылки, Достоевский как публицист и писатель неоднократно вступал в полемику со сторонниками революционного лагеря, писал против них памфлеты, пародировал их.

 Но и в этот  период своего творчества Достоевский  создает произведения огромного  критического размаха, изображает  кричащие противоречия пореформенной России. Такова его книга «Записки из мертвого дома»

(1861—1862 гг.), в которой  показаны страдания людей на  царской каторге.

 Крупнейшее произведение  Достоевского—роман «Преступление  и наказание»

(1866 г.). В нем выведен  человек, проникнутый сознанием своей исключительности, презрением к массе и уверенностью в своем праве нарушать моральные нормы. Достоевский развенчивает этого индивидуалиста и вскрывает внутренний крах его устремлений. Роман дает потрясающее по силе изображение нищеты и страданий людей при капитализме, показывает распад личности и семьи, унижение и поругание человеческого достоинства.

 Реакционные взгляды  Достоевского уже отчетливо сказались  в этой книге,

 Писатель считает,  что буржуазный индивидуализм  характерен для представителей  революционного лагеря и выдает индивидуалиста за революционера. Развенчивая его, Достоевский хочет развенчать в его лице и все революционное движение. С другой стороны, эгоизму и «наполеоновскому» принципу подавления слабых Достоевский может противопоставить только мораль смирения, покорности и кроткой веры.

 Свой положительный  идеал, идеал нравственно прекрасного  человека

 Достоевский воплотил  в романе «Идиот» (1868 г.). В этой  книге также дано изображение  жестокости, эгоизма, изуверства  господствующих буржуазно- дворянских кругов. Им противопоставлен положительный герой, воплощение кротости, сочувствия человеческим страданиям, с чертами Дон-Кихота. Он беспомощен в борьбе с социальным злом, но тем не менее представляет единственное начало, которое можно выдвинуть против жестокости современной жизни.

 Творчество Достоевского  получило мировое признание. Его  реакционные идеи, его высказывания  о том, что в сознании человека  господствуют темные, эгоистические  инстинкты, которые надо подавлять  при помощи религиозного смирения, использовались идеологами господствующих классов для реакционной пропаганды. Но, как великий реалист и страстный обличитель капитализма,

 Достоевский служит  своим искусством прогрессивному  человечеству.

 

 

 2.4. Толстой

 Лев Николаевич  Толстой (1828—1910) занимает выдающееся место в ряду деятелей мировой культуры. Толстой происходил из высшей дворянской знати, но он порвал со своим классом и выступил как выразитель идей и настроений многомиллионного русского крестьянства, воплотив в своем творчестве и его ненависть к господствующему помещичье-буржуазному режиму, и его незнание путей борьбы, политическую неразвитость, апелляцию к богу, наивные представления о возможности «непротивления злу». В биографической трилогии

 «Детство, отрочество  и юность» (1851—1856 гг.) главный герой Николенька

 Иртеньев принадлежит  к числу тех нравственно чутких  людей из господствующего класса, которые остро чувствуют социальную  несправедливость и ложь окружающей  жизни. Образ такого человека, мучительно ищущего правды, желающего разобраться в происходящем, проходит через все творчество Толстого.

 Служба в армии  на Кавказе и в Крыму, участие  в героической обороне

 Севастополя сблизили  Толстого с народной массой, с  крестьянами, одетыми в солдатские' шинели. В ряде произведений, посвященных войне на Кавказе, и в своих замечательных «Севастопольских рассказах» (1855—1856 гг.) Толстой нарисовал картины войны, свободные от фальшивой батальной героики, и изобразил величие русского солдата, выполняющего свой долг просто и спокойно, без позы и громких фраз.

 Роман «Война и  мир» (1863—1869 гг.) — грандиозная эпопея  народной войны против Наполеона,  величайшее произведение не только  русской, но и мировой литературы. Толстой показал здесь все  русское общество, создал широкую  картину русской жизни. Изображая титулованную аристократию, Толстой обрисовал ее эгоизм и карьеризм, лицемерие и паразитизм, преданность суетным делам. Он противопоставил ей тех представителей дворянства, которые чувствуют связь с национальными основами народной жизни или пытаются понять сложные противоречия действительности и найти свое место в дни великого народного бедствия.

 Толстой вывел в  своем романе многочисленных  русских людей, мужественно и  скромно совершающих великие  подвиги. Эти люди представляют  народную

 Россию, которая бесконечно  далека от фальшивой жизни  господствующих классов. Величие  полководца Кутузова Толстой  также видит в его отчужденности  от узких интересов господствующих  верхов и в близости к народу. Россия победила в войне 1812 г. потому, что война эта носила патриотический, общенародный характер.

 Но в «Войне и  мире» сказались и реакционные  стороны воззрений Толстого.

 Защищая мысль о  невозможности активного и сознательного  руководства военными операциями, он приписывает Кутузову фаталистическую пассивность и невмешательство в стихийный ход событий. Ложная идея Толстого проявилась и в том, что образ Кутузова внутренне связан в романе с образом крестьянина

 Платона Каратаева,  олицетворяющего смирение и христианскую  покорность судьбе.

 Толстой — гениальный психолог, мастер изображения народной жизни—уже в рассматриваемый период представляет собой одну из вершин, до которых поднялась мировая литература.

 

 

 

 

Информация о работе Золотой век русской культуры