Валютное регулирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание

В курсовой работе раскрывается сущность деятельности валютного регулирования, его участников, субъектов и объектов, а так же проведен анализ правоприменения и правонарушений в валютном законодательстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
С
1. ПРАВОВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РФ
1.1 Нормативно-правовая база валютного регулирования в РФ 4
1.2 Участники валютного регулирования 6
1.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства 12
2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ВАЛЮТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
2.1 Практика применения валютного законодательства в РФ 19
2.2 Анализ динамики правонарушений в валютном законодательстве 24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 33

Работа состоит из  1 файл

Валютное регулирование.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

      Кроме применения специальных банковских счетов Банк России с 1 августа 2004 года Указанием от 29.06.2004 № 1465-У «Об  установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств  на специальные банковские счета  и при списании денежных средств со специальных банковских счетов» ввел также требование о резервировании средств на определенный срок в процентном отношении к сумме валютной операции при зачислении и списании иностранной валюты для резидентов и валюты РФ для нерезидентов на специальные банковские счета и со специальных банковских счетов. Порядок осуществления резидентами и нерезидентами внесения и возврата сумм для резервирования, а также порядок учета данных операций в уполномоченных банках был установлен Банком России Инструкцией от 01.06.2004 № 114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций» на основании положений статьи 16 Закона № 173-ФЗ.  

2.2 Анализ динамики  правонарушений в валютном законодательстве

      Как и в любой другой деятельности в валютной существуют: субъекты, объекты, а так же органы регулирующие деятельность и лица которые осуществляют эту деятельность. Участники (резиденты и нерезиденты) осуществляют свою деятельность на основе нормативно-правовой базы. Не всегда эта деятельность осуществляется качественно и добросовестно. В связи с этим возникает правонарушение в валютном законодательстве, которое подлежит юридической ответственности.

      Правонарушение  – деяние (действие или бездействие), противоречащее требование правовых норм и совершенное  праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами, что впоследствии влечет за собой юридическую ответственность.

      Выявление правонарушений является одной из главных  функций органов валютного контроля. В связи с этим следует провести анализ правонарушений в валютном законодательстве на основе данных контрольных органов ФТС и ФСФБН.

      Федеральная таможенная служба РФ – федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями5.

      11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.Руководитель Федеральной таможенной службы — Бельянинов Андрей Юрьевич.

      В таблице 1 приведены данные о деятельности ФТС в сфере валютного контроля с 2006г. по 2009г. год в денежном выражении.

      Таблица 1: Выявленные правонарушения валютного законодательства РФ в денежном выражении.

Период Млрд. руб. Коэффициент роста Абсолютный  рост, тыс. кв. м. Темп  прироста,% Абсолют. знач. 1% прироста
Цепной Базисный Цепной Базисный Цепной Базисный
 
2006г. 19 - - - - - - -
2007г. 36,6 1,93 1,93 17,6 17,6 192,63 192,63 0,19
2008г. 105,6 2,89 5,56 69 86,6 288,52 555,79 0,37
2009г. 392,4 3,72 20,65 286,8 373,4 371,59 2065,26 1,06
2010г. 250 0,64 13,16 -142,4 231 63,71 1315,79 3,92

      По  данным ФТС можно сделать следующие вывод: выявленные нарушение в промежутке с 2006г. по 2009г. вырастают каждый год. В 2007г. по сравнению с 2006г. увеличились на 93%, в 2008г. – 189%, 2009г. – 272% по отношению к 2008г. В 2010г. правонарушения сокращаются на 64% (142,4 млрд.руб.), что говорит об улучшении работы контрольно-надзорных органов в области валютного регулирования.  Динамику изменения правонарушений в валютном законодательстве можно увидеть в приложении А

      Так же органом контроля и надзора  в валютном регулировании является Федеральная служба финанансово-бюджетного надзора.

      ФСФБН - федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов. Осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля6.

      Деятельность  ФСФБН регламентируется Указом Президента России от 09.03.2004 № 314 “О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти”, Постановлением Правительства России от 08.04.2004 № 198 “Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора ”, Постановлением Правительства России от 15.06.2004 № 278 “Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора ”. Руководитель службы — Павленко Сергей Юрьевич

      Данные по правонарушениям, видам правонарушений, за 2006г. - 2010г. приведены в приложении Б. По данным ФСФБН по контролю и надзору в валютном законодательстве за 2010г., можно сделать следующие выводы:

      1) по проверкам в сфере валютного  контроля со стороны ФСФБН  наблюдается положительная динамика  роста проверок, что позволяет  более качественно осуществлять  валютное регулирование;

      2) по структуре выявленных правонарушений с 2006г. по 2010г. произошли изменения, как в хорошую, так и в плохую сторону. Самой нарушаемой статьей является ст. 15.25 части 6 КоАП – нарушение порядка представления отчетности и оформление паспортов сделок при осуществлении валютных операций. Нарушение по этой статье стремително растет из года в год и за рассматриваемый период времени (4 года) выросло на 20%. Так же часть 2 ст. 15.25 КоАП (нарушение порядка открытия счетов в банках за пределами РФ) является нарушение с положительной динамикой и за 4 года увеличилась с 0,4% до 1%. Еще одно нарушение – не возврат авансовых платежей (Часть 5 ст. 15.25 КоАП) с 2006г. по 2010г. увеличилось с 2% до 7%. Остальные нарушения относительно уменьшаются в течение рассматриваемого периода, а некоторые перестали совершаться совсем. Например: неисполнение обязательной продажи валютной выручки (Часть 3 ст. 15.25 КоАП), в течение двух лет подобное правонарушение не совершается;

      3) Так как правонарушения в валютной  сфере скорее растут, чем уменьшаются,  то и денежные взыскания аналогично увеличиваются, что можно увидеть на графике в приложении Б.

      Проведя анализ правонарушений в валютном законодательстве по средствам органов контроля и  надзора можно подчеркнуть проблемы в валютной сфере.

      Валютное  законодательство имеет «пробелы» и «лазейки» для незаконопослушных участников валютного рынка. Органы контроля и надзора должны усилить свою контрольную деятельность, чтобы сократить количество правонарушений и сохранить экономику РФ в целом.

      Правонарушения  в сфере валютного законодательства, меры воздействия прописаны в кодексе РФ об административных правонарушениях в статье 15.25.

        Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) - кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРОБЛЕМЫ И  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ                                                                                  

      Проблемы  организации системы государственного валютного контроля имеют важное значение в регулировании валютных операций на общегосударственном уровне. Отсутствие реальных полномочий и слаженности  в работе органов и агентов валютного контроля сказывается на эффективности всей системы валютного регулирования. Такое положение сложилось в результате существенных пробелов в базовых документах, регулирующих валютные отношения, несовершенства правовой организации, которая не в состоянии обеспечить регулирование и контроль криминального рынка. Структурная организация системы валютного регулирования также нуждается в доработке, поскольку закон “О валютном регулировании и валютном контроле” не разъясняет должным образом принципы структурного построения, разграничения полномочий органов и агентов валютного контроля, их взаимоотношений, которые именно по этой причине на настоящий момент складываются в значительной степени стихийно.

      Процессы, протекающие в валютной сфере, имеют принципиальное значение для экономического развития РФ. Валютное регулирование, в традиционном определении, представляет собой совокупность всех мероприятий, проводимых государством и Центральным банком в сфере валютного и денежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательную силу национальной валюты. Это также совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Деятельность ЦБ РФ во многом определяет динамику денежных агрегатов, уровень процентных ставок на финансовом рынке, темп роста активов банковской системы. Таким образом, она влияет на динамику инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет заемных средств, а также потребительского кредитования, которое во всех промышленно развитых странах выступает в качестве важнейшего фактора экономического роста. Приведены задачи валютного регулирования; факторы, определяющие развития банковского сектора в стране.

      Для эффективного функционирования рыночной экономики необходима сбалансированность ее ключевых макроэкономических показателей, в частности денежных агрегатов, являющихся основными объектами монетарного воздействия при регулировании экономики со стороны государства. Денежно-кредитная политика, проводимая Банком России по согласованию с Правительством, представляет собой один из самых действенных способов влияния на денежные агрегаты экономики. Существует множество инструментов денежно-кредитной политики, обеспечивающих Центральному банку возможность такого воздействия. Один из них – это валютное регулирование.

      Проблемы создания эффективной системы валютного регулирования. Отмечено, что реформа режима валютного контроля сама по себе не будет являться существенным решением проблемы утечки капитала из Российской Федерации. Контроль за движением капитала не должен рассматриваться как заменитель фундаментальной экономической реформы. В лучшем случае режим валютного контроля позволит выиграть время, необходимое властям для решения ключевых экономических проблем. Приступая к реформированию системы валютного регулирования и контроля, необходимо учитывать, по мнению автора, несколько общих концептуальных принципов, которые не были учтены при ее создании и эволюции.

      Вопросы валютного законодательства затрагивают все компании, бизнес которых связан с иностранными юридическими лицами. Поскольку требования валютного контроля довольно жестки, проблемы приобретения и реализации иностранной валюты становятся актуальными. В статье рассмотрены принципы осуществления валютных операций, основные положения, касающиеся валютного регулирования операций резидентов – юридических лиц. 

Информация о работе Валютное регулирование в РФ