Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:18, дипломная работа
Тема экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства была и остается на сегодняшний день актуальной не только для системы хозяйственных судов, но и для экономики Республики Беларусь в целом. Становление законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларуси происходило постепенно. Применительно только к двадцатому веку можно выделить несколько временных периодов, отличающихся некоторыми особенностями состояния и развития данного законодательства.
С.А. Карелина полагает, что
«под признаками экономической
Российский законодатель
для определения признаков
По мнению А.П. Смольского, устойчивая неплатежеспособность организации предполагает:
1) поглощение ресурсов
кредиторов или
2) создание недоимок по налогам и другим обязательным платежам или функционирование за счет населения [51, с. 11].
Система признаков для признания субъекта предпринимательской деятельности неплатежеспособным установлена правилами Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 года № 81/128/65.
Следует отметить, что Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» отдельно выделены понятия и признаки ложного и преднамеренного банкротства.
Ложным банкротством признается
обращение в хозяйственный суд
полномочного органа (лица) должника о
его банкротстве при
Согласно содержанию части
2 статьи 9 Закона Республики Беларусь
«Об экономической
Детальная регламентация отношений по выявлению ложного и преднамеренного банкротства осуществлена в Инструкции по определению наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовке заключений по данным вопросам, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 20 июня 2008 года № 129.
В соответствии с пунктами
6 и 12 вышеуказанной Инструкции определение
наличия (отсутствия) признаков ложного
банкротства производится во всех процедурах
экономической
При этом Н.Г. Швед указывает, что «ложное банкротство может выступать в одной из двух альтернативных форм:
1) умышленное создание неплатежеспособности;
2) умышленное увеличение неплатежеспособности» [65, с. 68].
Таким образом, в современное
право Республики Беларусь термин «экономическая
несостоятельность (банкротство)» был
введен Законом Республики Беларусь
от 30 мая 1991 года «Об экономической
несостоятельности (банкротстве)», который
разграничивал экономическую
1.3 Субъектный состав отношений, возникающих при проведении
процедур экономической несостоятельности (банкротства)
1.3.1 Правовой анализ положения должника в деле об экономической несостоятельности (банкротстве)
Действующее гражданское законодательство, а также законодательство о банкротстве устанавливает, что не все участники имущественного оборота могут быть признаны экономически несостоятельными.
Следовательно, для начала
определим, кто может быть банкротом
и в отношении кого можно подавать
соответствующее заявление в
хозяйственный суд. Согласно статье
61 Гражданского кодекса Республики
Беларусь, статье 1 Закона Республики Беларусь
«Об экономической
индивидуальный предприниматель или неплатежеспособное юридическое
лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного
предприятия, либо некоммерческой организацией, действующей в форме
потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда [7].
Из вышеизложенного следует,
что не могут быть признаны банкротами
физические лица, не являющиеся индивидуальными
предпринимателями (в отличие от
законодательства Российской Федерации,
которое допускает такую
Отметим, что всех должников можно разделить на две группы. В первую группу входят должники, на которых распространяются общие правила о банкротстве, во вторую – те, для которых законодательством о банкротстве установлены те или иные особенности. Ко второй группе можно отнести индивидуальных предпринимателей, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные организации, градообразующие организации, банки, юридические лица и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, и так далее [59, с. 51].
Нормы законодательства об
экономической
Подпункт 1.5 Указа Президента
Республики Беларусь «О некоторых вопросах
экономической
Характеризуя правовое положение
должника, необходимо отметить, что
само понятие «должник» при
Применительно к правовому
регулированию
Правом на обращение в
хозяйственный суд с заявлением
о признании должника экономически
несостоятельным (банкротом) обладают
лица, указанные в нормах статей
6, 10, 22, 28, 29, 211, 226, 234, 236, 247, 250 Закона Республики
Беларусь «Об экономической
Законодатель определил
широкий перечень лиц, обладающих правом
на обращение в хозяйственный
суд с заявлением о признании
должника экономически несостоятельным
или банкротом. Однако практика складывается
несколько иначе. Правом на обращение
в хозяйственный суд с
Порядок и основания подачи
в хозяйственный суд заявления
должника урегулированы статьями 7,
8, 23 и 24 Закона Республики Беларусь «Об
экономической
Согласно статье 7 Закона
Республики Беларусь «Об экономической
несостоятельности (банкротстве)»
основанием для подачи заявления
должника о своем банкротстве
является его неплатежеспособность,
если она имеет устойчивый характер.
Должник вправе подать в хозяйственный
суд заявление должника при наличии
обстоятельств, очевидно свидетельствующих
о том, что он будет не в состоянии
в установленный срок исполнить
платежные обязательства и (или)
обязательства, вытекающие из трудовых
и связанных с ними отношений,
ввиду своей
Кроме наличия устойчивой
неплатежеспособности должника, для
обращения в хозяйственный суд
с заявлением о своей экономической
несостоятельности (банкротстве) также
необходимо, чтобы орган (лицо), уполномоченный
учредительными документами должника
либо собственником имущества
Допускается одновременно с принятием решения о подаче в суд заявления должника принимать решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления, наличие которого предусмотрено требованием подпункта 1.12
пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах
экономической несостоятельности (банкротства)». Заявление должника подается в хозяйственный суд в письменной форме, подписывается руководителем должника либо должником – индивидуальным предпринимателем с обязательным указанием сведений, перечисленных в статье 23 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Копии заявления о своей экономической несостоятельности (банкротстве) должник обязан направить всем известным ему кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве. Доказательства такого уведомления должны быть приложены к заявлению [5, с. 188].
Кроме того, к заявлению
должника прилагаются документы, указанные
в статье 24 Закона Республики Беларусь
«Об экономической
Согласно статье 51 Хозяйственного
процессуального кодекса
Информация о работе Банкротство субъектов предпринимательства