Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:10, контрольная работа

Описание

Мировые товарно-денежные отношения, а также в отдельной стране требуют определенного качества денег для обращения. Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.
Такой закон был открыт К. Марксом. Он устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Содержание

1. Закон денежного обращения. Денежная масса и факторы, влияющие на нее
2. Фондовая биржа

Работа состоит из  1 файл

Финансы и кредит.docx

— 68.17 Кб (Скачать документ)

агрегат М-3 - содержит агрегат М-2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных  учреждениях;

агрегат М-4 - состоит из агрегата М-3 плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

В США для определения денежной массы используется четыре денежных агрегата, в Японии и Германии - три. в Англии и Франции - два.

Анализ  структуры и динамики денежной массы  имеет важное значение при выработке  центральными банками ориентиров кредитно-денежной политики.

Для расчета совокупной денежной массы  в обращении в Российской Федерации  предусмотрены следующие денежные агрегаты:

агрегат М-0 - наличные деньги;

агрегат М-1 - равен агрегату М-0 плюс расчетные  текущие и прочие счета (расчетные  счета, специальные счета, счета  капитальных вложений, аккредитивы  и чековые счета, счета местных  бюджетов, счета бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, фонд долгосрочного  кредитования); плюс вклады в коммерческих банках; плюс депозиты до востребования  в Сбербанке;

агрегат М-2 - равен агрегату М-1 плюс срочные  вклады в Сбербанке;

агрегат М-3 - равен агрегату М-2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных  займов.

Использование различных показателей денежной массы позволяет дифференцированно  подойти к анализу состояния  денежного обращения.

Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы  денег в обращении, так и ускорения  их оборота. Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в  качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета  используются косвенные данные.

В промышленно развитых странах в  основном исчисляются два показателя скорости роста оборота денег:

показатель  скорости обращения в кругообороте доходов - отношение валового национального  продукта (ВНП) или национального  дохода к денежной массе, а именно к агрегату М-1 или М-2, этот показатель раскрывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития;

 

показатель  оборачиваемости денег в платежном  обороте - отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы.

В РФ в практике статистической работы в зависимости от полноты охвата оборота наличных денег различают: во-первых, скорость возврата денег  в кассы учреждений Центрального банка России как отношение суммы  поступлений денег в кассы  банка к среднегодовой массе  денег в обращении; во-вторых, скорость обращения денег в налично-денежном обороте, исчисляемую путем деления  суммы поступлений и выдачи наличных денег, включая оборот почты и  учреждений Сбербанка, на среднегодовую  массу денег в обращении.

Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов. как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто  монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.).

Ускорению обращения денег способствуют замена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов. внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств  денежных расчетов.

При обесценении денег потребители  увеличивают покупки товаров  для того чтобы оградить себя от падения покупательной способности  денег, что ускоряет денежный оборот. При прочих равных условиях ускорение  скорости обращения денег равнозначно  увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.

Применяемые кредитными институтами методы покрытия бюджетного дефицита обычно вызывают рост денежной массы в обращении  сверх реальных потребностей экономического оборота, обесценение денег.

Расширение  масштабов кредитования ведет к  росту эмиссии кредитных денег  и платежеспособного спроса. В  этом заключается активная роль кредитной  системы в инфляционном процессе.

В условиях нормально развивающейся  экономики денежно-кредитное регулирование  обеспечивает расширение кредитов и  увеличение денежной массы (в обращении  и на счетах в банках). Денежно-кредитное  регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание  инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических  нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и  валютой.

Все денежные средства - наличные и безналичные - должны иметь кредитную основу. Выдача кредита увеличивает количество денег или денежную массу, погашение  кредита уменьшает количество денег (наличных и безналичных), поэтому  предоставление ссуд должно осуществляться на макроуровне с учетом действия денежно-кредитных законов. На основе бюджетных денежных доходов и расходов населения и плана кассовых оборотов.

На  уровне конкретных коммерческих банков обязательно надо учитывать данные кредитных планов, т. к. там определены ресурсы кредитования (кредитный  потенциал коммерческого банка), складываемые из собственных средств  банка, привлеченных средств в виде депозитов вкладчиков и средств  коммерческого банка на межбанковском  рынке, эмиссии. Другая часть кредитного плана - направление (размещение) ресурсов.

Коммерческие  банки осуществляют депозитно-кредитную  эмиссию - денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим  клиентам, и уменьшается, когда ссуды  возвращаются. Эти банки являются кредитным орудием обращения. Предоставляемая  клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т. е. банк создает  депозит (вклад до востребования) , при  этом увеличиваются долговые обязательства  банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере  вклада, вследствие чего происходит увеличение денег в обращении. При наличии  спроса на банковские кредиты современный  эмиссионный механизм позволяет  расширить денежную эмиссию, что  подтверждается ростом денежной массы  в развитых странах. Вместе с тем, экономика нуждается в необходимом, но не в чрезмерном поступлении денег, “основной психологический закон”, смысл которого состоит в том, что по мере роста дохода, увеличения богатства склонность к потреблению  снижается. Отмечаются мотивы поведения  людей, подталкивающие их к некоторому сдерживанию расходов, направляемых на покупки, расширение потребления (скупость, предусмотрительность, расчетливость  и др., всего восемь мотивов).

Стабильный  и умеренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство  уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую  систему самым эффективным и  выгодным образом. Задача кредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в  идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.

С другой стороны, избыточная денежная масса  имеет свои недостатки: обесценение  денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного  положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная  политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а  во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

Косвенные факторы включают:

регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”.

регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.

обязательные  денежные резервы коммерческих банков.

операции  центрального банка на открытом рынке  ценных бумаг.

Косвенные факторы не могут работать в нашей  экономике на полную мощность по причине  ее недостаточной “рыночности”. Полноценный  рынок ценных бумаг, в том числе  рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу  ценных бумаг.

 

Прямое  регулирование покупательной способности  денежной единицы включает в себя такие методы, как:

прямое  и непосредственное регулирование  кредитов и их распределения государством.

государственное регулирование цен.

государственное регулирование пределов заработной платы.

государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.

государственное регулирование валютного курса.

Размер официальной учетной ставки

В современных условиях проводимой в  России политики ограничения объёмов  кредитных вложений - кредитной рестрикации - особое значение придаётся такому инструменту регулирования денежного  и кредитного рынка, как официальная  учётная ставка по кредитам Банка России. Официальная учётная ставка - выступает как плата, взимаемая Центральным Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В тоже время данная ставка является ориентиром, как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, Центральный Банк РФ определяет стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Банка России. Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов. Посредством манипуляции с официальной учётной ставкой Центральный Банк РФ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учётной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

 

Таким образом, учётная политика Банка  России представляет собой механизм непосредственного воздействия  на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости  кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику  страны в целом.

Повышая или понижая официальную учетную  ставку, центральный банк оказывает  воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении  кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение  учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение  рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и  валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный  баланс, увеличивается предложение  иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и  повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным  результатам.

Операции  с ценными бумагами на открытом рынке

 

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом  денежно-кредитного регулирования  являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся  у них ресурсов. Если центральный  банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможность предоставлять ссуды  клиентам уменьшается. Это приводит к сокращению денежной массы в  обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный  банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности  по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке  способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса  государственных ценных бумаг.

 

Анализ  двух методов кредитного регулирования  показывает, что установление и изменение  нормы обязательных резервов имеют  свои достоинства и недостатки по сравнению с методами рефинансирования банков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для  коммерческих и других банков является сугубо административным методом, в  отличие от операций на открытом рынке, относящимся к рыночным методам  регулирования.

Политика  количественных кредитных ограничений

Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

 

Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

 

В настоящее время в развитых странах  наблюдается снижение роли центрального банка как главного органа денежно-кредитного регулирования. Это объясняется  появлением и развитием новых  форм небанковского кредита, падением эффективности интервенций на денежном рынке зависимостью центрального банка  от правительства.

Величина  минимальных резервов

В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных  требований представляет собой установленное  в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных  резервов к абсолютным (объемным) или  относительным (приращению) показателям  пассивных (депозитов) либо активных (кредитных  вложений) операций. Использование  нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к  их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень  ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации.

 

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. Посредством изменения  норматива резервных средств  центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими  кредитов), а следовательно, и возможности  осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять  ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке  превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит  необходимую потребность, центральный  банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств  в центральном банке. Тем самым  он вынуждает банки сократить  объем активных операций”.

Информация о работе Финансы и кредит