Альтернативные теории прибыли и концепции предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ КАК МОТИВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

     Следующий этап развития идеи о том, что сутью  предпринимательской функции является несение бремени риска, связан с  именем И.Тюнена, которого также можно  назвать сельскохозяйственным предпринимателем. Во втором томе своего «Изолированного государства»(1850) Тюнен определяет прибыль предпринимателя как остаточный доход, получающийся,  если из валовой прибыли вычесть процент на инвестированный капитал, плату за управление и страховой взнос. Последний рассчитывается в соответствии с исчислимым риском предприятия. Таким образом, доход предпринимателя, по Тюнену, связан не просто с риском, а с риском непредсказуемым, неисчислимым, от которого нельзя застраховаться. Такого риска в деятельности предпринимателя также хватает, поскольку он является «изобретателем и исследователем в своей области».

     Маржиналистская революция со своим равновесным  статическим подходом не способствовала развитию теории предпринимательства. В состоянии долгосрочного равновесия при совершенной конкуренции и, что самое главное, при совершенной информации весь продукт без остатка распределяется между собственниками факторов производства - никакого нестрахуемого риска здесь быть не может, соответственно, никакого остатка на долю предпринимателя не остается: прибыль равна нулю.

     Попытку примирить основанную на неисчислимом риске теорию предпринимательства  с маржиналистским подходом предпринял американский экономист Фрэнк Найт.

     Фрэнк Хайнеман Найт(1885-1972) считается основателем Чикагской школы экономической теории, хотя его взгляды не соответствуют ее основным отличительным признакам: вере в неограниченные возможности свободного предпринимательства и неоклассической теории цены. Большую часть своей жизни Найт проработал в Чикагском университете, где он преподавал теорию ценности и распределения, а также вел курс истории экономической мысли. Вклад Найта в экономическую теорию заключается, кроме теории прибыли, в четком и глубоком анализе предпосылок совершенной конкуренции18, развитии теории капитала. Но большинство его работ среднего и позднего периода были посвящены методологическим и философским проблемам экономической науки и нелицеприятному анализу системы свободного предпринимательства.

     В своей книге «Риск, неопределенность и прибыль» Найт развивает восходящее к Тюнену различие между исчисляемым и неисчисляемым риском. Первый он называет собственно риском, а второй неопределенностью. Риск предполагает известный набор исходов, для которого существует известное распределение объективных вероятностей. Двумя типичными ситуациями исчислимого риска являются: ситуации, в которых известна «априорная вероятность», например, азартные игры, в которых вероятность выпадения одной из граней кости равна 0,16666, и ситуации, в которых известна «статистическая вероятность», например, вероятность человека дожить до определенного возраста, которая рассчитывается компаниями по страхованию жизни. От такого риска вполне можно застраховаться, и страховые взносы включить в «постоянные издержки отрасли», которые перекладываются на потребителей, подобно другим издержкам производства19. Другое дело- ситуация «подлинной неопределенности», в которой ни вероятности, ни даже полный набор возможных исходов неизвестны, так как отсутствует прецедент. Эта неопределенность, присущая всякому капиталистическому предприятию, согласно Найту, «не может быть ни застрахована, ни капитализирована, ни оплачена в форме заработной платы». Согласно Найту, неопределенность для капиталистического предприятия существует в двух областях: в области производства (количество и качество изделий, которое удается получить из данного объема ресурсов) и в области потребностей будущего покупателя. Как и Кантильон, Найт настаивает на том, что предприниматель не знает заранее цену, по которой будет продан его продукт, но в то же время обязан заранее расплатиться с собственниками факторов производства по законам предельной производительности, заплатить им «контрактные доходы»20. Равновесная величина этих доходов задается предпринимателю конкуренцией на соответствующих факторных рынках. Но существует неопределенность, и предприниматель ожидает получить за свой продукт сумму, превышающую совокупность контрактных доходов (собственники ресурсов, очевидно, с ним не согласны, ибо в противном случае они потребовали бы заработную плату и процент выше рыночного уровня). Если реальная выплата окажется больше выплат, предприниматель получит прибыль, если меньше - потерпит убыток. При этом предприниматель (менеджер) получает и «контрактный доход», определяемый предельной производительностью своих предпринимательских способностей, но прибылью является только остаточная часть его дохода. Интересно, что, по Найту, предприниматель, настроенный оптимистически, имеет больше шансов на убыток, а пессимист - на прибыль. Казалось бы, довольно парадоксальный вывод, но надо учитывать, что речь здесь идет только об остаточном компоненте его дохода. Контрактный же компонент дохода оптимистического предпринимателя (менеджера) будет больше, чем у пессимиста, поскольку его самоуверенность найдет отражение в контракте.

     Таким образом, Найту удалось найти  объяснение остаточного дохода (прибыли), не противоречащее статической маржиналистской теории: на уровне ожиданий теория предельной экономической производительности продолжает действовать. Остаточная прибыль возникает лишь на стадии реализации этих ожиданий.

     Соответственно, предпринимателем, по Найту, является человек, берущий на себя бремя подлинной  неопределенности и избавляющий  от него своих «поставщиков». Он несет  полную ответственность за то, что собственники ресурсов получат их рыночную цену. Естественно, для того, чтобы специализироваться на этой функции, предпринимателю требуются специфические личные качества, прежде всего интуиция. В ходе дальнейшего развития экономической теории найтовское разделение между риском и истинной неопределенностью оказалось малопродуктивным. Однако это не повлияло на применимость созданной Найтом теории прибыли, которая по-прежнему остается на вооружении экономической науки.

     Книга Найта отменно выдержала критику, хоть и была опубликована более 60 лет назад. Усвоение его достижений ортодоксальной экономической теорией не представило больших проблем, так как Найт не подвергал сомнению статистический экономический анализ. К сожалению, он не смог убедить ортодоксальных экономистов в том, что теория прибыли, основанная на неопределенности, представляет собой более, чем сноску к магистральному направлению анализа, устраняющую неувязки, оставленные без внимания со времен Адама Смита. 

2.3.Прибыль  как доход от арбитражных сделок.

     Влияние Шумпетера на теорию предпринимательства  было подавляющим, и писавшие впоследствии по этому вопросу авторы обычно заявляли свою собственную позицию, противопоставляя ее его взглядам. Однако тем временем магистральное направление экономической теории продолжало игнорировать труды Шумпетера пот предпринимательству так же, как продолжает игнорировать теории прибыли Найта, по той причине, что ни одна из них не укладывается в рамки статического анализа. Тем не менее, современная австрийская школа, ведущая свое начало от Людвига Мизеса и Фридриха Хайека, придала теории предпринимательства второе дыхание. Так, ученик Мизеса Израэль Кирцнер недавно еще раз попытался своих коллег-экономистов в том, что свойства неравновесных состояний заслуживают такого же внимания, что и равновесных. Неравновесные ситуации обязаны своим существованием расхождениям между спросом и предложением во времени и пространстве, и отсюда возникают нереализованные возможности для извлечения прибыли. Сущность предпринимательства для Кирцнера, как и для Кантильона, состоит в реакции индивида на такие потенциальные источники выгоды. В теории у Кирцнера имеет место перенос акцента относительно шумпетеровского изложения: Шумпетер всегда изображает предпринимателя - инноватора как  дисбалансирующую силу, нарушающую сложившееся состояние равновесия, тогда как по Кирцнеру он пользуется неравновесной ситуацией и работает на восстановление равновесия. Но этот перенос акцента не следует переоценивать.

     К сожалению, теория предпринимательства новой австрийской школы сводит его к любому виду арбитража и тем самым устраняет коренных вопросов, которые традиционно ставились по поводу предпринимательства. Популярный стереотип предпринимателя как акулы бизнеса может сузить взгляд на предпринимательство, но, с другой стороны, представление австрийцев о предпринимателе как любом индивиде, приобретающем дешево и продающем дорого, возможно, чрезмерно обще. Но, вероятно, мы сказали уже достаточно, чтобы продемонстрировать, что теория предпринимательства начинается там, где кончается теория предельной производительности: в проблематике распределения есть гораздо больше вопросов, чем это представляется в рамках статического анализа ценообразования на факторы производства. 

2.4.Предпринимательство как координация факторов производства: Ж.-Б. Сэй.  

     Важный  вклад в развитие теории предпринимательства  внес выдающийся французский экономист  Ж.-Б. Сэй, который в определенный период своей жизни также занимался  предпринимательством, владея ткацкой  фабрикой в Кале. В своих трудах: «Трактате политической экономии»(1803) и «Полном курсе практической политической экономии»(1828)- Сэй, практически единственный из экономистов, тяготевших к классической школе, изложил развитую теорию производства и распределения, отводящую роль предпринимателю. Главную функцию предпринимателя Сэй видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора, включающего не только труд, но и научные знания, необходимые для производства продукта и организации производственного процесса. Выполнение этих функций связано с известной долей риска, хотя Сэй явно не подчеркивает его значение.

     Величина  факторных доходов, согласно Сэю, определяется законами спроса и предложения. В  частности, существует рынок самого предпринимательства, на котором определяется заработная плата предпринимателя. Спрос на предпринимательство является функцией от спроса на его продукт. Более подробно Сэй описывает факторы, ограничивающие предложение на этом рынке. Эти факторы включают личные («моральные») качества предпринимателей, их опыт и «связи». Поскольку число отвечающих данным требованиям людей всегда ограничено, то заработная плата, которую предприниматель получает за свою деятельность, выше, чем доход других факторов. Но кроме заработной платы в доход предпринимателя входят процент на принадлежащий ему капитал (если таковой участвует в деле) и премия за риск. Таким образом, в трактовке Сэя предпринимательство имеет сходство с другими факторами производства. Однако доход предпринимателя, в том числе и зарплату, Сэй считает остаточным. Предприниматель олицетворяет спрос на рынке факторов производства и, следовательно, выплачивает каждому из них свою долю. То, что осталось после этого, и составляет его доход. В целом, предприниматель у Сэя ближе к менеджеру (причем в широком понимании, с учетом творческих аспектов его деятельности) и четко отличается от капиталиста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.
       Экономическая ситуация, сложившаяся  в нашей стране в последнее  десятилетие, требует от предприятий  повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности и активизации предпринимательства.
 Предприниматели  стремятся получать всё больший доход, предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.
      Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции. Прибыль - наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Её простота определяется тем, что она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в экономике.
 

        Прибыль является основным источником  собственных средств фирмы. С  одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой,  ¾  как основа дальнейшего развития.  Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.

  Каждое  предприятие, фирма прежде, чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить.

       Прибыль предприятия (фирмы) зависит  от двух показателей: цены продукции  и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть  следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело – затраты на производство продукции – издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве. 

     Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Процветающее предприятие то, которое получает устойчивую прибыль от своей деятельности (производство и реализация продукции, сдача в аренду основных фондов и др.). Финансовые результаты деятельности фирмы характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях жёсткой конкуренции.

  Поиск резервов для повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одно из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа. Существуют резервы увеличения прибыли и рентабельности. К ним относятся: увеличение объема производства и реализации продукции, снижение удельной себестоимости продукции и повышение качества продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1.Барр  Р. Политическая экономия./Пер. с фр.- М.: Международные отношения, 1995.

2.Блауг  М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994.

3. История  экономических учений./ Под редакцией  В.Автономова, Н.Макашевой: Учебное  пособие.- М.: ИНФРА-Н, 2001.

4. Макконнелл  К., Брю С. Экономикс. Талин, 1993.

5. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль./Пер. с англ.- М.: Дело,2003.

6. Торануха Ю.В., Земляков Д.Н.. Микроэкономика. М.: Дело и Сервис,2002.

7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

  
 
 
 
 

                                                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Альтернативные теории прибыли и концепции предпринимательства