Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение теоретических основ института финансового контроля в Российской Федерации и выявление путей к его возможному совершенствованию.
Основными задачами, которые были поставлены при написании данной работы, являются:
определение понятия и сущности финансового контроля;
изучение форм и методов проведения финансового контроля;
изучение нормативно-правовой базы, регулирующей институт финансового контроля;
поиск направлений по совершенствованию финансового контроля и его нормативно-правовой базы.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового контроля 5
1.1. Понятие финансового контроля и его сущность 5
2.2. Цели, принципы, предмет и метод, финансового контроля. 9
2.3. Финансовая дисциплина 13
Глава 2. Осуществление финансового контроля в Российской Федерации 15
1.1. Формы проведения финансового контроля 15 -
2.2. Организация и проведение финансового контроля - 17 -
2.3 Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в РФ - 19 -
Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля - 33 -
Заключение - 39 -
Среди общественных объединений выделяются те, для которых деятельность в финансово-контрольной сфере не является основной (адвокатура, правозащитные организации и т. д.) и которые образуются специально для осуществления финансового контроля. Так, Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»29 определена возможность привлечения общественных объединений организаций вкладчиков и акционеров для осуществления контроля за деятельностью на финансовом и фондовом рынках России.
Специфический характер правоотношений, складывающийся в процессе финансово-контрольной деятельности государства, предполагает наличие у проверяющих субъектов соответствующих экономико-правовых знаний и реальных возможностей по влиянию на финансовую деятельность. Поэтому в целях повышения эффективности общественного контроля создаются общественно-государственные объединения. В соответствии с этим Указом Президента РФ образован федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Фонд представляет собой некоммерческую организацию, учредителями которой являются федеральные органы исполнительной власти, общественные объединения, созданные в целях защиты прав вкладчиков и акционеров, в том числе комитеты по защите обманутых вкладчиков и акционеров. Для наиболее эффективной деятельности Фонд имеет право создавать региональные отделения, а также открывать филиалы и представительства как на территории России, так и за рубежом.
Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля
В целом, главными недостатками действующей системы государственного финансового контроля в РФ являются:
возможность использования средств бюджетов всех уровней не по целевому назначению, неполный возврат бюджетных ссуд в бюджетную систему;
разобщенность
действий различных органов государственного
финансового
контроля;
неупорядоченность
действий отдельных органов финансового
контроля порождает
взаимную заинтересованность контролеров
и объектов проверки и отсюда,
соответственно, коррупция и взяточничество.
Одной
из глубинных причин несовершенства государственного
финансового
контроля является наличие крупных диспропорций
в функционировании финансовой
системы страны, нарушающих равновесие
в различных сферах экономики. Это, так
называемые "черные дыры".30 Эти диспропорции
создают причины, порождающие
нарушения финансового, бюджетного и хозяйственного
законодательства, движение
финансовых потоков. К числу таких "черных
дыр" в современных условиях можно
отнести:
Все эти
"черные дыры" в финансовой системе
связаны с неэффективным
использованием ресурсов и создают предпосылки
для нарушения законодательства в
финансовой сфере, коррупции и других
злоупотреблений.
По мнению многих экспертов, действующая
в настоящее время система
управления государственными финансовыми
ресурсами не отличается отлаженным
механизмом контроля, что приводит
к неэффективному и нецелевому использованию
государственных финансовых средств
и не способствует сохранности товарно-
Одной из основных причин является неопределенность основных направлений организации финансового контроля. Не представлена в этой сфере и системная нормативная правовая база. Кроме того, до сих пор не отлажен порядок взаимодействия между органами государственного, аудиторского финансового контроля и правоохранительными органами.
Многие эксперты также отмечают, что государственный финансовый контроль в современной России реализуется во многом дублирующими друг друга органами, каждый из которых стремится к достижению лишь своей собственной задачи и использует даже в сходных областях контрольной деятельности собственные методы осуществления контроля.
Отсутствие единых методик и
принципов осуществления
Недостаточное взаимодействие между
различными контрольными органами проявляется
прежде всего в отсутствии законодательно
установленных обязательных каналов
обмена информацией между этими
органами. Отсутствие единых информационных
баз по объектам контроля препятствует
эффективному обмену информацией о
результатах проведенных
В результате, с одной стороны, контрольные мероприятия проводятся нередко бессистемно, а зачастую просто дублируются. Именно поэтому одни и те же нарушения выявляются различными органами снова и снова. С другой стороны, практика показала, что некоторые нарушения, особенно находящиеся на стыке компетенции разных контрольных органов, либо игнорируются, либо неправильно квалифицируются, что помогает нарушителям законодательства и далее уходить от ответственности.
Существуют предложения, направленные на улучшение деятельности Счетной палаты. Наиболее актуальными и сулящими реальные результаты представляются следующие из них:
Усиление
государственного финансового контроля
за счет расширения роли и
функций Счетной палаты потребует повышения
качества ее работы, оптимизации
организационного устройства, заинтересованного
участия Федерального собрания РФ в
реализации результатов ее деятельности.
Специфический порядок и процедуры действия
Счетной палаты должны быть подробно разработаны
и зафиксированы в Регламенте
Счетной палаты. Такой документ разграничит
функции и определит порядок
взаимодействия структурных подразделений
аппарата Счетной палаты РФ, а также
установит порядок (процедуры) ведения
дел и проведения мероприятий всех видов
и
форм контрольной деятельности, методики
проведения контрольных мероприятий.
Некоторые Предложения по совершенствованию организации системы государственного финансового контроля в РФ были предложены Абалкиным Л. И.. По его мнению, для совершенствования сложившейся системы финансового контроля необходимо:
разработать научно-методические основы
комплексной оценки социально-
экономической эффективности системы
финансового контроля, деятельности ее подсистем и отдельных
контрольных органов.
Среди принимаемых мер по улучшению
правового регулирования
Следующая мера — это разработка,
обсуждение и утверждение Программы
Правительства РФ по повышению эффективности
бюджетных расходов на период до 2012
года (далее — Программа). В программе
имеется раздел № 9 «Развитие системы
ГМФК», в котором изложены базовые
ориентиры реформирования этой системы.
Прежде всего, в программе предложено
новое определение ГМФК для его
включения в Бюджетный кодекс
РФ. Под ГМФК предлагается понимать
«деятельность уполномоченных органов
государственной власти (государственных
органов) и органов местного самоуправления
(муниципальных органов), направленную
на контроль: а) соблюдения бюджетного
законодательства Российской Федерации
и иных нормативно-правовых актов, регулирующих
бюджетные правоотношения; б) достоверности,
полноты и соответствия нормативным
требованиям бюджетной
Принципиальным моментом является то, что в данной программе указывается, что правовое регулирование в сфере ГМФК должно ориентироваться на осуществление контроля за участниками бюджетного процесса прежде всего органами власти в рамках бюджетного законодательства (на федеральном уровне всего 114 главных распорядителей бюджетных средств; это в основном и есть участники бюджетного процесса). В рамках же выделенного бюджета на исполнение подпрограмм соответствующих госпрограмм эти главные распорядители должны проводить финансовый контроль в подведомственных организациях, как правило, самостоятельно.
Как отмечается в программе, развитие
системы ГМФК требует четкого
разграничения полномочий органов
ГМФК по горизонтали (между органами
ГМФК публично-правового
В программе отмечается, что в
контексте изменений в системе
ГМФК требуется принять меры по повышению
качества и надежности внутреннего
контроля, осуществляемого главными
распорядителями бюджетных
Наконец, еще одна мера, принятая 3
октября 2010 г., — внесение в Государственную
думу РФ законопроекта «Об общих
принципах организации и