Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 11:27, контрольная работа
В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности, продолжающегося ее передела, проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Цивилизованные отношения обычно должны обеспечивать согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции.
1. Социальное партнерство в социально-трудовой сфере, как общественное явление.
2. Условия и основные факторы социального партнерства.
3. Субъекты социального партнерства.
4. Механизм управления через систему социального партнерства.
5. Задачи
В мировой практике, с учетом наличия разных фирм собственности, сложились и разные формы социального партнерства: бипартизм и трипартизм. Эти виды партнерских отношений возможны на нескольких уровнях: общегосударственном, отраслевом, межотраслевом, региональном, местном, территориальном и на уровне предприятия.
В последние годы партнерские отношения в связи с особенностями проводимой в производственной сфере приватизации и ростом конфликтов все большее развитие получили на уровне трудовых организаций (коллективов). Важнейшим принципом их регулирования является соблюдение гарантий, сформулированных в контракте, тарифном соглашении. Контракт как любое трудовое соглашение не должен ставить работника в худшие условия, чем предусмотренные, существующим законодательством. В то же время анализ коллективных договоров, заключенных контрактов показывает, что они зачастую нарушаются.
Наиболее значимыми проблемами партнерских отношений на уровне предприятия является регулирование оплаты и условий труда работников, разработка и создание стройной системы стимулирования труда. Анализ этих и некоторых других проблем, существующих на предприятии, показывает, что социальное партнерство в этой области неравномерно, противоречиво и осуществляется с немалыми трудностями.
Необходимо
также отметить, что система социального
партнерства в России, особенно на практике,
серьезного развития пока что еще не получила,
хотя о ней говорят и пишут очень много.
Социальное
партнерство как особый тип общественных
отношений, обеспечивающих баланс реализаций
важнейших социально-
• как закономерный результат развития общества с рыночной экономикой,
• как следствие коренных изменений, происшедших как в обществе в целом, так и в основных его социальные группах.
Уровень развития социального партнерства есть поэтому показатель экономической, социальной, политической и нравственной зрелости общества. В поступательном развитии такого общества и формируются необходимые условия для реализации партнерских отношений.
Основные объективные факторы, обусловившие на определенном этапе развития человеческого общества необходимость создания социально-партнерских отношений и соответственно сформировавшие условия этого процесса заключались в следующем.
Во-первых,
технико-технологические
Во-вторых,
— социально-экономические
• к
которым относится большая часть предпринимателей
(представителей малого и среднего бизнеса);
• менеджеры различных уровней;
• инженерно-технический работники;
• люди свободных профессий и квалифицированные работники.
К среднему классу обычно причисляют работников, имеющих месячный доход на одного члена семьи 700 долларов л выше при определенном уровне цен.
В-третьих, одним из необходимых условий социального партнерства является развитое гражданское общество. Для него характерны широкая сеть гражданских организаций, выражающих профессиональные и гражданские интересы людей. Основным элементом гражданского общества является правовое государство, в которой публичная власть и все граждане подчинены нормам права. Поэтому с правовой точки зрения социальное партнерство — это согласование действий его сторон на базе определенной законодательной платформы, отражающей существо правового государства.
В-четвертых, — нравственно-психологические факторы:
• гуманизация общественных и в первую очередь — социально-трудовых отношений, общественное признание права каждого гражданина на достойные условия жизни и труда, достойную его оплату;
• осознание различными социальными группами общества необходимости поиска и достижения социального мира и согласия на основе взаимных договоров и соглашений.
Таковы
общие условия и факторы формирования
социального партнерства, выражающего
новый тип взаимоотношений между работниками
и предпринимателями, и собственниками.
3. Субъекты социального партнерства.
Субъектами социального партнерства как определенного типа социально-трудовых отношений являются собственники, предприниматели и наемные работники, вступающие на рынке труда в определенные отношения по вопросу купли-продаже рабочей силы. Субъектами социального партнерства в практической деятельности выступают:
• профсоюза,
• предприниматели (работодатели),
• государство.
Профсоюзы представляют и защищают интересы
работников в области занятости, условий
и оплаты труда, в решении разнообразных
социальных проблем, способствуя этим
воспроизводству рабочей силы. Это как
бы основная функция деятельности профсоюза,
степень ее реализации и является оценкой
эффективности его деятельности. Профсоюзы
— это по существу единственная массовая
организация, представляющая и закрепляющая
социально-экономические, социально-трудовые
отношения наемных работников на рынке
труда, защищающая интересы человека как
носителя определенной рабочей силы.
Партнерские отношения между профсоюзами и предпринимателями (собственниками) складываются не просто. В лучшем случае предприниматели терпит «послушные» профсоюзы, но решительно выступают против «независимых». Необходимо отметить, что полностью независимые профсоюзы отыскать довольно сложно. В настоящее время зарегистрировано более 200 профсоюзных объединений, которые претендуют на защиту прав и интересов работников. Среди них можно выделить две основные группы профсоюзов с условными названиями:
• традиционные профсоюзы;
• новые
(альтернативные, параллельные) профсоюзы.
Традиционные профсоюзы — это профсоюзы,
в своей основе сформировавшиеся в условиях
командно-административной системы. Они
объединились в Федерацию независимых
профсоюзов России (ФНПР) и объединяют
122 членских организации с общей численностью
около 50 млн. человек и охватывают 88,5% от
общего числа работающих на предприятиях
и учреждениях всех форм собственности.
Альтернативные (новые, независимые) — это профсоюзы, сформировавшиеся на волне массовых забастовок и конкурирующие с традиционными профсоюзами за влияние в общественно-политической жизни страны. По своему численному и социальному составу, формам организации и методам деятельности они далеко неравнозначны. Один из главных, хотя и не единственный, критерий влиятельности того или иного профсоюза — это численность его рядов. Необходимо отметить, что в альтернативных профсоюзах состоит меньшинство занятых в общественном производстве.
В настоящее время существуют следующие профсоюзы и их объединения:
• общероссийское объединение (ассоциации) профсоюзов (ФНПР);
• межрегиональный профсоюз (объединение новых профсоюзов);
• межрегиональное объединение (ассоциация) организаций (в Сибири, на Урале, в Северо-западном и др. регионах);
• территориальные организации (добровольные объединения членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующего на территории одного субъекта);
• территориальные объединения (ассоциации) — добровольные объединения организаций профсоюзов.
Каждый из названных профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на своем уровне принимает участие в коллективных переговорах, заключении, изменении и дополнения к коллективном договорам, соглашениям, в контроле за их выполнение:».
Предприниматели (работодатели). Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательского движения. Главный интерес предпринимателя заключается прежде всего в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес прибыль. А это возможно только при стабильном и устойчивом состоянии коллектива. Поэтому предприниматель заинтересован в социальном партнерстве как инструменте социального мира, ему не нужны конфликты, которые могут свести на нет все его усилия по получению прибыли.
Однако,
несмотря на общую позицию
Государство. В мире сформировалось в основном две модели государства..
Первая — это либеральная (монетаритсткая) модель. Она основана на минимизации государственной собственности и абсолютизации частной. Этой модели более всего соответствует государственное устройство С Ш А.
Вторая
— это социально-
Социальное государство имеет прямое отношение к социальному партнерству, так как именно социальное партнерство и предусматривает социально-ориентированную политику, проводимую государством.
Социальная
ответственность государства
• корректирует стихийные процессы поляризации богатства, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев;
• определяет прожиточный минимум, который реализуется через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;
• обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам;