Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 11:27, контрольная работа
В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности, продолжающегося ее передела, проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Цивилизованные отношения обычно должны обеспечивать согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции.
1. Социальное партнерство в социально-трудовой сфере, как общественное явление.
2. Условия и основные факторы социального партнерства.
3. Субъекты социального партнерства.
4. Механизм управления через систему социального партнерства.
5. Задачи
Содержание.
А) Работник ООО «Н» Сидоров похитил из цистерны, принадлежащей ООО «Н» , метиловый спирт, которым угостил своего знакомого Васильева. В результате отравления Васильев потерял зрение на оба глаза и стал инвалидом 1 группы, а сам Сидоров утратил зрение на 50% и стал инвалидом 2 группы. Считая, что метиловый спирт является источником повышенной опасности, Васильев предъявил к ООО как владельцу иск о возмещении причиненного ему имущества и морального вреда. Аналогичный иск к комбинату предъявил и Сидоров.
Подлежат ли иски Васильева и Сидорова удовлетворению?
Б)
В связи с изменением организационных
и технологических условий
На
основании конкретных правовых норм
в роли прокурора дайте
В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности, продолжающегося ее передела, проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Цивилизованные отношения обычно должны обеспечивать согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. При этом речь идет не о слиянии интересов, а о достижении оптимального баланса между ними, о создании такого положения, при котором любой собственник мог им обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный работник — достойные условия своего существования, соответствующие определенному уровню качества жизни. Это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере и получила название социального партнерства.
С
1 февраля 2002 г. вступил в действие
Трудовой кодекс Российской Федерации,
в котором в части второй (гл.
3-9) закреплены ст. 23-55, регламентирующие
социальное партнерство в сфере
труда. Исходя из этого, законы субъектов
Российской Федерации о социальном
партнерстве действуют в части,
не противоречащей Трудовому кодексу
РФ. Статья 23 ТК РФ впервые дает легальное
определение социального
В научной литературе и практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно и многоаспектно. Одни понимают его как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и тщетными структурами; другие — как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, третьи - как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие уточняющие с другой стороны данное понятие.
Основными целями социального партнерства являются:
• согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов,
• содействие решению актуальных экономических политических задач,
• укреплению демократии,
• стабильности,
• формированию социального правового государства, гражданского общества.
Важно иметь в виду, что политика социального партнерства не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединении, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственной власти, местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, экономических и политических решений. В разработке и процессах их принятия участвуют большие группы людей, трудовые коллективы (организации), представители населенных пунктов, территорий. В качестве организаторов переговорного или согласительного процесса чаше всего выступают властные структуры или лица, группы людей, обладающие собственностью, властью.
Общая
стратегия социального
За последние годы и нашей стране сделано немало для формирования правовой базы развития партнерских отношений. В период 1991-1999 гг. принят ряд законодательных актов и положений, регламентирующих виды, формы организации и порядок регулирования социально-трудовых отношений. Вот лишь некоторые из них. Это Указы президента РФ:
• «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» (1991 г.);
• «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1997 г.);
Законы РФ:
• «О коллективных договорах соглашениях» (1992г.);
• «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995г.);
• «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (199б г.);
• «Об особенностях положения работников акционерных обществ (народных предприятий)» (1998 г.) и т.д.
Все эти и некоторые другие документы, принятые в последние годы, содействуют плавному переходу от централизованного административного руководства и управления к договорному регулированию социально-трудовых отношений. Всеми перечисленными правовыми актами заложены основные принципы партнерских отношений:
• равноправие,
• добровольность,
• приоритетность,
• социальная справедливость,
• согласование
интересов.
Равноправие - этот принцип имеет важное значение для осуществления партнерских, договорных отношений, когда независимо от занимаемого статуса, материального положения и обладания властью, идет нормальный, равноправный переговорный процесс,
Приоритетность представляет собой первенство во времени, первые по значению в определенной совокупности вопросы, социальные, экономические и другие проблемы. Например, приоритетными в деятельности профсоюза являются вопросы защиты прав и интересов работников. Таким образом, если эти вопросы будут успешно решаться профсоюзами, то они займут то место, которое им принадлежит во всем цивилизованном мире.
Понятие
«социальная справедливость»
Другим
важнейшим принципом
Рабочие и предприниматели, работодатели (собственники) и наемные работники, государство заинтересованы в получении прибыли, развитии производства, сохранении рабочих мест, улучшении условий труда, повышении конкурентоспособности продукции, в своевременной уплате налогов. Поэтому согласование, взаимный учет интересов, их координация как раз и являются наиболее трудной задачей и в то же время важнейшим принципом жизнеспособности партнерских отношений.
Согласование интересов работников, работодателей, властных структур способствует активному вовлечению трудящихся в процесс управления, а новый тип отношений собственности — формированию среднего класса, сглаживанию поляризации в обществе, массовому вовлечению различных социальных групп, слоев в рыночные отношения. К сожалению, у большинства российских предпринимателей явно прослеживается психология краткосрочных выигрышей, достигаемых из-за безысходности и вынужденного доверия наемных работников к работодателям и властным структурам.
В цивилизованном обществе погоня за успехом ведется в контексте долгосрочной «стратегии». Каждый шаг социального партнерства должна способствовать развитию будущих отношений и расширению масштабов партнерства. И здесь мы сталкиваемся с диалектикой интересов. Когда идет речь о необходимости цивилизованных отношений, то «их» интересы становятся «нашими» интересами. Отсюда и требование: не обманывать оппонента, не ослаблять его позицию, а учитывать его интересы и усиливать его позицию, ради нашего благополучия, нашего будущего.
В то же время социальное партнерство, признавая различие, слабость коренных интересов отдельных социальных групп, одновременно подразумевает осознание ими взаимозависимости и невозможности существовать друг без друга. Социальное партнерство означает предоставление различным социальным общностям права участвовать в политическом и экономическом процессе, в формировании общественного мнения, процессах принятия решения. В этом, на наш взгляд, и состоит главная задача социального партнерства — не нивелировать различные интересы, а их различия в проведении согласованных решений без оглядки на отношение к собственности, согласованной социально-экономической политике.
В то же время необходимо учитывать, что в сфере экономики в условиях рынка уровень развития социального партнерства определяется чаще всего такими факторами, как:
• многообразие форм собственности при доминирующей роли частной собственности;
• современное состояние производительных сил, базирующихся на передовых, прогрессивных технологиях;
• насыщение рынка товарами и услугами;
• участие (соучастие) наемных работников в управлении производством, делах фирмы, делении доходов через акции и другие ценные бумаги и т.д.