Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:39, курсовая работа
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.
Маркс прекрасно знал, что капиталисты могут заимствовать весь капитал в банке, именно поэтому он считал, что процент на капитал вычитается из «прибыли» предприятия. Он также знал, что особые профессиональные умения менеджеров, включая навыки надзора за рабочей силой и управления ею, могут быть «наняты» на рынке труда. Но он никогда не рассматривал вопроса, существует ли остаточный доход на заемный капитал и платы за управление какой-либо специфической экономической функции, например, приобретение ресурсов по известным ценам и продажа продукции по неизвестным ценам, результатом чего могут быть убытки вместо прибыли. Должно быть, он полагал, что либо капиталисты не испытывают никакого бремени риска, либо, если они несут бремя риска, то в капиталистической экономике предложение людей, желающих взять его на себя, явно неограниченно. Так или иначе, Маркс, как Смит и Рикардо, просто слил воедино функции капиталиста и предпринимателя.
За первой полностью адекватной формулировкой роли предпринимателя мы должны обратиться не к Марксу, не к Сэю, и даже не к Кантильону, а к Тюнену. Во втором томе «Изолированного государства» (1850) Тюнен определил прибыль предпринимателя как доход, остающийся от валовой прибыли деловой операции после уплаты процента на инвестированный капитал, латы за управление и страховой премии по исчислимым рискам потерь. Вознаграждение предпринимателя, продолжал Тюнен, является, таким образом, доходом за принятие на себя тех рисков, которые из-за непредсказуемости не покроет ни одна страховая компания. Так как инновационная деятельность – в точности та процедура, при который невозможно предсказать вероятность дохода или убытков, предприниматель с необходимостью является «изобретателем и исследователем в своей области». Обратите внимание: эта виртуозная трактовка предпринимателя как претендента на остаточный рискованный и непредсказуемый доход, часто, но не всегда осуществляющего инновацию, опережает публикацию «Капитала» Маркса на 17 лет! Более того, Маркс читал «Изолированное государство» Тюнена8. Давайте не будем говорить, что Маркс отождествлял предпринимателя и капиталиста, потому что у него не было альтернативы.
Милль в «Основах» (1848) популяризировал термин «предприниматель» среди английских экономистов, но не смог преодолеть влияние смитианско-рикардианской традиции, трактовавшей предпринимателя просто как всесторонне рассматриваемого капиталиста. Вскоре после этого «маржиналистская» революция отвлекла внимание от внутренней организации делового предприятия, элиминируя тем самым роль как капиталиста, так и предпринимателя. Когда совершенная конкуренция выполнила свою задачу, когда достигнуто долгосрочное равновесие, совокупный продукт в точности сводится к факторным выплатам в соответствии с принципом предельной производительности; прибыль устраняется, и предприниматель, по словам Вальраса, «ничего не выигрывает, не теряет».
Мы подошли к сути вопроса, с которого начали. Пока экономический анализ углублен в природу статического равновесия в условиях совершенной конкуренции, как для теории предпринимательства, так и для теории прибыли, как предъявителя прав на остаточный доход со стороны лиц, принимающих на себя риск, связаны с неопределенностью, нет места. То, что ранние экономисты классической школы называли «прибылью», или то, что Маркс именует «прибавочной стоимостью», теперь получает название «процента», и, конечно, совершенная конкуренция порождает положительную процентную ставку даже в стационарном равновесном состоянии. Но перманентный положительный остаток сверх заработной платы и процента может быть результатом только постоянного технического прогресса, подрывающего стационарное состояние, а новая экономическая теория не многое могла сказать о движущих силах технического прогресса.
Растущая популярность теории общественного равновесия закрыла возможность построения теории предпринимательства. Статический равновесный анализ все более стал характеризовать экономические исследования по мере того, как XIX век дал дорогу XX. И даже в 1930-ых годах, когда на сцену вступила кейнсианская макроэкономика, вальрасовский анализ статического равновесия все более совершенствовался и достиг наибольшей утонченности в 50-ых и 60-ых годах. Несмотря на героический попытки привнесения динамики в микроэкономический анализ, значительные области современной экономической науки остаются в концептуальных рамках общего статического равновесия. Неудивительно, что типичный учебник экономической теории сегодняшних дней насыщен анализом поведения потребителя, решений фирм, максимизирующих прибыль (в краткосрочном равновесии), теории заработной платы, теории процента, внешней торговли и т.п., но небогат анализом технических нововведений, роста крупных фирм, причин богатства и бедности народов и теории предпринимательства.
Это
тем более примечательно, что
фактический консенсус по поводу
несущественности предпринимательства
в XX веке подвергался сомнению по крайней
мере по двум серьезным поводам. Одним
из них была публикация книги Йозефа
Шумпетера «Теория
2.1.Мотивы предпринимательского поведения в теории Й. Шумпетера.
Йозеф Алоиз Шумпетер(1883-1950) относиться к самым оригинальным мыслителям первой половины ХХ в. После окончания юридического факультета Венского университета (среди его учителей были корифеи австрийской школы Беем-Бавек и Визер) Шумпетер преподавал в Черновцах, Граце, Бонне и Гарвардском университете, пробовал заниматься практической деятельностью (был советником Комиссии по социализации и министром финансов австрийского социалистического правительства, без особого успеха возглавлял частный банк).
Из
книг Шумпетера всемирную
Как и во всех предшествующих теориях предпринимательства, предприниматель по Шумпетеру - функциональная роль, которая не обязательно воплощается в определенном физическом лице и, разумеется, не в четко очерченной группе лиц. Предприниматель может быть капиталистом или даже менеджером корпорации, но объединяются ли все эти различные функции в одном или более лицах, зависит от природы рынков капитала и форм индустриальной организации11.но Шумпетер пошел даже дальше своих предшественников в признании того, что один и тот же человек может быть предпринимателем, пока он, осуществляет инновации, и утратить этот статус после налаживания своего бизнеса и постановки его на рельсы рутинного процесса. Таким образом, реальная популяции предпринимателей в капиталистической экономике постоянно варьирует, т.к. предпринимательская функция, как правило, переплетается с другими видами деятельности. Экономическая функция дискретна (она выполняется до тех пор, пока новая комбинация не превратилась в рутину) и не закреплена навечно за определенным носителем. Предприниматель, остающийся таковым на протяжении десятилетий, встречается так же редко, как и коммерсант, который никогда в жизни не бывал хоть немного предпринимателем12. Поэтому предпринимательство не составляет профессию или устойчивый общественный класс. Новаторскую функцию предпринимателя Шумпетер четко отделяет от функции капиталиста: предприниматель в чистом виде не обязательно обладает правом собственности на какое-либо имущество и, следовательно, не несет какого либо риска), выпадает на долю капиталиста, ссужающего предпринимателям деньги). В то же время своим новаторским характером она отличается и от рутинных функций менеджера. Но предприниматель- это и не изобретатель, а в лучшем случае человек, экономически реализующий изобретения. Поскольку предпринимательская функция требует отхода от привычного «движения против течения»13, иначе говоря, творчества, она тесно связана с особенностями личности типичного предпринимателя. Личные свойства предпринимателя отмечали многие теоретики, но только Шумпетер попытался их систематизировать. Это - специфическая мотивация, требующая не удовлетворения потребностей, а активной деятельности ради сознания «империи», победы над соперниками и радости творчества. Это своеобразный интеллект: избирательный, но не глубокий, сильная воля и развитая интуиция14.
Предприниматель, изымающий ресурсы из старых комбинаций, должен предложить за них больше, чем было принято раньше, так что издержки его еще больше возрастут. За счет чего они будут покрыты и вдобавок будет получен остаточный доход- прибыль? Источником этого дохода Шумпетер считает временное монопольное положение, которое приобретает добившийся успеха предприниматель. Он рассматривает здесь два типа новых комбинаций. Первый связан с усовершенствованием производства старого блага и снижением издержек(внедрение новой технологии, использование нового источника сырья, укрупнение фирмы). Второй связан с открытием новых рынков: производство совершенно нового блага или нахождение новых рынков сбыта для блага уже существующего. В обоих случаях процесс можно разделить на три стадии. На первой стадии предприниматель, увидевший возможность новой комбинации, получает кредит, налаживает выпуск и выходит на рынок. Для новых комбинации первого типа (например, речь идет о внедрении нового ткацкого станка в текстильной отрасли, где господствует ручной труд) это связано с затратами на то, чтобы «перекупить» факторы производства (хлопок и труд) у прежних производителей. Перед предпринимателем, осуществляющими новые комбинации второго типа, задача стоит более сложная: им надо, кроме того, найти рынок сбыта, на котором данное благо пока не укоренилось. Для этого «вначале его надо навязать потребителям хотя бы даром»15, чтобы разбудить потребительский спрос. Очевидно, что на этой первой стадии предприниматель не только не получит никакого остаточного дохода, но и наоборот - осуществит чистые дополнительные затраты. Окупаться эти затраты начнут лишь на второй стадии, когда предприниматель укрепиться на рынке и окажется монополистом (в первом случае на применяемый более дешевый способ изготовления блага, во втором - на его производство как таковое). На этой стадии ему удается получить монопольный доход: в первом случае за счет более низких, чем у других производителей, издержек, во втором - за счет того, что цены на новое благо «некоторое время непосредственно формируются на основе потребительских оценок», а «издержки, которые и здесь состоят из необходимых услуг труда и земли, учтенных по прежним ценам, не имеют в данном случае определяющего значения».
Наконец на третьей стадии привлеченные высокими доходами в отрасль приходят конкуренты и временной монополии приходит конец. В результате цены снижаются и вновь сравниваются с издержками, но уже на другом уровне. Чистый доход предпринимателя исчезает, и весь получаемый доход вновь распределяется между собственниками факторов производства.
Из
новаторской функции
В
целом влияние концепции
2.2.Предпринимательство как несение бремени риска или неопределенности: Р.Кантильон, И.Тюнен, Ф.Найт.
Наиболее часто специфической функцией предпринимательства считалось несение риска или неопределенности. Первым представителем этой точки зрения был выдающийся экономист Ричард Кантильон.
Ричард Кантильон (умер в 1734 г., год рождения неизвестен) * ирландец по происхождению, большую часть жизни провел во Франции, а точнее, странствуя между Парижем и Лондоном и занимаясь банковскими и валютными операциями. Историки отмечают, что Кантильон был одним из немногих, кому удалось с прибылью выйти из аферы Джона Ло и вовремя продать акции «Миссисипской компании». Единственная книга Кантильона «Эссе (очерк) о природе торговли вообще» была издана уже после его смерти в 1755 г. Исследователи считают ее «наиболее систематичным, ясным и в тоже время наиболее оригинальным из всех изложений экономических законов до «Богатства народов». Кантильон, видимо, был самым значительным из предшественников классической школы и внес большой вклад в развитие количественной теории денег. Но здесь нас интересует небольшой фрагмент его труда, посвященный предпринимательству.
В занимающей всего пять страниц главе ХIII своей книги17 Кантильон впервые ввел термин предприниматель в экономическую теорию, обозначив так человека, покупающего товар по известной цене, а продающего по неизвестной и, следовательно, несущего риск. К категории предпринимателей он отнес не только купцов и ремеслиннеков, но и фермеров (цена на их продукт заранее не известна, так как зависит от урожая), а также разбойников, нищих и прочих лиц с неопределенным заработком. Иллюстрируя свою модель, Кантильон описывает следующую цепочку: фермер выращивает урожай, продает его оптовому покупателю, тот везет его в город и продает розничным торговцам или ремесленникам, которые, в свою очередь, подают свои товары дальше по цепочке. Каждый член цепочки является предпринимателем, так как, покупая товар по известной цене, он не может заранее знать своей будущей выручки. Напротив, предпринимателями не являются генерал, придворный или слуга, получающие фиксированное жалование. Кантильон подчеркивает, что предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Так что предпринимательская функция у Кантильона четко отличается от функции капиталиста или управляющего. Взаимодействию предпринимателей (коммерции) Кантильон придавал первостепенное значение в экономике.
Информация о работе Альтернативные теории прибыли и концепции предпринимательства