Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:39, курсовая работа
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.
Максимальная прибыль получается при объемах реализации около 310 шт. По данным таблицы она составляет 182555руб. при реализации 305 шт. Каждая дополнительная единица продукции дает не увеличение, а уменьшение суммы прибыли. Так в интервале 105-315 банок предельная прибыль равна нулю. При увеличении реализуемой продукции она уменьшается и, в конце концов, становится отрицательной. Таким образом, при заданной рынком цене (в нашем случае 135 руб./шт.) данному предприятию выгодно реализовывать продукцию в объеме, примерно соответствующем 310 банкам. Тогда предприятие будет получать максимальную прибыль.
График, показывающий выбор оптимального объема предложения, в нашем случае выглядит так:
прибыль (руб.)
Рисунок
2. Оптимальный объем предложения
В точке. А предприятие будет получать максимальную прибыль.
Из всего рассмотренного следует, что “максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия равнялись бы рыночной цене, т.е. P=MC”.
В долгосрочном периоде у фирмы есть возможность приспособится к изменившимся условиям, уйти из отрасли или наоборот расширить производство. В условиях совершенной конкуренции фирма считает, что текущие цены - лучший прогноз для будущих цен. Если Q1- равновесный выпуск в краткосрочном периоде при цене Р1, то условие равновесия SMC1=P1=MR. В этом случае фирма получает экономическую прибыль (малый прямоугольник на рисунке 7). Эта прибыль вызывает два основных процесса.
AC
MC ATC1 SMC1
Q1 Q2 Q3 Q1 Q2
Рисунок 3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
Во-первых,
фирмы этой отрасли пытаются получить
большую массу прибыли и
Во –вторых, экономическая прибыль – это сигнал для вхождения в отрасль новых фирм в долгосрочном периоде. Новые фирмы придут, старые расширят свою деятельность. Следовательно, предложение в отрасли, как видно на рисунке 7, увеличится с S1 до S2, что окажет давление на цену в сторону понижения при том же спросе. Цена снизится с Р1 до Р2.
В
результате фирмы отрасли окажутся
в состоянии долгосрочного
В долгосрочном периоде процесс входа и выхода завершается лишь тогда, когда цена и средние совокупные издержки уравниваются.
Таким
образом, в долгосрочном периоде
конкурентная фирма максимизирует
свою прибыль при таком объеме
производства, когда LAC=P=LMC.
1.3.Факторы прибыли.
Размеры прибыли меняются в зависимости от условий работы отдельной фирмы и ряда других факторов:
а) деятельность предприятия может обеспечиваться с большей или меньшей степенью эффективности.
С учетом этого следует отличать прибыли, обусловленные нововведениями и творчеством, от прибылей, связанных с имитацией. Это различие упоминается Шумпетером в его «Теории экономического развития», о которой мы поговорим позже.
Можно также утверждать, отвлекаясь от прерывистого процесса введения новшеств, что существуют исключительная прибыль динамично работающих предприятий и «нормальная прибыль» рутинных предприятий3;
б) прибыли могут варьироваться в зависимости от фаз конъюнктуры: их размеры могут вздуваться из-за колебаний конъюнктуры, из-за элементов, «упавших с неба». Случайные прибыли зачастую возникают либо благодаря изменениям общего уровня цен, либо из-за перемещения спроса из одного сектора в другой;
в) размеры прибылей зависят от экономических структур, а точнее, от формы рынка. Нам нет смысла возвращаться здесь к основным положениям теории цен, анализ которых дан выше: монопольная прибыль, олигопольная прибыль, прибыль торговце в условиях монополистической конкуренции вытекает не только из специфического характера этих форм рынка, но и благодаря деятельности предпринимателей в защиту самих этих форм: стратегия предельной цены, проводимая, например, монополиями либо олигополиями, имеет единственной целью обеспечение устойчивых высоких прибылей;
г) размеры прибылей, наконец, не оторваны и от социальных структур; в этой сфере определяющей является деятельность групп и государства.
Внутри групп производителей высокодоходные предприятия дают возможность существовать и мелким, отсталым фирмам, которые способствуют поддержанию на искусственно высоком уровне цен на товары и услуги; мощные фирмы обеспечивают себе, таким образом, значительные дифференциальную ренту.
Социально-экономические группы оказывают давление на государство и через него воздействуют на объем прибылей. Пример Франции показывает, в частности, что действия экономических «групп давления», которые добились для сельского хозяйства налоговых преимуществ, более выгодных в конечном счете крупным сельскохозяйственным предприятиям, нежели мелким, малопродуктивным земледельцам, почти неизбежно уклоняющимся от уплаты налогов4.
При
помощи субсидий, своей терпимостью
по отношению к официальным и
официозным соглашениям, кредитной
и налоговой политикой
Точно так же государство, «вдохновляемое» другими интересами, может проводить политику ограничения прибылей, которая способна подорвать динамизм фирм и рост экономики.
Вознаграждение предпринимателя зависит от непредсказуемых результатов конфликта, постоянно развивающегося между группами, также постоянно меняющимися6.
Разнообразие
факторов, определяющих размеры прибылей,
вынуждает нас всегда помнить
о функциональном аспекте прибыли:
определение прибыли как «классового
дохода» бесплодно в плане экономической
политики, потому что такое определение
не позволяет вскрывать возможные фальсификации
понятия прибыли в определенных конкретных
ситуациях, а также роль прибыли в децентрализованной
и динамичной экономике.
2.Альтернативные
теории прибыли
и концепции
Теперь немного обратимся к прошлому, чтобы понять странное исчезновение предпринимателя с авансцены экономической теории.
Адам Смит в «Богатстве народов» в явном виде разделил функции капиталиста и менеджера и подчеркнул тот факт, что «прибыль» капиталиста не включает «заработной платы» за управление как вознаграждение «за труд по надзору и руководству». Тем не менее, Смит не проводил какого-либо различия между капиталистом как лицом, предоставляющем предприятию «фронды», и предпринимателем как лицом, принимающем окончательные решения. Он использовал термины «projector» (составитель проектов) и «undertaker» (предприниматель) в качестве английских эквивалентов французского слова «entrepreneur» (предприниматель), но только как синонимы понятия «собственник предприятия»7. Неспособность изолировать предпринимательскую функцию от чистой функции собственность на капитал стала общим местом у всех представителей английской классической школы. Поэтому термин «entrepreneur» и любые его английские эквиваленты, а также концепция бизнесмена как главной движущей силы перемен в экономике полностью отсутствует в трудах Рикардо.
Некоторые скажут, что английских классиков можно простить за смешение функций капиталиста и предпринимателя. Конечно, корпоративная форма организации бизнеса, в которой капиталистическая роль отчетливо различается с функцией принятия решений менеджерами и предпринимателями, была изобретена несколькими столетиями ранее. Тем не менее, до «железнодорожной горячки» 40-ых годов ХХI века торговля на британской фондовой бирже большей частью ограничивалась государственными облигациями и акциями коммунальных служб, и превалирующей формой деловой собственности в зените Промышленной революции была семейная фирма, размером от малого до среднего, где капитал обеспечивался хозяином, его родственниками или друзьями. Неудивительно, что экономисты классической школы были не в состоянии выделить особый характер предпринимательской функции.
Однако
в ходе дальнейших размышлений это
историческое объяснение того, почему
английская классическая политическая
экономия явно пренебрегла
Кантильон обнаружил, что расхождения между рыночным спросом и предложением создают возможность покупать дешево и продавать дорого, и именно этот тип арбитражных сделок приводит конкурентные рынки в состояние равновесия. Он назвал людей, использующих эти нереализованные возможности извлечения прибыли «предпринимателями», т.е. индивидами, желающими купить по известной цене и продать по неизвестной. Более того, он отметил, что действия такого рода не обязательно требуют производственной деятельности и не обязательно поглощают личные средства предпринимателя, хотя часто это необходимо. Короче говоря, предпринимательство для Кантильона - вопрос предвидения и желания брать на себя риск, что не обязательно связано с вовлечением труда в некий производственный процесс. Следовательно, Кантильон несомненно различал функции предпринимателя и капиталиста.
Адам Смит читал Кантильона, но не принял к сведению его анализ предпринимательства. Аналогично Рикардо имел подсказку в виде трудов Жана Батиста Сэя, который в значительной степени опирался на Кантильона, различая, с одной стороны, предоставление предприятию капитала, а с другой - многочисленные функции надзора, руководства контроля и оценки. Тем не менее, у Рикардо нет даже намека на ведущую роль предпринимательства. Очевидно, что Рикардо, а вслед за ним буквально все прочие ведущие экономисты английской классической школы считали процессы производства и капиталовложений более-менее автоматическими, не требующими принятия важных решений, оценок риска и всякого рода предвидений. Рикардо признавал, что капиталист, первым внедривший новшество, скажем новую машину, способен собрать урожай сверхдохода, но это не подвело его к выделению способности к инновациям как черты, отличающей одного капиталиста от другого.
Абсолютно то же справедливо по отношению к Марксу. Несмотря на сделанный им акцент на накопление капитала, на беспощадной альтернативе: инновации или гибель, Маркс также трактовал экономическую деятельность как автоматический процесс, если только имеется требуемый капитал. Согласно Марксу принуждение рабочей силы к более напряженному труду есть один из двух главных источников сверхприбыли капиталистов; тогда как другой источник- внедрение нового оборудования. Но у Маркса никогда не возникает проблемы по поводу того, какие новые машины капиталист собирается внедрять; подобным образом, у Маркса не существует и свободы выбора масштаба предприятия, или числа видов производимой продукции, или осваиваемых рынков. Иными словами, Маркс, как и все экономисты до него и после него, понимал, что действие механизма конкуренции требует различий в поведении экономических агентов - в конце концов, если бы все они в одинаковых условиях вели себя одинаково, было бы невозможно объяснить перемены в экономике и экономический прогресс. Тем не менее, Маркс не проявлял интереса к этим индивидуальным различиям, которые только объясняют динамическую эволюцию капиталистической системы.
Информация о работе Альтернативные теории прибыли и концепции предпринимательства