Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:18, дипломная работа
Тема экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства была и остается на сегодняшний день актуальной не только для системы хозяйственных судов, но и для экономики Республики Беларусь в целом. Становление законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларуси происходило постепенно. Применительно только к двадцатому веку можно выделить несколько временных периодов, отличающихся некоторыми особенностями состояния и развития данного законодательства.
1 Общая характеристика
экономической
1 Общая характеристика
экономической
(банкротства) субъектов предпринимательства
1.1 История становления
и развития законодательства
об экономической
Тема экономической
До 1990 года экономика нашего
государства была организована на принципах
жесткого планового управления. Национальное
законодательство не содержало даже
таких терминов, как «несостоятельность»
или «банкротство». В 1990 году после
распада Союза Советских
Однако вышеуказанный
Закон Республики Беларусь был разработан
и принят не как инструмент правового
регулирования реально
Весной 1994 года Национальное
собрание Республики Беларусь приняло
новую Конституцию Республики Беларусь,
что дало толчок развитию новых тенденций,
в том числе в экономике
и праве. В этом же году Министерством
экономики Республики Беларусь
начата подготовка проекта нового Закона
Республики Беларусь «Об экономической
несостоятельности и
года Высшим Хозяйственным
Судом Республики Беларусь в порядке
законодательной инициативы в Верховный
Совет Республики Беларусь. Проект
Закона Республики Беларусь «Об экономической
несостоятельности и
В конце 1995 года был избран Верховный Совет Республики Беларусь тринадцатого созыва. В повестку дня сессии были включены все три проекта Законов Республики Беларусь: «О банкротстве», «О санации» и «Об управляющем в процедуре банкротства». Первый из них по инициативе Национального собрания Республики Беларусь был направлен на экспертизу в Германский фонд международного правового сотрудничества, откуда получен положительный отзыв. После детального заинтересованного обсуждения проектов в комиссиях и фракциях Национального собрания Республики Беларусь весной 1996 года они были приняты в первом чтении, а осенью того же года – во втором.
В этом же году при Совете министров Республики Беларусь был создан на общественных началах Совет по банкротству и финансовому оздоровлению субъектов хозяйствования и утверждено Положение о нем [38, с. 185].
В связи с изменениями
и дополнениями, внесенными в Конституцию
Республики Беларусь в ноябре 1996 года,
названные проекты Законов
В 1997 году был создан Комитет по санации и банкротству при Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь, утверждено Положение о нем (в настоящее время это Департамент Министерства экономики Республики Беларусь) [13, с. 17].
В декабре 1997 года на десятом
пленарном заседании
Закон Республики Беларусь
«Об экономической
ликвидацией; наличие института антикризисных управляющих на всех стадиях судопроизводства по делу о банкротстве; система гарантий от злоупотреблений со стороны должника, кредиторов и управляющих при распоряжении имуществом должника; государственные гарантии по социальной защите трудовых прав работников должника; четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, иных участников процесса, их прав и обязанностей; подробная регламентация всех процессуальных действий, совершаемых хозяйственным судом и другими участниками процесса; широкая гласность судебного процесса по делу о банкротстве [58, с. 221].
Вышеуказанный Закон Республики
Беларусь стал основой для дальнейшего
развития законодательства Республики
Беларусь об экономической
Вышеуказанный Указ Президента Республики Беларусь внес существенные изменения в правовые нормы, определяющие как основные понятия – «банкротство» и «экономическая несостоятельность», их признаки, субъектный состав, основания возбуждения производства по делу о банкротстве, так и состав самого законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) [38, c. 187].
Следует отметить, что не взирая на то, что Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000 года является нормативным правовым актом прямого действия, в целях его реализации был принят ряд специальных нормативных правовых актов. Вместе с тем, процедуры банкротства банков, сельскохозяйственных организаций, градообразующих организаций и других категорий должников требуют более качественного правового обеспечения. Поскольку нормы Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» уделяют регулированию этих вопросов недостаточное внимание, необходимым представляется принятие дополнительных нормативных правовых актов уровня закона [13, с. 54].
Таким образом, первый этап
развития правового регулирования
экономической
Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»,
который разработан с учетом нового Гражданского кодекса Республики Беларусь и Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. Третий этап развития правового регулирования рассматриваемых отношений связан с принятием 12 ноября 2003 года Указа Президента Республики Беларусь № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)». Для этого этапа характерно изменение правовых норм, определяющих как основные понятия – «банкротство» и «экономическая несостоятельность», их признаки, субъектный состав, основания возбуждения производства по делу о банкротстве, так и состав самого законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве).
1.2 Понятие, критерии
и признаки экономической
В настоящее время
В современное право Республики
Беларусь термин «экономическая несостоятельность
(банкротство)» был введен Законом
Республики Беларусь от 30 мая 1991 года «Об
экономической
Следует отметить, что российский законодатель в рамках института банкротства также не разделяет категории «несостоятельность» и «банкротство». Так, в соответствии со статьей 2 действующего в Российской
Федерации Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)»
несостоятельность (банкротство) –
это признанная арбитражным судом
неспособность должника в полном
объеме удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных
платежей. В целом банкротство
предстает как «длительный
Однако с принятием
Указа Президента Республики Беларусь
от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых
вопросах экономической
В юридической литературе
понятие «признаки банкротства»
определяется по-разному. Так, О.М. Олейник
полагает, что «признаками банкротства
является необходимая и достаточная
совокупность формальных и материальных
фактов, дающих возможность суду признать
лицо банкротом или самому объявить
о наличии экономической
Информация о работе Банкротство субъектов предпринимательства