Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 11:56, курсовая работа
В курсовой работе раскрывается сущность деятельности валютного регулирования, его участников, субъектов и объектов, а так же проведен анализ правоприменения и правонарушений в валютном законодательстве.
ВВЕДЕНИЕ
С
1. ПРАВОВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РФ
1.1 Нормативно-правовая база валютного регулирования в РФ 4
1.2 Участники валютного регулирования 6
1.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства 12
2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ВАЛЮТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
2.1 Практика применения валютного законодательства в РФ 19
2.2 Анализ динамики правонарушений в валютном законодательстве 24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Признаки валютного правонарушения
Правонарушение
является виновным деянием. Вина - это
психическое отношение лица к
собственному поведению и его
результатам, в котором выражено
отрицательное или
Поскольку право регулирует волевое поведение людей, о правонарушении можно говорить только тогда, когда от воли человека зависело - поступить правомерно или неправомерно, и избран второй вариант в ущерб первому. Соответственно не являются правонарушениями, хотя бы и противоречащие праву, деяния малолетних, а также лиц, признанных невменяемыми (тех, кто во время совершения деяния не могли отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие душевной болезни или иного болезненного состояния).
Вред - непременный признак валютного правонарушения, Характер вреда может различаться по объекту, размеру и другим признакам, но правонарушение всегда имеет социальный вред. Он может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или нет, более или менее значительным, ощущаемым отдельным человеком, коллективом и обществом в целом. Та или иная характеристика вреда зависит от видов нарушенных интересов, субъективных прав, объекта правонарушения.
Наличие вреда является необходимым социальным признаком всякого правонарушения, обусловливающим все правонарушения в качестве общественно опасных деяний.
Понятие общественной опасности, а значит, и противоправности, может распространяться только на сознательные, волевые виновные действия людей. Причинение вреда в результате действий сил природы, невменяемых, недееспособных и случайного (невиновного) поведения можно характеризовать понятием «опасности», а не «общественной опасности»
Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем. Нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки мысли, чувства.
Мыслительные
процессы не регулируются правом, но их
появление в поведении может
иметь юридическую
Правонарушением является деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных действий и нести за них юридическую ответственность.
Деликтоспособны все вменяемые лица, достигшие определенного возраста (за совершение некоторых преступлений - с 14 лет, за остальные преступления и за административные проступки - с 16 лет) (ст. 13, 14 Кодекса об административных правонарушениях РФ и ст.20 УК РФ).
Ответственность за нарушение валютного законодательства:
1.
Осуществление валютных
2.
Невыполнение в установленный
срок обязанности по ввозу
на территорию Российской
3.
Нарушение установленного
4.
Несоблюдение установленного
2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ВАЛЮТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
2.1 Практика применения валютного законодательства в РФ
Правоприменение - это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно4. Такие случаи как:
- Возникновение спора о праве;
- Установление фактов, имеющих юридическое значение;
- Осуществление государственного надзора за отдельными видами общественных отношений;
- Привлечение к юридической ответственности;
- Другие случаи, когда правоотношение не может сложиться без участия государственных органов.
В результате вступления в силу с 18 июня 2004 года основной части Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) и издания в развитие его положений ряда нормативных актов Банком России, являющимся согласно части 1 статьи 5 Федерального закона одним из двух органов валютного регулирования, произошло существенное изменение валютного законодательства в Российской Федерации. Ныне система валютного контроля и валютного регулирования в Российской Федерации строится на совершенно новых принципах, коренным образом отличных от тех, которые содержались в положениях предыдущей редакции Закона РФ от 09.10.92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 3615-1).
В настоящее время по результатам практического применения норм нового валютного законодательства можно с уверенностью говорить о его существенной либерализации по целому ряду направлений, регулирующих проведение многих валютных операций, перечисленных в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ. Либерализация валютного законодательства прежде всего коснулась порядка проведения валютных операций между резидентами и нерезидентами, которые согласно статье 6 Закона № 173-ФЗ осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11, в отношении которых могут быть установлены ограничения органами валютного регулирования — Правительством Российской Федерации (ст. 7) или Центральным банком Российской Федерации (ст. 8 и 11).
Виды
ограничений, которые могут быть
применены органами валютного регулирования
в целях поддержания
До настоящего времени Правительство Российской Федерации не ввело ограничительных мер в соответствии с полномочиями, предоставленными ему статьей 7 Закона № 173-ФЗ. Без каких-либо ограничений проводятся валютные операции между резидентами и нерезидентами в связи с осуществлением российскими резидентами внешнеторговой деятельности, а также при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами.
В пункте 8 статьи 1 предыдущей редакции Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержалась норма о подразделении операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала (в действующем законодательстве подобное деление валютных операций на две категории отсутствует). При этом в статье 9 Закона № 3615-1 были перечислены текущие валютные операции (закрытый перечень, состоящий из четырех видов операций), а в статье 10 — операции, связанные с движением капитала (включая все прочие валютные операции, которые не могли быть квалифицированы как относящиеся к четырем категориям текущих валютных операций). В соответствии с данной классификацией валютные операции между резидентами и нерезидентами по внешнеторговой деятельности относились к категории текущих валютных операций только в случае осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту/импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или с отсрочкой не более 90 календарных дней (в ином случае — к категории валютных операций, связанных с движением капитала). Валютные операции, связанные с переводом прямых инвестиций, то есть вложениями в уставный капитал предприятия-нерезидента в целях извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием, относились к операциям движения капитала. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 3615-1 валютные операции, связанные с движением капитала, осуществлялись резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России, и по вышеуказанным видам валютных операций это был в основном разрешительный порядок, когда до совершения валютной операции резиденту необходимо было получать разрешение Банка России. Таким образом, после вступления в силу нового валютного законодательства по операциям, связанным с внешнеторговой деятельностью и инвестированием средств в предприятия, являющиеся нерезидентами, произошла существенная либерализация валютного законодательства в условиях отсутствия ограничений, вводимых Правительством РФ.
Одновременно
имеет место установленный
ЦБ РФ в соответствии с положениями статьи 8 Закона № 173-ФЗ имеет право устанавливать ограничения, касающиеся порядка проведения валютных операций при предоставлении и получении кредитов и займов между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и валюте РФ, а также валютных операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов и нерезидентами у резидентов прав на внешние и внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних и внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними и внутренними ценными бумагами). Банк России может применять в отношении перечисленных видов валютных операций ограничения следующих видов: специальный банковский счет и резервирование (последний инструмент вводится только по согласованию с Правительством РФ).
Банк
России с 18 июня 2004 года установил требование
об использовании специальных