Банкротство субъектов предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:18, дипломная работа

Описание

Тема экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства была и остается на сегодняшний день актуальной не только для системы хозяйственных судов, но и для экономики Республики Беларусь в целом. Становление законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларуси происходило постепенно. Применительно только к двадцатому веку можно выделить несколько временных периодов, отличающихся некоторыми особенностями состояния и развития данного законодательства.

Работа состоит из  1 файл

1 Общая характеристика экономической несостоятельности.docx

— 71.10 Кб (Скачать документ)

1 Общая характеристика  экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства

1 Общая  характеристика  экономической  несостоятельности

(банкротства)  субъектов предпринимательства

1.1 История становления  и развития законодательства  об экономической несостоятельности  (банкротстве) в Республике Беларусь

 

Тема экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства  была и остается на сегодняшний день актуальной не только для системы  хозяйственных судов, но и для  экономики Республики Беларусь в  целом. Становление законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларуси происходило постепенно. Применительно  только к двадцатому веку можно выделить несколько временных периодов, отличающихся некоторыми особенностями состояния  и развития данного законодательства [6, с. 23].

До 1990 года экономика нашего государства была организована на принципах  жесткого планового управления. Национальное законодательство не содержало даже таких терминов, как «несостоятельность»  или «банкротство». В 1990 году после  распада Союза Советских Социалистических Республик, провозглашения независимости  и суверенитета Республики Беларусь в нашем государстве начались экономические и правовые реформы, направленные на формирование рыночного  механизма хозяйствования. В этой связи Верховным Советом Республики Беларусь был принят целый ряд  законодательных актов, регулирующих новые правоотношения между субъектами хозяйствования. В их числе Республика Беларусь первой из всех государств-участников Содружества Независимых Государств 30 мая 1991 года приняла Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности  и банкротстве» [49, с. 19].

Однако вышеуказанный  Закон Республики Беларусь был разработан и принят не как инструмент правового  регулирования реально существующих отношений, поэтому носил упрощенный (содержал всего 48 статей), декларативный  характер. Понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство» в нем разделялись  как самостоятельные этапы судебной процедуры. Судебная практика того времени  подтверждает, что вышеуказанный  Закон Республики Беларусь использовался  кредиторами в качестве механизма  запугивания своих должников  с целью возврата долгов [2, с. 115].

Весной 1994 года Национальное собрание Республики Беларусь приняло  новую Конституцию Республики Беларусь, что дало толчок развитию новых тенденций, в том числе в экономике  и праве. В этом же году Министерством  экономики Республики Беларусь  начата подготовка проекта нового Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности и банкротстве». К данной работе присоединился Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. После ознакомления с законодательством о несостоятельности ряда европейских государств, Соединенных Штатов Америки и Японии был подготовлен проект Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и  банкротстве»,  который  и  был представлен в январе 1995

года Высшим Хозяйственным  Судом Республики Беларусь в порядке  законодательной инициативы в Верховный  Совет Республики Беларусь. Проект Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности и банкротстве» внимательно рассмотрен в комиссиях  Верховного Совета Республики Беларусь, одобрен и рекомендован для рассмотрения на сессии. Однако по различным причинам он на сессии так и не был рассмотрен [60, с. 38].

В конце 1995 года был избран Верховный Совет Республики Беларусь тринадцатого созыва. В повестку дня  сессии были включены все три проекта  Законов Республики Беларусь: «О банкротстве», «О санации» и «Об управляющем  в процедуре банкротства». Первый из них по инициативе Национального  собрания Республики Беларусь был направлен  на экспертизу в Германский фонд международного правового сотрудничества, откуда получен  положительный отзыв. После детального заинтересованного обсуждения проектов в комиссиях и фракциях Национального  собрания Республики Беларусь весной 1996 года они были приняты в первом чтении, а осенью того же года – во втором.

В этом же году при Совете министров Республики Беларусь был  создан на общественных началах Совет  по банкротству и финансовому  оздоровлению субъектов хозяйствования и утверждено Положение о нем [38, с. 185].

В связи с изменениями  и дополнениями, внесенными в Конституцию  Республики Беларусь в ноябре 1996 года, названные проекты Законов Республики Беларусь так и не вступили в силу. Однако работа над совершенствованием перечисленных проектов продолжалась. Было принято решение уйти от множественности  правовых актов в этой сфере и  подготовить один комплексный проект закона, который бы учитывал в том числе особенности признания несостоятельными отдельных субъектов предпринимательской деятельности: банков, градообразующих организаций, страховых компаний, индивидуальных предпринимателей и других.

В 1997 году был создан Комитет  по санации и банкротству при  Министерстве по управлению государственным  имуществом и приватизации Республики Беларусь, утверждено Положение о  нем (в настоящее время это  Департамент Министерства экономики  Республики Беларусь) [13, с. 17].

В декабре 1997 года на десятом  пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств принят модельный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». После этого были приняты соответствующие законы в ряде стран Содружества Независимых Государств.

Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» был принят 18 июля 2000 года. Данный Закон Республики Беларусь состоит из 13 разделов, содержащих 261 статью, в его основу положены  следующие принципы: наличие судебной и внесудебной процедуры признания  должника банкротом;  приоритет санации (оздоровления) и   мирового соглашения  между конкурсными   кредиторами и должником перед

ликвидацией; наличие института  антикризисных управляющих на всех стадиях судопроизводства по делу о  банкротстве; система гарантий от злоупотреблений  со стороны должника, кредиторов и  управляющих при распоряжении имуществом должника; государственные гарантии по социальной защите трудовых прав работников должника; четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, иных участников процесса, их прав и обязанностей; подробная регламентация всех процессуальных действий, совершаемых хозяйственным судом и другими участниками процесса; широкая гласность судебного процесса по делу о банкротстве [58, с. 221].

Вышеуказанный Закон Республики Беларусь стал основой для дальнейшего  развития законодательства Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве). Однако практика применения Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» выявила  ряд серьезных упущений и недостатков  в правовом регулировании досудебной санации, оснований для возбуждения  дел о банкротстве, а также  в отношении социально значимых субъектов и ряда других вопросов [4, с. 20]. Для их устранения требовалось  оперативное решение, поскольку  промедление могло существенно  повлиять на экономику конкретных организаций  и отраслей, а также социальное положение работающих коллективов. В связи с этим 12 ноября 2003 года был принят Указа Президента Республики Беларусь № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)».

Вышеуказанный Указ Президента Республики Беларусь внес существенные изменения в правовые нормы, определяющие как основные понятия – «банкротство»  и «экономическая несостоятельность», их признаки, субъектный состав, основания  возбуждения производства по делу о  банкротстве, так и состав самого законодательства об экономической  несостоятельности (банкротстве) [38, c. 187].

Следует отметить, что не взирая на то, что Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000 года является нормативным правовым актом прямого действия, в целях его реализации был принят ряд специальных нормативных правовых актов. Вместе с тем, процедуры банкротства банков, сельскохозяйственных организаций, градообразующих организаций и других категорий должников требуют более качественного правового обеспечения. Поскольку нормы Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» уделяют регулированию этих вопросов недостаточное внимание, необходимым представляется принятие дополнительных нормативных правовых актов уровня закона [13, с. 54].

Таким образом, первый этап развития правового регулирования  экономической несостоятельности (банкротства) связан с принятием 30 мая 1991 года Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности и банкротстве».  Второй  этап связан  с принятием 18  июля  2000 года Закона

Республики  Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»,

который разработан с учетом нового Гражданского кодекса Республики Беларусь и Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. Третий этап развития правового регулирования рассматриваемых отношений связан с принятием 12 ноября 2003 года Указа Президента Республики Беларусь № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)». Для этого этапа характерно изменение правовых норм, определяющих как основные понятия – «банкротство» и «экономическая несостоятельность», их признаки, субъектный состав, основания возбуждения производства по делу о банкротстве, так и состав самого законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве).

 

1.2 Понятие, критерии  и признаки экономической несостоятельности  (банкротства)

 

В настоящее время законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому  анализ правового регулирования  экономической несостоятельности (банкротства), изучение тенденций в данной области, а также основных категорий экономической  несостоятельности являются весьма актуальными [14, с. 11].

В современное право Республики Беларусь термин «экономическая несостоятельность (банкротство)» был введен Законом  Республики Беларусь от 30 мая 1991 года «Об  экономической несостоятельности  и банкротстве». Данный Закон Республики Беларусь разграничивал экономическую  несостоятельность и банкротство  как отдельные процедуры. В нормах Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года и Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» понятия  «экономическая несостоятельность» и  «банкротство» оценивают как  тождественные и взаимозаменяемые понятия [3, с. 198]. Так, исходя из содержания части 1 пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь экономическая  несостоятельность (банкротство) определяется как невозможность должника удовлетворить требования кредиторов [7]. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность (банкротство) – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [31].

Следует отметить, что российский законодатель в рамках института  банкротства также не разделяет  категории «несостоятельность»  и «банкротство».  Так, в соответствии  со статьей  2 действующего в Российской

Федерации   Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О

несостоятельности (банкротстве)»  несостоятельность (банкротство) –  это признанная арбитражным судом  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей. В целом банкротство  предстает как «длительный судебный процесс, направленный на спасение предприятия, а не на распродажу его имущества» [40, с. 103].

Однако с принятием  Указа  Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых  вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство»  стали иметь различное содержание. Так, в соответствии с частью 1 и  частью 8 подпункта 1.4 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)»  под экономической несостоятельностью понимается неплатежеспособность, имеющая  или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности  с санацией должника (решение о  санации). Банкротство определяется как неплатежеспособность, имеющая  или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией  должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального  предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства) [34]. Таким образом, при вынесении  хозяйственным судом в отношении  должника решения о санации должник  признается экономически несостоятельным, а если должник признается банкротом, то в решении указывается об открытии ликвидационного производства.

В юридической литературе понятие «признаки банкротства» определяется по-разному. Так, О.М. Олейник  полагает, что «признаками банкротства  является необходимая и достаточная  совокупность формальных и материальных фактов, дающих возможность суду признать лицо банкротом или самому объявить о наличии экономической несостоятельности (банкротства)» [41, с. 377].  М.В. Телюкина  понимает под признаками банкротства «систему характеристик должника, позволяющих предположить его несостоятельность» [53, с. 47]. Кроме данных подходов существует мнение, что признаки банкротства представляют собой не систему характеристик должника, позволяющих предположить несостоятельность, а приемы выражения (воплощения) в тексте правового акта критерия несостоятельности, избранного законодателем в отношении той или иной категории потенциальных банкротов [62, с. 68].

Информация о работе Банкротство субъектов предпринимательства