Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 11:56, курсовая работа
В курсовой работе раскрывается сущность деятельности валютного регулирования, его участников, субъектов и объектов, а так же проведен анализ правоприменения и правонарушений в валютном законодательстве.
ВВЕДЕНИЕ
С
1. ПРАВОВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РФ
1.1 Нормативно-правовая база валютного регулирования в РФ 4
1.2 Участники валютного регулирования 6
1.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства 12
2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ВАЛЮТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
2.1 Практика применения валютного законодательства в РФ 19
2.2 Анализ динамики правонарушений в валютном законодательстве 24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
К субъектам валютного регулирования можно отнести всех участников валютного регулирования. Рассмотрим участников, которые непосредственно осуществляют операции со средствами в иностранной валюте.
Резиденты - физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Нерезиденты - физические лица, не являющиеся резидентами, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях, межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.
Валютные биржи - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.
Выше
перечисленные участники
1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
4) ввоз
на таможенную территорию
5) перевод
иностранной валюты, валюты Российской
Федерации, внутренних и
6) перевод
нерезидентом валюты
Как и в любой другой отрасли в валютном регулировании, существуют органы, которые регулируют деятельность участников, создают нормативные акты, положения и органы, контролирующие валютную деятельность.
Органами валютного регулирования в РФ являются Центральный банк РФ, правительство РФ, по совместительству эти же органы являются органами валютного контроля. Так же к органам валютного контроля относят Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и Федеральную налоговую службу. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, профессиональные учреждения РЦБ, таможенные органы и территориальные органы ФСФБНН и ФНС2.
Механизм валютного контроля состоит из двух составляющих:
1) субъективная составляющая: совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля;
2) функциональная
составляющая: набор форм и
Все участники правоотношений по валютному контролю могут быть разделены на
- Контролирующих субъектов (осуществляющих валютный контроль);
- Лиц, деятельность которых является объектом контроля (резиденты и нерезиденты).
Наиболее существенными различиями между органами и агентами валютного контроля являются:
Совокупность форм и методов (рис.5) контрольной деятельности представляют собой функциональную составляющую механизма валютного контроля.
Форма валютного контроля - способ конкретного выражения и организации контрольных действий представлены на рисунке 4.
Рис.
4 «Формы валютного контроля»
Рис. 5 «Методы валютного контроля»
Валютный
контроль за банковскими валютными
операциями как составная часть
валютного регулирования
Контроль за деятельностью уполномоченных банков Территориальными учреждениями Банка России в области осуществления валютных операций осуществляется двумя способами:
При реализации своей компетенции в области валютного контроля Банк России большое внимание уделяет соблюдению установленного законодательством порядка осуществления валютных операций клиентами уполномоченных банков.
Поскольку
валютный контроль Банк России за валютными
операциями указанных субъектов
осуществляет преимущественно через уполномоченные
банки, то здесь важную роль играет надзор
за соблюдением требований Банка России
по учету указанных операций уполномоченными
банками и отчетности по ним, а также применение
ответственности за несоблюдение данных
требований.
1.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства
Валютное правонарушение – общественно опасное противоправное деяние (действие, бездействие) нарушающее установленные нормы валютного законодательства3.
Ответственность за правонарушение валютного законодательства установлена ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в форме:
1)
взыскания в доход государства
всего полученного по
2) взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий;
3)
Штрафа в пределах суммы,
При повторном нарушении – в форме:
1) взыскания в доход государства указанных сумм и штрафов в размере пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ в соответствии с законами Российской Федерации;
2) приостановление действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
3) другие санкции, установленных законодательством России.
Взыскание сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц – в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном.
Состав валютного правонарушения:
1.
Объект правонарушения - круг общественных
отношений. регулируемых и
2.
Объективная сторона - характеристика
деяния, способа его совершения,
обстоятельств. Для ряда
Если это деяние обусловлено вредными последствиями, то ответственность за него, либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность. Другие составы правонарушения включают определение последствия деяния и, соответственно, предполагают установление причинной связи деяния и наступивших последствий.
3. Субъект правонарушения - тот, кто совершил правонарушение, характеристика правонарушителя.
При осуществлении штрафной, карательной ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания - смягчающие или отягчающие (наличие судимости или неснятого взыскания и др.).
Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект - должностное лицо (работник финансово органа, государственный служащий в компетенцию которого входит регулирование валютных правоотношений)
Субъектами некоторых валютных правонарушений могут быть организации. Предприятия, организации, учреждения могут быть привлечены к ответственности .
За имущественные правонарушения отвечают физические и юридические лица. Субъектами правонарушений могут быть органы печати и другие средства массовой информации, распространившие о ком-либо неправильные или порочащие сведения.
4. Субъективная сторона - формы вины. В отношении составов, где деяние квалифицируется без связи с его последствиями, действует общий принцип: «Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение».
В сложных составах, содержащих описание деяния и его последствий, сверх того важна дифференциация форм вины. Различаются умысел и неосторожность. Правонарушение признаётся совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, предвидело его вредные или опасные последствия и желало их наступления (прямой умысел) или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный умысел) (ст.25 УК РФ). Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных или опасных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность) (ст.26 УК РФ).