Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 11:27, контрольная работа

Описание

В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности, продолжающегося ее передела, проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Цивилизованные отношения обычно должны обеспечивать согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции.

Содержание

1. Социальное партнерство в социально-трудовой сфере, как общественное явление.
2. Условия и основные факторы социального партнерства.
3. Субъекты социального партнерства.
4. Механизм управления через систему социального партнерства.
5. Задачи

Работа состоит из  1 файл

правоведение.docx

— 52.16 Кб (Скачать документ)

Содержание.

  1. Социальное партнерство в социально-трудовой сфере, как общественное явление.
  2. Условия и основные факторы социального партнерства.
  3. Субъекты социального партнерства.
  4. Механизм управления через систему социального партнерства.
  5. Задачи

     А) Работник ООО «Н» Сидоров похитил  из цистерны, принадлежащей ООО «Н» , метиловый спирт, которым угостил  своего знакомого Васильева. В результате отравления Васильев потерял зрение на оба глаза и стал инвалидом 1 группы, а сам Сидоров утратил зрение на 50% и стал инвалидом 2 группы. Считая, что метиловый спирт является источником повышенной опасности, Васильев  предъявил к ООО как владельцу иск о возмещении причиненного ему имущества и морального вреда. Аналогичный иск к комбинату предъявил и Сидоров.

     Подлежат  ли иски Васильева и Сидорова удовлетворению?

     Б) В связи с изменением организационных  и технологических условий труда, чтобы сохранить рабочие места  и не допустить массового увольнения работников, работодатель ввел режим  неполного рабочего дня сроком на 6 месяцев. Работников, отказавшимся от продолжения работы на условиях не полного рабочего времени, было предложено написать заявление на увольнение по собственному желанию.

     На  основании конкретных правовых норм в роли прокурора дайте аргументированную  правовую оценку действий работодателей. 
 
 
 
 

  1. Социальное  партнерство в  социально-трудовой сфере, как общественное явление.

     В период реформирования общества, появления  многообразных форм собственности, продолжающегося ее передела, проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Цивилизованные отношения обычно должны обеспечивать согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. При этом речь идет не о слиянии интересов, а о достижении оптимального баланса между ними, о создании такого положения, при котором любой собственник мог им обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный работник — достойные условия своего существования, соответствующие определенному уровню качества жизни. Это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере и получила название социального партнерства.

     С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в части второй (гл. 3-9) закреплены ст. 23-55, регламентирующие социальное партнерство в сфере  труда. Исходя из этого, законы субъектов  Российской Федерации о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу  РФ. Статья 23 ТК РФ впервые дает легальное  определение социального партнерства. Социальное партнерство - система взаимоотношения  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями  работодателей), органами государственной  власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений.

     В научной литературе и практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно и многоаспектно. Одни понимают его как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и тщетными структурами; другие — как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, третьи - как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие уточняющие с другой стороны данное понятие.

     Основными целями социального партнерства являются:

     • согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов,

     •  содействие решению актуальных экономических политических задач,

     •  укреплению демократии,

     •  стабильности,

     • формированию социального правового государства, гражданского общества.

     Важно иметь в виду, что политика социального партнерства не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединении, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственной власти, местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, экономических и политических решений. В разработке и процессах их принятия участвуют большие группы людей, трудовые коллективы (организации), представители населенных пунктов, территорий. В качестве организаторов переговорного или согласительного процесса чаше всего выступают властные структуры или лица, группы людей, обладающие собственностью, властью.

     Общая стратегия социального партнерства  в России в переходный период состоит в том, чтобы на основе уважения позиций и учета интересов разных сторон, используя преимущества переговорного процесса, выработать единую согласованную политику в сфере социально-трудовых и политических отношений на разных уровнях федеральном, отраслевом, региональном и на предприятиях.

     За  последние годы и нашей стране сделано немало для формирования правовой базы развития партнерских отношений. В период 1991-1999 гг. принят ряд законодательных актов и положений, регламентирующих виды, формы организации и порядок регулирования социально-трудовых отношений. Вот лишь некоторые из них. Это Указы президента РФ:

     •     «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» (1991 г.);

     •  «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1997 г.);

     Законы  РФ:

     •    «О коллективных договорах соглашениях» (1992г.);

     •     «О  порядке разрешения  коллективных трудовых споров» (1995г.);

     •   «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (199б г.);

     •  «Об особенностях положения работников акционерных обществ (народных предприятий)» (1998 г.) и т.д.    

       Все эти и некоторые другие документы, принятые в последние годы, содействуют плавному переходу от централизованного административного руководства и управления к договорному регулированию социально-трудовых отношений. Всеми перечисленными правовыми актами заложены основные принципы партнерских отношений:

     •           равноправие,

     •           добровольность,

     •           приоритетность,

     •           социальная справедливость, 

     •        согласование интересов.                                                                      

     Равноправие - этот принцип имеет важное значение для осуществления партнерских, договорных отношений,  когда независимо от занимаемого статуса, материального положения и обладания властью, идет нормальный, равноправный переговорный процесс,

     Приоритетность  представляет собой первенство во времени, первые по значению в определенной совокупности вопросы, социальные, экономические и другие проблемы. Например, приоритетными в деятельности профсоюза являются вопросы защиты прав и интересов работников. Таким образом, если эти вопросы будут успешно решаться профсоюзами, то они займут то место, которое им принадлежит во всем цивилизованном мире.

     Понятие «социальная справедливость» содержит в себе определенные исторически конкретные представления о неотъемлемых правах и свободах человека. Это, прежде всего требование соответствия между ролью тех или иных индивидов, социальных групп в жизни общества и их социальным положением; между их правами и обязанностями; трудом и вознаграждением, общественным признанием. Несоответствие в этих отношениях оценивается как социальная несправедливость. Социальная справедливость социально-трудовых отношений означает также фактическое, независимо от отношений собственности и власти, равноправие (равенство прав и обязанностей) всех участников переговорного процесса. Данный принцип сочетает в себе, с одной стороны, факторы, обеспечивающие условия для развития личности, а с другой — наиболее естественную связь между мерой участия в производственном процессе и мерой потребления. Он позволяет в государственном масштабе регулировать процесс самообеспечения человека через личную инициативу и социальную помощь нуждающимся. Принцип социальной справедливости предполагает также осуществление государством регулирования стихийных процессов поляризации богатства, имея главной целью борьбу с бедностью, а не богатством. Ведь резкое падение жизненного уровня у большинства населения — одно из основных социальных последствий реформ.

     Другим  важнейшим принципом социального  партнерства можно считать максимальный  учет интересов каждого из партнеров и особенно экономических, согласование их и по возможности более полная реализация. В то же время закономерности общественного развития свидетельствуют о том, что в обществе не может быть единства экономических интересов. Различные социальные группы занимают свое особое положение, место в структуре общества, в том числе и в экономической подсистеме. Гармонично и бесконфликтно общество может распинаться только в условиях согласованности экономических интересов государства, предприятия, фирмы и граждан.

     Рабочие и предприниматели, работодатели (собственники) и наемные работники, государство  заинтересованы в получении прибыли, развитии производства, сохранении рабочих  мест, улучшении условий труда, повышении конкурентоспособности продукции, в своевременной уплате налогов. Поэтому согласование, взаимный учет интересов, их координация как раз и являются наиболее трудной задачей и в то же время важнейшим принципом жизнеспособности партнерских отношений.

     Согласование  интересов работников, работодателей, властных структур способствует активному вовлечению трудящихся в процесс управления, а новый тип отношений собственности — формированию среднего класса, сглаживанию поляризации в обществе, массовому вовлечению различных социальных групп, слоев в рыночные отношения. К сожалению, у большинства российских предпринимателей явно прослеживается психология краткосрочных выигрышей, достигаемых из-за безысходности и вынужденного доверия наемных работников к работодателям и властным структурам.

     В цивилизованном обществе погоня за успехом  ведется в контексте долгосрочной «стратегии». Каждый шаг социального партнерства должна способствовать развитию будущих отношений и расширению масштабов партнерства. И здесь мы сталкиваемся с диалектикой интересов. Когда идет речь о необходимости цивилизованных отношений, то «их» интересы становятся «нашими» интересами. Отсюда и требование: не обманывать оппонента, не ослаблять его позицию, а учитывать его интересы и усиливать его позицию, ради нашего благополучия, нашего будущего.

     В то же время социальное партнерство, признавая различие, слабость коренных интересов отдельных социальных групп, одновременно подразумевает осознание ими взаимозависимости и невозможности существовать друг без друга. Социальное партнерство означает предоставление различным социальным общностям права участвовать в политическом и экономическом процессе, в формировании общественного мнения, процессах принятия решения. В этом, на наш взгляд, и состоит главная задача социального партнерства — не нивелировать различные интересы, а их различия в проведении согласованных решений без оглядки на отношение к собственности,  согласованной социально-экономической политике.

     В то же время необходимо учитывать, что  в сфере экономики в условиях рынка уровень развития социального партнерства определяется чаще всего такими факторами, как:

     •     многообразие форм собственности при доминирующей роли частной собственности;

     •    современное  состояние  производительных  сил,  базирующихся на передовых, прогрессивных технологиях;

     •      насыщение рынка товарами и услугами;

     •      участие (соучастие) наемных работников в управлении производством, делах фирмы, делении доходов через акции и другие ценные бумаги и т.д.

Информация о работе Социальное партнерство