Альтернативные теории прибыли и концепции предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ КАК МОТИВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

        Введение.

     С переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства  усиливается многоаспектное значение  прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности  предприятие, получив финансовую  самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Прибыль в условиях рынка используется не на потребление,  а на инвестиции и инновации, которые обеспечивают экономический рост предприятия и его конкурентоспособность.

       Величина прибыли зависит от  производственной, снабженческой, сбытовой  и финансовой деятельности предприятия.  Поэтому при новых условиях  хозяйствования, перехода предприятий промышленности к рыночной экономике одним из важнейших показателей оценки эффективности их деятельности является прибыль - обобщающий качественный показатель эффективности хозяйствования. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

   Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную  деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.

   Получение прибыли является обязательным  условием функционирования предприятия. Прибылью (рентабельностью) оценивается  эффективность хозяйствования, прибыль — главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений. Прибыль рассматривается как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы — объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость — обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объема производства и естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно — начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы.

     Прибыль – объективная экономическая  категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка  товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль – реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов.

     Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных  инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

     Курсовая  работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия  и историю формирования теории прибыли. 
 
 

     1.Множественность  целей фирмы: допущение  о стремлении к  максимизации прибыли (неоклассическая теория).

     Поведение фирмы может быть обусловлено  интересами руководства, рыночными  условиями (конкурентные возможности  и ограничения), целями фирмы. Практика хозяйственной деятельности свидетельствует о множественности целевых установок фирм, представляющих собой иерархическую систему, которая эволюционирует как во времени, так и в зависимости  от складывающихся рыночных условий. Поэтому дать однозначное определение цели фирмы не представляется возможным.

     Целью фирмы может быть максимизация выручки, являющейся важным показателем результативности деятельности фирмы. Нацеленность руководства фирм на валовые показатели нередкое явление, поскольку часто именно с этим показателем связано вознаграждение руководства. Другой, часто проявляющей себя целью фирм является экономический рост. Являясь показателем делового успеха и для владельцев и для инвесторов, он не только способствует расширению возможностей фирмы для маневра и защиты от рыночной неопределенности (за счет расширения доли рынка), но и выступает в качестве средства для достижения более отдаленных целей1. Фундаментальным мотивом деятельности фирмы (предпринимателя) может быть выживание в долгосрочной перспективе, чего фирма может добиться посредством достижения промежуточных целей, таких как технологическое совершенствование и инновационная деятельность. Наконец, в условиях сложных корпоративных образований, имеющих несколько центров власти (акционеры, менеджеры, кредиторы, поставщики), целью может стать стремление к удовлетворенности, обусловленное необходимостью поиска баланса интересов сторон. Стремление к удовлетворенности есть признак рациональности поведения, т.к. фирма практически всегда сталкивается с конфликтностью целей, и главный для нее вопрос- обеспечение единонаправленности целей в долгосрочной перспективе. В неоклассической теории в качестве цели фирм (предпринимателя) постулируется стремление к максимизации прибыли. Такое предположение обосновывается тем, что оно, с одной стороны, наиболее точно отражает предпринимательскую мотивацию, а с другой - задачу конкурентного взаимодействия фирм. К тому же оно очень удобно для моделирования поведения фирм. Между тем по ряду причин можно усомниться в однозначности такой трактовки цели фирм. Во-первых, в условиях рыночной неопределенности максимизация прибыли как инструмент принятия решений малопригодна. Во- вторых, по мере обособления управления и собственности возникает множественность целей, и максимизация прибыли как цель угасает. В-третьих, сами фирмы могут не стремиться к максимизации прибыли, опасаясь усиления отраслевой конкуренции и применения регулирующих мер со стороны государства. Наконец, существуют объективные трудности достижения такой цели, т.к. попытки максимизировать что-либо связаны с дополнительными затратами, которые могут превысить ожидаемые выгоды.

     Сказанное не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира фирмы (предпринимателя). Ведь прибыль является показателем  эффективности функционирования фирмы, источником вознаграждения предпринимателя и ее развития. Уже в силу этого фирма вынуждена ориентироваться на получение прибыли, иначе будет вытеснена с рынка в процессе конкуренции как неэффективная структура. Поэтому даже при наличии четко сформулированных альтернативных целей, нацеленность фирмы на получение удовлетворяющего ее уровня прибыли в долгосрочной перспективе присутствует всегда.

     1.1. Определение предпринимателя.

     В ХХI веке нетрудно было определить предпринимателя- это владелец предприятия. Этот критерий, принятый первоначально для индивидуального предприятия, был распространен позднее на предприятиях общественного характера, где акционеры являются, как тогда говорили, предпринимателями; они участвуют в перипетиях экономической деятельности, что отражается на размерах их дивидендов.

     Развитие  предприятия на протяжении ХХ века привело к разделению владельцев предприятий, с одной стороны, на пассивную массу акционеров, которые  ограничиваются внесением капитала и получением дивидендов, природа которых ближе к «недоговорному проценту», нежели собственно к прибыли, а с другой стороны, на «исполнительную группу», на реальных управителей предприятий, которые берут на себя ответственность за ход производства, прибыли и будущей крупной фирмы. Кроме этого функции управления предприятием рассредоточиваются на различных уровнях управленческого персонала2.

     Оплата  членов исполнительной группы не является тeм, что традиционно называется прибылью; они получают жалованье, дополняемое рядом доплат и привилегий. Их оплата зависит от успехов в выполнении возложенных на них функций в управлении предприятием. «Директора» глубоко заинтересованы в том, чтобы фирма в течение длительного времени получала максимальную и устойчивую прибыль, и не только потому, что от этого зависят их репутация и оплата, но и движимые самолюбием, а иногда и стремлением к власти.

     Наблюдения  за современной экономикой показывают, что существует три вида прибыли:

     -прибыль  мелкого предпринимателя, зачастую  и владельца своего дела;

     -прибыль  крупной фирмы, которая является  скорее прибылью некоего учреждения, а не отдельных личностей и  принимает частично форму жалования  или прибавок  к жалованию,  когда речь идет о руководящем  персонале;

     -прибыль  рантье или акционера, которая сближается с процентом.

     Рассмотрение  этих исходных проблем приводит нас  к выводу, что прибыль является формой дохода, которая не может  быть сведена к какой-либо другой форме (зарплате, проценту, ренте) и структура которой в современной экономике чрезвычайно важна.

     Можем ли мы для ее объяснения прибегнуть к различным теориям, которые  пытались ее проанализировать?

     1.2.Максимизация прибыли в совершенной конкуренции.

         Располагая  неизменным оборудованием в краткосрочном  периоде фирма пытается максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки, приспосабливая свой объем производства посредством изменений в величине переменных ресурсов, таких как труд, сырье и т.д.

         Известны  два принципа по которым можно определить уровень производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек, второй-сравнение предельного   дохода и предельных издержек.

         Рассмотрим  сначала принцип сравнения валового дохода и валовых издержек. Для этого рассмотрим график: 

                P

                                               ТС

                                      

                                            

                                                  TR

 

                                                

                                 Прибыль                             

                                                                    Q

     Рисунок 1. Совокупный доход, совокупные издержки и прибыль. 

         Данный  график иллюстрирует сравнение валового дохода и валовых издержек. График валового дохода выглядит таким образом, потому что каждая дополнительная единица продукции добавляет ее цену к валовому доходу. Валовые издержки возрастают с ростом производства, также на них распространяется закон убывающей отдачи, в результате чего темп роста  становится медленнее (эффективность использования ресурсов), но спустя некоторое время темпы роста опять   увеличиваются. Точки  пересечения кривых являются точками критического объема производства, и всякое производство за их пределами является убыточным. Производство внутри этих точек-прибыльно. Самая максимальная прибыль достигается в месте, где расстояние по вертикали между прямой валового дохода и издержек максимально. Т.е. можно сказать, что фирма максимизирует прибыль, если валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.

         Более распространенным методом является метод сопоставления предельного  дохода (MR) с предельными издержками (MC).Он более удобен, т.к. его можно применять независимо от того являются ли фирмы чисто конкурентными, монополистическими, монополистически конкурентными или олигополистическими. Рассмотрим этот метод. Пока    предельный доход растет быстрее чем предельные издержки, фирма расширяет производство и ее прибыль увеличивается.         

         “Правило MR=MC является точным ориентиром максимизации при-были для всех фирм на любом рынке: чисто конкурентном, монополисти-ческом, монополистически конкурентном, олигополистическом и других.   Для чисто конкурентного рынка правило максимизации прибыли имеет вид: P=MR=MC.Цена равна предельным издержкам и предельному до-ходу, что представляет собой частный случай правила MR=MC.”

         Если  цена будет превышать минимум  средних переменных издержек,   то фирма будет максимизировать прибыль, производя объем продукции, при котором цена или предельный доход равны предельным издержкам.

         Пример  выбора объема реализации продукции, при котором предприя-тие, действующее в условиях рынка свободной конкуренции будет получать максимальную прибыль.

         Возьмем пример рыбоперерабатывающего предприятия, выпускающего икру в банках. Данные о производстве, издержках, прибыли и предельных величинах приведены в виде таблицы.

 
 
выпуск банок
 
 
цена

Руб/шт.

валовой доход (выручка) руб. валовые издержки руб.  
прибыль руб.
Предельный доход руб./шт. предельные издержки руб./шт. предельная прибыль руб./шт.
TR TC TR-TC MR=P MC 6-7
0 135 0 7200 -7200      
35 135 4725 9240 -4515 135 54 77
150 135 20250 13200 7050 135 34 101
210 135 28350 15840 12510 135 44 91
250 135 33750 18000 15750 135 54 81
270 135 36450 19680 16770 135 84 51
288 135 38880 21312 17586 135 91 44
305 135 41175 22920 18255 135 95 40
316 135 42525 24360 18165 135 144 -9
316 135 42660 24510 18150 135 150 -15
317 135 42795 24672 18123 135 162 -27
318 135 42930 24852 18078 135 180 -45
319 135 43065 25056 18009 135 204 -69
320 135 432000 25296 17904 135 240 -105

Информация о работе Альтернативные теории прибыли и концепции предпринимательства