Банкротство субъектов предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:18, дипломная работа

Описание

Тема экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства была и остается на сегодняшний день актуальной не только для системы хозяйственных судов, но и для экономики Республики Беларусь в целом. Становление законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларуси происходило постепенно. Применительно только к двадцатому веку можно выделить несколько временных периодов, отличающихся некоторыми особенностями состояния и развития данного законодательства.

Работа состоит из  1 файл

1 Общая характеристика экономической несостоятельности.docx

— 71.10 Кб (Скачать документ)

С.А. Карелина полагает, что  «под признаками экономической несостоятельности (банкротства) следует понимать необходимую  совокупность юридических фактов, предоставляющих  суду возможность инициировать дело о несостоятельности и впоследствии при наличии определенных оснований  вынести решение о признании  должника банкротом» [14, с. 7]. В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» к обязательным платежам, учитываемым при определении признаков неплатежеспособности, отнесены налоги, сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с нормами права, в том числе экономические (финансовые) санкции, примененные к должнику [31].

Российский законодатель для определения признаков банкротства  использует два критерия – неоплатность и неплатежеспособность. Первый критерий означает, что сумма обязательств превысила стоимость имущества должника, при этом делается оговорка о том, что применяется он только в отношении граждан. Неплатежеспособность является основанием для признания юридического лица банкротом при наличии фактической неоплаты задолженности [40, с. 104].

По мнению А.П. Смольского, устойчивая неплатежеспособность организации  предполагает:

1) поглощение ресурсов  кредиторов или функционирование  за их счет;

2) создание недоимок по  налогам и другим обязательным  платежам или функционирование  за счет населения [51, с. 11].

Система признаков для  признания субъекта предпринимательской  деятельности неплатежеспособным установлена  правилами Инструкции по анализу  и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 года № 81/128/65.

Следует отметить, что Законом  Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» отдельно выделены понятия и признаки ложного  и преднамеренного банкротства.

Ложным банкротством признается обращение в хозяйственный суд  полномочного органа (лица) должника о  его банкротстве при фактическом  отсутствии признаков экономической  несостоятельности (банкротства), то есть при наличии у должника активов  в количестве, достаточном для  удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Действительное банкротство  должника отсутствует. При этом определение  наличия или отсутствия признаков  ложного банкротства производится во всех процедурах банкротства [12, с. 28].

Согласно содержанию части 2 статьи 9 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» преднамеренным считается  банкротство должника, произошедшее по вине его учредителей (участников), собственника его имущества или  иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность  иным образом определять его действия [31].

Детальная регламентация  отношений по выявлению ложного  и преднамеренного банкротства  осуществлена в Инструкции по определению  наличия (отсутствия) признаков ложного  банкротства, преднамеренного  банкротства, сокрытия банкротства или срыва  возмещения убытков кредитору и подготовке заключений по данным вопросам, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 20 июня 2008 года № 129.

В соответствии с пунктами 6 и 12 вышеуказанной Инструкции определение  наличия (отсутствия) признаков ложного  банкротства производится во всех процедурах экономической несостоятельности (банкротства) при наличии в производстве дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, возбужденного  хозяйственным судом по заявлению  должника. Признаки преднамеренного  банкротства могут быть установлены  за период не менее двух лет, предшествующих возбуждению производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), а также в ходе проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства) [29].

При этом Н.Г. Швед указывает, что «ложное банкротство может  выступать в одной из двух альтернативных форм:

1) умышленное создание  неплатежеспособности;

2) умышленное увеличение  неплатежеспособности» [65, с. 68].

Таким образом, в современное  право Республики Беларусь термин «экономическая несостоятельность (банкротство)» был  введен Законом Республики Беларусь от 30 мая 1991 года «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)», который  разграничивал экономическую несостоятельность  и банкротство как отдельные  процедуры. В нормах Гражданского кодекса  Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года и Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» эти термины рассматривались  как синонимы. Дифференциация этих понятий получила закрепление в  нормах Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых  вопросах экономической несостоятельности (банкротства)».

 

1.3 Субъектный  состав  отношений,  возникающих   при   проведении 

процедур экономической  несостоятельности (банкротства)

1.3.1 Правовой анализ  положения должника в деле  об экономической несостоятельности (банкротстве)

 

Действующее гражданское  законодательство, а также законодательство о банкротстве устанавливает, что  не все участники имущественного оборота могут быть признаны экономически несостоятельными.

Следовательно, для начала определим, кто может быть банкротом  и в отношении кого можно подавать соответствующее заявление в  хозяйственный суд. Согласно статье 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь, статье 1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности  (банкротстве)»     банкротом    может   быть    признан     неплатежеспособный

индивидуальный   предприниматель   или   неплатежеспособное  юридическое

лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного

предприятия, либо  некоммерческой организацией, действующей   в форме

потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда [7].

Из вышеизложенного следует, что не могут быть признаны банкротами физические лица, не являющиеся индивидуальными  предпринимателями (в отличие от законодательства Российской Федерации, которое допускает такую возможность), некоммерческие организации, за исключением  потребительских кооперативов и  фондов. По общему правилу банкротами могут быть признаны все коммерческие организации, за исключением казенных предприятий.

Отметим, что всех должников  можно разделить на две группы. В первую группу входят должники, на которых распространяются общие  правила о банкротстве, во вторую – те, для которых законодательством  о банкротстве установлены те или иные особенности. Ко второй группе можно отнести индивидуальных предпринимателей, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные организации, градообразующие организации, банки, юридические лица и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, и так далее [59, с. 51].

Нормы законодательства об экономической несостоятельности  не применяются, за исключением норм подпунктов 1.6–1.8 пункта 1 и подпункта 6.1 пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической  несостоятельности (банкротства)», а  также норм статей 15, 16 и части 4 статьи 113 Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)», в  отношении: субъектов естественных монополий; организаций, являющихся режимными и особо режимными объектами и (или) имеющих такие объекты; организаций, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности [34].

Подпункт 1.5 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)»  закрепляет запрет на применение ликвидационного  производства в отношении организаций  и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные  заказы [34].

Характеризуя правовое положение  должника, необходимо отметить, что  само понятие «должник» при употреблении в нормах права о несостоятельности  существенно отличается по своему содержанию от традиционного подхода, применяемого в гражданском праве [47, с. 102]. Исходя из содержания пункта 1 статьи 288 Гражданского кодекса Республики Беларусь под должником понимается сторона гражданско-правового обязательства, обязанная совершить определенные действия по требованию кредитора, как-то: передать товар, выполнить работу, уплатить деньги и так далее [7].

Применительно к правовому  регулированию несостоятельности  под должником понимается обязанная  сторона лишь в денежном обязательстве, которая должна уплатить кредитору  денежную сумму. В то же время, когда  речь идет о должнике, имеется в виду не только гражданско-правовое обязательство, но и обязанность по уплате в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды налогов, сборов, пошлин и других платежей, в том числе экономических (финансовых) санкций, применяемых к должнику, то есть публично-правовая обязанность.

Правом на обращение в  хозяйственный суд с заявлением о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) обладают лица, указанные в нормах статей 6, 10, 22, 28, 29, 211, 226, 234, 236, 247, 250 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве) [3, с. 207].

Законодатель определил  широкий перечень лиц, обладающих правом на обращение в хозяйственный  суд с заявлением о признании  должника экономически несостоятельным  или банкротом. Однако практика складывается несколько иначе. Правом на обращение  в хозяйственный суд с заявлением о признании должника экономически несостоятельным и банкротом  реально пользуются лишь должники и  кредиторы.

Порядок и основания подачи в хозяйственный суд заявления  должника урегулированы статьями 7, 8, 23 и 24 Закона Республики Беларусь «Об  экономической несостоятельности (банкротстве)», подпунктом 1.12 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» [4, с. 26].

Согласно статье 7 Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)»  основанием для подачи заявления  должника о своем банкротстве  является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер. Должник вправе подать в хозяйственный  суд заявление должника при наличии  обстоятельств, очевидно свидетельствующих  о том, что он будет не в состоянии  в установленный срок исполнить  платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер [31].

Кроме наличия устойчивой неплатежеспособности должника, для  обращения в хозяйственный суд  с заявлением о своей экономической  несостоятельности (банкротстве) также  необходимо, чтобы орган (лицо), уполномоченный учредительными документами должника либо собственником имущества должника – унитарного предприятия на принятие решения о ликвидации субъекта хозяйствования, принял соответствующее решение  о подаче в суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) [26, с. 17].

Допускается одновременно с  принятием решения о подаче в  суд заявления должника принимать  решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления, наличие  которого предусмотрено требованием  подпункта 1.12 

пункта   1  Указа  Президента  Республики   Беларусь «О некоторых вопросах

экономической несостоятельности (банкротства)». Заявление  должника  подается в хозяйственный суд в письменной форме, подписывается руководителем должника либо должником – индивидуальным предпринимателем с обязательным указанием сведений, перечисленных в статье 23 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Копии заявления о своей экономической несостоятельности (банкротстве) должник обязан направить всем известным ему кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве. Доказательства такого уведомления должны быть приложены к заявлению [5, с. 188].

Кроме того, к заявлению  должника прилагаются документы, указанные  в статье 24 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»  и подпункте 1.12 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической  несостоятельности (банкротства)».

Согласно статье 51 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь заявление должника подается в хозяйственный суд по месту  нахождения должника [57]. Но при этом в соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 года № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, руководствуясь статьей 48 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, имеет право принять к своему производству любое дело о банкротстве, находящееся в производстве хозяйственного суда [33]. Согласно статье 19 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд [31].

Информация о работе Банкротство субъектов предпринимательства