Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение теоретических основ института финансового контроля в Российской Федерации и выявление путей к его возможному совершенствованию.
Основными задачами, которые были поставлены при написании данной работы, являются:
определение понятия и сущности финансового контроля;
изучение форм и методов проведения финансового контроля;
изучение нормативно-правовой базы, регулирующей институт финансового контроля;
поиск направлений по совершенствованию финансового контроля и его нормативно-правовой базы.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового контроля 5
1.1. Понятие финансового контроля и его сущность 5
2.2. Цели, принципы, предмет и метод, финансового контроля. 9
2.3. Финансовая дисциплина 13
Глава 2. Осуществление финансового контроля в Российской Федерации 15
1.1. Формы проведения финансового контроля 15 -
2.2. Организация и проведение финансового контроля - 17 -
2.3 Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в РФ - 19 -
Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля - 33 -
Заключение - 39 -

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ11.docx

— 108.07 Кб (Скачать документ)

Однако  целью  государственного  и  муниципального  финансового  контроля  не  является  воздействие  на  правовой  режим осуществления  каких-либо  финансовых  операций,  поскольку выполнение  законных  требований  органов  финансового  контроля  не  должно  препятствовать  ил и  делать  невозможным  аккумулирование,  распределение  или  использование  денежных фондов  государства и  муниципальных  образований.

Выполнение  основной   цели   государственного  и   муниципального  финансового  контроля  —  обеспечение  законности  и эффективности  финансовой  деятельности  —  осуществляется путем решения  определенных  задач,  зависящих  от  проводимой государством  финансовой  политики:

обеспечение  экономической  безопасности  государства  при  формировании  публичны х  централизованных  и  децентрализованных денежных  фондов;

обеспечение  надлежащего контроля за формированием  государственных доходов и  рациональным  их использованием;

улучшение   взаимодействия   и   координации   деятельности контрольных органов  в  Российской  Федерации; проверка  выполнения   Российской  Федерацией,  субъектами  РФ и  муниципальным и образованиям и функций  по аккумулированию,  распределению  и  использованию  соответствующих финансовых  ресурсов;

проверка  выполнения  финансовых  обязательств  перед  государством  и  муниципальным и  образованиям и  организациями  и физическими  лицами;

проверка  целевого  использования  бюджетными  получателями  и распорядителям и  выделенных бюджетных средств;

проверка  финансовой  деятельности  предприятий,  учреждений,  организаций;

проверка осуществления  субъектами  финансового  права денежных расчетов и  правил  ведения кассовых операций;

обеспечение соблюдения  правил совершения  операций с  валютой  и  валютным и  ценностями;

пресечение  и  предупреждение  правонарушений  в  финансовой  сфере.

Укрепление  законности  как основная  цель государственного и  муниципального  финансового  контроля  находится  в  органической  взаимосвязи  с  финансовой  дисциплиной:  «Законность предполагает дисциплину и  сама  в определенной  степени  зависит от  нее.  Укрепление дисциплины  положительно сказывается на  укреплении  законности,  и,  наоборот,  постоянные  нарушения  дисциплины  подрывают незыблемость основ  законности»9.

Поскольку финансовый контроль является одной  из функций управления, то ему присущи  общие принципы управления, на которых  базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно  с преломлением содержания этих принципов  применительно к функции контроля. В этой связи можно выделить следующие принципы:

Принцип плановости – субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий;

Принцип системности  - при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления;

Принцип непрерывности означает, что все объекты подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности;

Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан.10

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении;

Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля;

Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации.

Принцип эффективности контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

Предметом государственного  и муниципального  финансового контроля выступают валютные  и кассовые  операции,  сметы предприятий,  налоговые декларации,  операции  с  бюджетным и средствами, бухгалтерская документация  и т. д.

Объектами  государственного  и  муниципального  финансового  контроля  являются  движение  денежных  средств  в  процессе аккумулирования,  распределения  и  использования  публичны х денежных фондов,  а также  материальные, трудовые и иные  ресурсы.

Субъектами  государственного  и  муниципального  финансового  контроля являются  государственные и  муниципальные органы,  а также  негосударственные  организации  и  учреждения, которые  наделены  полномочиями  проводить  мероприятия  по проверке  соблюдения  финансового  законодательства.

Подконтрольными  субъектами  выступают   Российская    Федерация  в  целом,  субъекты  РФ  и  муниципальные  образования, органы  государственной  власти, органы  местного самоуправления,  организации,  предприятия,  учреждения  и физические  лица,  совершающие или опосредующие  финансовые  операции. В системе правоотношений,  складывающихся  в сфере  государственного  и  муниципального  финансового  контроля,  эти лица становятся  адресатами  властных  предписаний,  что и обусловливает необходимость контроля за  выполнением установленных правил  поведения.

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, нормативной и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Анализ  литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две  группы: общенаучные методы и специфические  контрольные методы.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Специфические методические приемы государственного финансового контроля представляют собой особые приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции контроля.

По  информационному обеспечению различают  методы документального и фактического контроля.

Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Основными методами государственного финансового  контроля являются:

Проверки, приводящиеся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов.

Обследование - анализ финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор, осуществляющийся контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии.

Анализ  финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности.

Мониторинг — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки  соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.11

 

2.3. Финансовая дисциплина

Финансовая  дисциплина  —  это реализация  прав  и  подчинение обязанностям,  содержащимся  в  правовых актах,  а  также  в  иных нормативных     и     индивидуальных    предписаниях,      в     целях    упорядочения       процессов      аккумулирования,       распределения       и       использования фондов      денежных     средств     государства,      муниципальных     образований,      предприятий,    учреждений,     организаций     и     физических   лиц.

Из данного  определения  выводятся  следующие  характерные признаки  финансовой  дисциплины;

во-первых,  финансовая  дисциплина  —  это  форма  социальной  связи  субъектов финансового  права,  создаваемая  и  реализуемая в процессе публичной финансовой деятельности.  В данном  качестве  финансовая  дисциплина  свидетельствует о  признании   и   соблюдении   каким-либо   субъектом   финансового права  согласованных  правил,  норм,  процедур финансовых  отношений,  операций и т. д.;

во-вторых,  финансовая  дисциплина  отражает  основной  метод финансового права —  метод властных предписаний и выражается  через  отношения  подчинения  одного  субъекта другому (императивны е требования  и  установки);

в-третьих,  финансовая дисциплин а связана не  только  с реализацией предоставленных субъекту прав,  но  и  в  большей  степени  —  с  подчинением установленным  обязанностям.  Причем обязанности  не всегда  могут быть установлены  нормативным и финансово-правовым и  актами,  но  и  правоприменительными, интерпретационными,  договорными  и  индивидуальным и  предписаниями.  Следовательно,  сущность финансовой  дисциплины заключается  не  в  наличии  прав  или  обязанностей,  а именно  в четкой  их  реализации  и соблюдении.  Финансовая дисциплина в  таком   аспекте   представляет  собой  фактическое   поведение субъектов  финансового  права,  соответствующее определенным правилам;

в-четвертых,  целью  финансовой  дисциплины  является  упорядочение  процессов  аккумулирования,  распределения  и  использования  денежных  фондов   государства,   муниципальных образований,  предприятий,  учреждений, организаций;

в-пятых,  одним  из  участников отношений,  складывающихся в сфере финансовой дисциплины,  обязательно  выступает субъект  финансового  права.  Этот  признак  позволяет  отграничить финансовую дисциплину от иных видов дисциплины  (трудовой, воинской, служебной и т. д.). Однако некоторые отношения могут являться  одновременно объектом  финансовой  и  иной дисциплины.  Так,  статья  114  Конституции  РФ  предписывает  Правительству  РФ  разрабатывать  и  предоставлять  Государственной Думе  федеральный  бюджет  и  обеспечивать  его  исполнение; статья  57  Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные  налоги  и  сборы.  Названные  пример ы  показывают сочетание финансовой  и  конституционной дисциплины,  что,  с одной  стороны,  подкрепляет финансовое  право,  а с другой  — дает механизм реализации  конституционных  норм.

Дисциплина проявляется во всех сферах и направлениях финансовой   деятельности:   бюджетной,   налоговой,   кредитной, страховой, валютной и т. д.  Поэтому в зависимости от круга охватываемых общественных отношений финансовую дисциплину можно подразделить на бюджетную, налоговую, валютную и т. д.

Сказанное    позволяет   считать   финансовую  дисциплину  самостоятельной      категорией      финансового     права.

В  современных  условиях  финансовая  дисциплина  приобретает  особую  актуальность,  поскольку  выступает  одним  из  основных условий  реализации  финансовой деятельности  государства,  муниципальных  образований,  предприятий,  учреждений, организаций,  а также фактором  оптимизации  финансовой  политики  государства.  Финансовая  дисциплина  обеспечивает выполнение доходных частей  бюджетов,  своевременное  и  полное финансирование  государственных и  муниципальных  расходов, соблюдение  и  защиту  законных  прав  субъектов  финансового права,  составление  достоверны х  статистически х  данных,  правильное ведение бухгалтерского учета и т. д.

Информация о работе Финансовый контроль