Ответы по фининсовому праву

Автор работы: i********@rambler.ru, 28 Ноября 2011 в 19:23, шпаргалка

Описание

Краткие ответы на 44 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

шпоры по фин.праву1.doc

— 419.50 Кб (Скачать документ)

1. Понятие, функции  финансов. Финансовая  сисиема России.

Термин  «финансы» происходит от латинского глагола finare — окончить, урегулировать  спор (как правило, денежный). С XVIII в. понятие «финансы» получает международное  признание и применяется для  обозначения всех отношений, связанных с доходами и расходами.

Финансы – это денежные (экономические) отношения в обществе связанные с формированием, распределением, использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства. (Денежный фонд - специально выделенная, относительно обособленная часть денежных средств, предназначенная для определенных целей. Денежные фонды могут выделяться в виде части денежных средств всего государства или отдельных предприятий.)

Виды  финансов:

1) централизованные - используются для удовлетворения  общих нужд соответствующей территории. Централизованные финансы включают  денежные средства, которые аккумулированы:

а) в  бюджете государства;

б)в  государственных внебюджетных фондах;

в) в  государственном и банковском кредитовании;

г) в  личном и имущественном государственном страховании;

2) децентрализованные - денежные фонды предприятий,  организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. К децентрализованным финансам относятся денежные средства предприятий и организаций всех форм собственности, учреждений и общественных организаций, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;

3) местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов на территории муниципальных образований.

Сущность  финансов проявляется в их функциях, их обычно выделяют четыре:

  1. Распределительная функция – в ходе ее реализации разрабатываются и утверждаются бюджеты (федеральный, субъектов федерации и местные).
  2. Функция контроля – регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
  3. Регулирующая функция – заключается в воздействии государства на процесс воспроизводства через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.
  4. Стабилизационная функция – финансов заключается в обеспечении всех субъектов финансовых правоотношений стабильными экономическими и социальными условиями.

Под финансовой системой РФ понимается совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, а также система государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Финансовая  система РФ как совокупность финансовых институтов включает:

1) государственную  бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

2) внебюджетные фонды (социальные, экономические, специальные);

В число  государственных внебюджетных фондов входят: Пенсионный фонд РФ, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости  населения РФ, Федеральный дорожный фонд РФ.

3) государственный  и банковский кредит;

4) фонды  страхования (имущественного и  личного);

5) финансы  хозяйствующих субъектов и отраслей.

Рассмотрим  финансовую систему России как совокупность государственных органов и учреждений.

Государственная Дума, которая, являясь представительным органом, обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Кроме того, в соответствии со ст. 106 Конституции  РФ, федеральные представительные органы и представительные органы субъектов  федерации рассматривают, обсуждают  и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ.

Правительство РФ, которое, реализовывая исполнительную власть, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ:

  • разрабатывает и представляет Гос.Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • представляет Гос.Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики в пределах соответствующей территории.

В компетенцию  представительных и исполнительных органов власти, наряду с другими  функциями, входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность РФ или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.

Министерство  финансов РФ, которое, являясь федеральным органом исполнительной власти, обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют  также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Систему кредитных учреждений возглавляет  Центральный банк РФ (Банк России), одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Вместе с Правительством РФ Банк России определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, проводит денежную эмиссию. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Органы, осуществляющие контроль в области финансовой деятельности:

  • Федеральное казначейство РФ взаимодействует с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координирует работу по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы РФ, следит за государственной казной;
  • Счетная палата РФ, подотчетная Федеральному Собранию РФ, осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления РФ, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.
 

2. Финансовая деятельность  государства: понятие,  принцип осуществления.

Финансовая  деятельность государства  – представляет собой процесс сбора, распределения и использования фонда денежных средств, в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая  деятельность государства основана на основополагающих правилах и требованиях  — принципах, присущих всей деятельности Российского государства и закрепленных Конституцией РФ:

  • Принцип законности является основополагающим общеправовым принципом российского права и необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы. Он заключается в том, что вся финансовая деятельность детально урегулирована нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
  • Принцип федерализма заключается в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансового, валютного, кредитного регулирования (ст. 71 Конституции РФ).
  • Принцип единства финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств и единства денежной системы (ст. 8 Конституции РФ).
  • Принцип гласности гарантируется ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
  • Принцип участия граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  • Принцип плановости означает, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Государство осуществляет финансовую деятельность при помощи различных методов (способов), зависящих от многих факторов, в частности, от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы:

  1. Методы собирания денежных средств, которые, в свою очередь, подразделяют на:
  • налоги, с помощью которых государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня;
  • добровольные взносы (вклады граждан в банки, покупка ценных бумаг, пожертвования и пр.);
  • страхование, что позволяет привлеченные таким образом средства использовать в денежном обороте;
  • иные.
  1. Методы распределения и использования:
  • финансирование — заключается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств различным субъектам;
  • кредитование — целевая, возвратная и возмездная передача денежных средств.

Формы финансовой деятельности государства — это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми, опосредующими организационные отношения (например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.). 

3. Финансовое право  как отрасль российского  права.

Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств. Однако финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права, в том числе с гражданским. Связь финансового права с гражданским правом определена тем, что часть отношений в области кредита, расчетов, страхования регулируется нормами гражданского права. Отличие заключается в том, что гражданско-правовые отношения предусматривают равенство сторон, в то время как финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий, присущих государственным и финансово-кредитным органам.

При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета, особенности метода правового регулирования и наличие системы финансового права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Особенностью данных общественных отношений является то, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов. Это финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.

Информация о работе Ответы по фининсовому праву