Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 11:27, контрольная работа
В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности, продолжающегося ее передела, проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Цивилизованные отношения обычно должны обеспечивать согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции.
1. Социальное партнерство в социально-трудовой сфере, как общественное явление.
2. Условия и основные факторы социального партнерства.
3. Субъекты социального партнерства.
4. Механизм управления через систему социального партнерства.
5. Задачи
Выступая
как субъект социального
Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех ипостасиях:
• собственника,
• законодателя,
• арбитра (посредника).
Оно продолжает оставаться крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений, а точнее управления ими.
4. Механизм управления через систему социального партнерства.
Механизм
социального партнерства
• соглашения,
• коллективные договоры и контракты,
• партнерские переговоры.
Соглашение — это правовой
акт, регулирующий социально-
Например, Генеральное соглашение 1998-1999 гг. состоит из 9 разделов:
• экономическая политика;
• оплата труда;
• доходы и уровень жизни населения:
• развитие рынка труда и гарантии занятости населения;
• социальное страхование и социальная зашита населения;
• зашита трудовых прав, охрана труда и экологическая безопасность;
• социально-
• развитие социального партнерства и координация действий сторон соглашения.
Есть на практике большое число и других соглашений на уровне Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, различные отраслевые (тарифные) соглашения. По данным ФНПР (Федерации независимых профсоюзов), в Российской Федерации только на федеральном уровне действует около 60 отраслевых соглашений. 50 из них заключены профсоюзами, входящими в ФНПР. Основное содержание этих и других соглашений занимает заработная плата. Затем идут такие пункты, как:
• социальные гарантии работников в ходе приватизации и акционирования предприятия,
• защита интересов работников при банкротстве,
• повышение квалификации и переподготовки кадров,
• соблюдение законодательства об охране труда,
• обеспечение
мер по охране - здоровья работников.
Примером принятия такого рода соглашений
могут служить профсоюзы Татарстана и
г. Москвы. Опыт реализации и контроле
за выполнением различного рода соглашений
показывает, что они являются важным инструментом
управления и регулирования социальных
процессов и явлений.
коллективные договоры и контракты. Они является основными документами, регулирующими вопросы оплаты труда и материального стимулирования работников. Конвенция Международной организации труда (МОТ) выделяет следующие элементы права на коллективные договоры.
1. Право трудящихся требовать от государства и нанимателей признания своих коллективно-трудовых полномочий,
2.
Право трудящихся свободно определить
своих коллективно-трудовых представителей
в лице конкретных профсоюзов.
Концепция однозначно предписывает признать
профсоюзы стороной при заключении коллективных
договоров.
3.Право свободно вступать в
коллективные переговоры с
4.
Право свободно определять
Коллективный договор является инструментом управления на предприятии. Если не будет коллективного договора на частном или малом предприятии, то работник ограничивает возможности своей защиты лишь условиями, определенными в контракте (трудовом договоре) и в законодательстве, в которой определяются государственные гарантии (в основном на минимальном уровне). Таким образом, коллективный договор является действенным средством защиты интересов работников, тем более, что условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются.
Обязательным элементом установления нормативных взаимоотношений собственника и работника является контрактная форма найма и оплаты труда. Трудовой контракт все шире входит в практику наших предприятий и организаций и при определенных условиях выступает средством социальной зашиты работников. Вместе с тем нередко на негосударственных предприятиях вместо системы коллективных договоров все шире внедряются кабальные контракты, предоставляющие хозяевам неограниченное право увольнения неугодных работников. Возможности же судебной защиты от произвола в сфере социально-трудовых отношений, как это делался в нормальных правовых государствах в результате перегруженности судов превращаются в фикцию.
Каждый
работник, нанимаясь на работу, заключает
с руководителем этого
Партнерские
переговоры. Переговоры в системе
социального партнерства как
средство регулирования социально-
Переговоры — это социальный диалог. Это наука, требующая основательной подготовки, гибкой тактики, творчества. В настоящее время все большее распространение приобретают переговоры — сотрудничество, основанные на приоритетах согласия. Выбор метода переговоров осуществляется достаточно точно с помощью трех критериев:
• осознания своих истинных интересов;
• выявления истинных интересов оппонирующей стороны, как явных, так и скрытых;
• оценки реального поведения сторон.
Форма переговоров зависит от последовательно занимаемых, а затем уступаемых в некой последовательности позиций. Обычно позиции сторон выражаются в форме набора требований и показывают, что хочет сторона и каково ее отношение к проблеме, ситуации. Во время переговорного процесса желательно иметь независимого арбитра (третьих лиц), который может непредвзято развести стороны или найти общие точки соприкосновения.
5.Задачи
А) Работник ООО «Н» Сидоров похитил из цистерны, принадлежащей ООО «Н», метиловый спирт, которым угостил своего знакомого Васильева. В результате отравления Васильев потерял зрение на оба глаза и стал инвалидом 1 группы, а сам Сидоров утратил зрение на 50% и стал инвалидом 2 группы. Считая, что метиловый спирт является источником повышенной опасности, Васильев предъявил к ООО как владельцу иск о возмещении причиненного ему имущества и морального вреда. Аналогичный иск к комбинату предъявил и Сидоров.
Подлежат ли иски Васильева и Сидорова удовлетворению?
Решение.
В
соответствии с п.2 ст.1079 ГК РФ владелец
источника повышенной опасности
не отвечает за вред, причиненный этим
источником, если источник выбыл из
его обладания в результате противоправных
действий других лиц. Ответственность
в таких случаях несут лица,
противоправно завладевшие
В данном случае гражданин Васильев имеет право подать иск на своего знакомого, а в случае если организация не проинструктировала работника об опасности, тогда Васильев имеет право подать иск на ООО «Н» и гражданина Сидорова.
Б)
В связи с изменением организационных
и технологических условий
На
основании конкретных правовых норм
в роли прокурора дайте
Решение.
В соответствии со ст.74 ТК РФ О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.в случае когда есть причины которые могут повлечь за собой массовые увольнение работников, работодатель имеет право в целях сохранения рабочих мест с учетом выборного органа первичной профсоюзной организации, вводить режим неполного рабочего дня на срок до 6 месяцев.
В ст. 372 ТК РФ Определен порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган
первичной профсоюзной