Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:18, дипломная работа
Тема экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства была и остается на сегодняшний день актуальной не только для системы хозяйственных судов, но и для экономики Республики Беларусь в целом. Становление законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларуси происходило постепенно. Применительно только к двадцатому веку можно выделить несколько временных периодов, отличающихся некоторыми особенностями состояния и развития данного законодательства.
2) обжаловать в хозяйственный
суд действия управляющего. Однако
конкретного порядка
Решения комитета кредиторов
принимаются большинством голосов
от общего числа членов комитета кредиторов.
Таким образом, отсутствует разница
между размером требований кредиторов
– один участник комитета кредиторов
обладает всего одним голосом. Такой
порядок голосования
Кроме перечисленных в
статье 58 Закона Республики Беларусь «Об
экономической
В соответствии с Законом
Республики Беларусь «Об экономической
несостоятельности (банкротстве)» отдельные
сделки, совершаемые управляющим
в отношении должника, согласовываются
с комитетом кредиторов. В этих
случаях комитет кредиторов имеет
право принять решение об утверждении
или отказе в утверждении какой-либо
сделки должника. Кроме того, комитет
кредиторов может представлять хозяйственному
суду кандидатуры помощника
Таким образом, если число конкурсных кредиторов составляет 10 и более человек, для представления интересов кредиторов и осуществления контроля за деятельностью управляющего собрание кредиторов избирает комитет кредиторов, в который включаются представители конкурсных кредиторов в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более 7 человек. Если количество конкурсных кредиторов менее 10 человек, решением первого общего собрания кредиторов может быть предусмотрено, что комитет кредиторов не избирается и его функции исполняет собрание кредиторов. Члены комитета кредиторов избираются на первом общем собрании кредиторов на период конкурсного производства кумулятивным голосованием. Если в комитете кредиторов более 3 членов, в обязательном порядке избирается председатель комитета кредиторов. Решения комитетом кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа его членов.
1.3.5 Правовой анализ
положения временного (антикризисного)
управляющего в деле об
В нынешних условиях следует
отдельно вести речь об антикризисных
управляющих, правовой статус которых
определен нормами Закона Республики
Беларусь «Об экономической
экономической несостоятельности (банкротства)».
Антикризисный управляющий
назначается хозяйственным
В зависимости от стадии
процедуры банкротства
Управляющий приступает к исполнению своих обязанностей с момента получения документа, удостоверяющего полномочия управляющего в отношении должника (удостоверение управляющего), если иное не предусмотрено определением (решением) хозяйственного суда. Указанный документ выдается со дня вынесения хозяйственным судом соответствующего определения или иного судебного акта. По окончании исполнения своих обязанностей управляющий возвращает удостоверение управляющего в хозяйственный суд [63, с. 87].
Анализ прав и обязанностей управляющего, его ответственности позволяет сделать вывод о том, что, осуществляя свои полномочия указанный субъект должен учитывать интересы и кредиторов, и должника, представлять отчеты о своей деятельности кредиторам, хозяйственному суду, государственному органу по делам о банкротстве, возмещать причиненный им ущерб должнику и кредиторам. Возникающий в этой связи вопрос о правовом статусе управляющего носит дискуссионный характер [27, с. 88].
С одной стороны, управляющий назначается из числа лиц, предложенных
кредиторами. Многие действия управляющий совершает после уведомления
кредиторов либо даже с их согласия. Так, сделки, влекущие распоряжение
недвижимым имуществом или иным имуществом должника, балансовая
стоимость которого на момент заключения сделок превышает двадцать процентов балансовой стоимости активов должника (крупные сделки), заключаются управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов после уведомления об этом хозяйственного суда. Однако окончательное решение этих и иных вопросов входит в компетенцию хозяйственного суда, то есть сделать убедительный вывод о том, что управляющий представляет интересы кредиторов, нельзя [11, с. 76].
С другой стороны, норма статьи 61 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» содержит прямое указание на то, что в производстве по делу о банкротстве управляющий выступает от имени должника. Более того со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с правилами Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» к другим лицам (органам) [64, с. 88].
В то же время временный управляющий вправе предъявлять в хозяйственный суд требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, закрепленных в Законе Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и иных законодательных актах. Такие действия совершаются в первую очередь в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов. Приведенные правила свидетельствуют об отсутствии оснований для характеристики статуса управляющего как представителя должника [63, с. 89]. При этом следует учитывать норму статьи 183 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой управляющий при осуществлении своих функций не является представителем должника, хотя действует в чужих интересах, но от собственного имени [7]. Правда, между этой нормой и приведенной выше нормой статьи 61 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» усматривается явное противоречие. Нормы Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» предусматривают исключения, когда управляющий выступает от имени должника, в частности, при предъявлении от имени должника исков в общий суд, хозяйственный суд или иные органы, разрешающие споры в отношении должника, при заключении мирового соглашения.
С позиции процессуального
права управляющий относится
к заинтересованным лицам. В этой
связи возникает вопрос о пределах
правовой заинтересованности управляющего
[64, с. 88]. В соответствии с требованиями
части 6, части 7 статьи 62 Закона Республики
Беларусь «Об экономической
быть заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов [31].
Таким образом, статус управляющего
многогранен, его нельзя характеризовать
только посредством института
Закон Республики Беларусь
«Об экономической
1) общие – характерны
для любого управляющего, что
возможно в силу нормы части
4 статьи 33 Закона Республики Беларусь
«Об экономической
2) специальные – характерны
только для временного
Исходя из таких
критериев, можно сделать
1) общие процессуальные
права и обязанности, которыми
обладает управляющий как лицо,
участвующее в деле о
2) права и обязанности
по сбору сведений о
3) права и обязанности
по управлению имуществом
4) право и обязанность
проводить экспертизу
5) право входить в служебные
помещения должника и
6) обязанность устанавливать кредиторов должника;
7) право на получение вознаграждения;
8) обязанность не реже
одного раза в месяц
9) обязанность соблюдать
ограничения, установленные
10) обязанность в случае обнаружения данных, свидетельствующих
Информация о работе Банкротство субъектов предпринимательства