Ответы по фининсовому праву

Автор работы: i********@rambler.ru, 28 Ноября 2011 в 19:23, шпаргалка

Описание

Краткие ответы на 44 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

шпоры по фин.праву1.doc

— 419.50 Кб (Скачать документ)

Метод финансового права — способ воздействия на общественные отношения с целью выполнения норм права. В действующей системе права закреплены два способа:

1) административно-правовой  способ исходит из неравного  положения сторон — отношения  власти и подчинения (например, властные  предписания финансово-кредитных органов);

2) гражданско-правовой  способ основан на равенстве  сторон, на экономических инструментах  регулирования.

Система финансового права обусловлена системой финансовых правоотношений и подразделяется на две составляющие.

  • Общая часть. Нормы этой части имеют значение для всех финансовых отношений и закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.
  • Особенная часть объединяет нормы, регулирующие отдельные виды финансовых отношений в рамках соответствующих финансово-правовых институтов. Так, в особенную часть входят группы норм, регулирующих правоотношения в области бюджетной системы, внебюджетных государственных фондов, государственных доходов и расходов, государственного и банковского кредита, денежного обращения и валютного регулирования.
 

4. Финансовые правоотношения.

Финансовые  правоотношения — урегулированные нормами финансового права общественные отношения, субъекты которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Субъектами  финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.

Финансовое  правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами.

Особенности финансовых правоотношений:

  • они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
  • они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств;
  • одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии  четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. К юридическим фактам в финансовом праве относятся:

1) действия  — юридические факты, которые  являются результатом волеизъявления  лиц, они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими  им;

2) события  — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие).

В зависимости  от структуры финансовой системы  РФ, можно применить следующую классификацию финансовых правоотношений:

  • бюджетные;
  • налоговые;
  • организация финансов государственного предприятия;
  • организация государственного страхования;
  • иные.
 

5. Система источников  финансового права.

Источниками финансового права являются различные  нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной  власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права —  Конституция РФ. В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.

Какого-либо источника по данной отрасли права в целом не имеется. Однако среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

Нормы финансового права содержатся также  в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, в актах органов  исполнительной власти субъектов Федерации  и актах местной администрации. 

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам (приказы, инструкции и др.).

Финансово-правовые нормы могут содержаться в  актах органов государственного управления (министерств, ведомств и др.), регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. 

6. Понятие, значение, виды финансового  контроля.

Финансовый  контроль представляет собой способ регулирования отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности хозяйствующих субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), реализуемый законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями при помощи специальных методов, позволяющих им осуществлять контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

Объектом  финансового контроля являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сфере, а также во всех звеньях финансовой системы.

Финансовый  контроль играет большую роль в обеспечении  интересов и права как государства  и его учреждений, так и других хозяйствующих субъектов; координации  финансовых процессов и усилении финансовой дисциплины.

Финансовый  контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства  и муниципальных образований  и представляет собой объективно необходимую и общественно полезную деятельность.

Принципами осуществления финансового контроля являются:

  • Приоритет представительных (законодательных) органов государственной власти перед исполнительными. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ органы исполнительной власти составляют проект бюджета и вносят его на согласование представительного органа, а затем исполняют его и отчитываются перед представительным органом о его исполнении.
  • Принцип федерализма, который заключается в том, что в РФ принимается ряд законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые, являясь относительно самостоятельными, взаимосвязаны между собой и вместе составляют единый консолидированный бюджет (подробнее см. главу 3).
  • Принцип законности означает точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний действующего законодательства.
  • Принцип плановости выражается в том, что финансовая деятельность основывается на системе финансово-плановых актов, таких, как федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования, смета расходов бюджетных организаций.

Методы проведения финансового контроля.

  • Проверка является основной формой финансового контроля и представляет собой совокупность действий органа, осуществляющего контроль, по документальной и фактической проверке финансовой деятельности субъекта на основе отчетной документации.
  • Надзор — с истема мер, осуществляемых контролирующими органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения экономическими субъектами при осуществлении лицензируемых видов финансовой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
  • Анализ финансовой деятельности представляет собой комплексное исследование периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности экономического субъекта с целью определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
  • Ревизия — проверка финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта на основе документального подтверждения законности его производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Финансовый  контроль можно разделить  на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль — это способ реализации финансовой политики государства, который способствует созданию условий для финансовой стабилизации. Он включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный финансовый контроль осуществляется специально уполномоченными органами (см. раздел 2.2) не реже одного раза в год.

Действующим законодательством предусмотрены различные виды мероприятий, проводимых в рамках государственного контроля. К ним, в частности, можно отнести:

  • ревизии и проверки, проводимые Счетной палатой РФ;
  • налоговые проверки, проводимые налоговыми органами;
  • таможенные ревизии, проводимые таможенными органами;
  • ревизии и документальные проверки, проводимые контрольно-ревизионными органами и органами федерального казначейства, Министерства финансов РФ;
  • ревизии и документальные проверки, проводимые органами внутренних дел и т.д.

К негосударственному финансовому контролю относятся:

  • внутрихозяйственный контроль, проводимый самим предприятием, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий, который подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический;
  • аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа).

КЛАССИФИКАЦИЯ:

1. Формы  проявления: внешний / внутренний  — обязательный / инициативный

  • Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.
  • Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

2. По  времени проведения:

-Предварительный  финансовый контроль проводится  до совершения финансовых операций  и имеет важное значение для  предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов,

— Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Информация о работе Ответы по фининсовому праву