Банкротство субъектов предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:18, дипломная работа

Описание

Тема экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательства была и остается на сегодняшний день актуальной не только для системы хозяйственных судов, но и для экономики Республики Беларусь в целом. Становление законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларуси происходило постепенно. Применительно только к двадцатому веку можно выделить несколько временных периодов, отличающихся некоторыми особенностями состояния и развития данного законодательства.

Работа состоит из  1 файл

1 Общая характеристика экономической несостоятельности.docx

— 71.10 Кб (Скачать документ)

При обращении с заявлением о своей экономической несостоятельности (банкротстве) необходимо строго соблюдать  форму обращения, предусмотренную  статьей 7 Хозяйственного процессуального  кодекса Республики Беларусь, а также  требования к оформлению заявления, поскольку в случае обращения  в хозяйственный суд с исковым  заявлением о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) хозяйственные суды возвращают такие  заявления заявителям в соответствии со статьей 32 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» как не соответствующие требованиям, установленным статьями 22–24 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и подпунктом 1.12 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)».

Вопрос о возврате заявления  должника об экономической несостоятельности (банкротстве), которое не соответствует  требованиям к его оформлению, может разрешаться хозяйственным  судом без вызова представителей сторон [1, с. 150]. Образец заявления  о банкротстве должника наглядно представлен в приложении А.

В соответствии с пунктами 6 и 11 постановления Пленума Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 года № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» не подлежит возврату заявление должника, к которому не приложены документы, предусмотренные статьей 24 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и подпунктом 1.12 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)», в случае, когда подача такого заявления в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» является обязательной. При таких обстоятельствах необходимые документы запрашиваются хозяйственным судом одновременно с извещением должника о времени и месте проведения судебного заседания [33].

Вопрос о принятии заявления  должника решается в судебном заседании  не позднее 30 дней со дня поступления  такого заявления в суд. В любой  момент до возбуждения судом производства по делу о банкротстве должник  вправе подать в суд заявление  о возврате поданного им заявления  должника согласно статье 163 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Раннее действующий Закон  Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности и банкротстве» от 30 мая 1991 года   предусматривал только право субъекта хозяйствования на подачу заявления о своей экономической  несостоятельности или заявления  о своем банкротстве. В Законе Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»  предусмотрены случаи, когда должник обязан подать заявление  в хозяйственный суд о своем  банкротстве [9, с. 146].

Так, в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» должник  обязан подать заявление должника в  хозяйственный суд в случаях, когда:

1) удовлетворение требований  одного кредитора или нескольких  кредиторов приводит к невозможности  исполнения денежных обязательств  должника в полном объеме перед  другими кредиторами либо прекращению  деятельности должника – юридического  лица [31]. С указанной правовой  нормой корреспондирует и требование  подпункта 1.10 Указа Президента  Республики Беларусь «О некоторых  вопросах экономической несостоятельности  (банкротства)». Оно предусматривает,  что если хозяйственным судом  установлено, что взыскиваемая  сумма долга не позволит юридическому  лицу, индивидуальному предпринимателю  в дальнейшем осуществлять хозяйственную  (экономическую) деятельность, то  хозяйственный суд выносит и  направляет в адрес этого юридического  лица, индивидуального предпринимателя  частное определение, обязывающее  в установленный хозяйственным  судом срок принять меры по  проведению досудебного оздоровления. Вышеуказанные юридические или  физические лица, руководители органов  (организаций), в отношении которых  вынесено частное определение,  обязаны в срок, установленный  хозяйственным судом, либо принять  соответствующие меры по проведению  досудебного оздоровления, либо представить обоснованное решение о его нецелесообразности [34]. Однако из этого общего правила есть исключение. В соответствии с подпунктами 1.13 и 1.14 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» на период принятия мер по досудебному оздоровлению, предложенных комиссией по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и утвержденных соответствующим решением государственного органа, юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника [34];

2) органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии  с учредительными документами  должника – юридического лица  на принятие решения о его  ликвидации, принято решение о  подаче в хозяйственный суд  заявления должника. Решение об  обращении в хозяйственный суд  с заявлением должника о своем  банкротстве может быть принято  органом, уполномоченным учредительным  документом, только при наличии  признаков неплатежеспособности  должника или в предвидении  банкротства. Следует иметь в  виду, что решение соответствующего  компетентного органа юридического  лица (общего собрания) об обращении  в хозяйственный суд с заявлением  должника может быть оспорено  участниками (учредителями) юридического  лица, возражавшими против принятия  такого решения [26, с. 21];

3) органом, уполномоченным  собственником имущества должника  – унитарного предприятия, принято  решение о подаче в хозяйственный  суд заявления должника;

4) выявлено обстоятельство, когда стоимость имущества должника  – юридического лица, в отношении  которого в соответствии с  законодательством принято решение  о ликвидации, недостаточна для  удовлетворения требований кредиторов [31].

В перечисленных выше случаях  заявление должника должно быть подано в хозяйственный суд не позднее  одного месяца с момента возникновения  соответствующего основания.

Вопрос о принятии заявления  об экономической несостоятельности (банкротстве) решается хозяйственным  судом не позднее 30 дней со дня его  поступления в суд [9, с. 150].

Таким образом, должник –  неплатежеспособный индивидуальный предприниматель  или неплатежеспособное юридическое  лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, либо некоммерческой организацией, действующей  в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Должник вправе подать в хозяйственный  суд заявление должника при наличии  обстоятельств, очевидно свидетельствующих  о том, что он будет не в состоянии  в установленный срок 

исполнить платежные обязательства  и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер. Законодательство Республики Беларусь о банкротстве устанавливает  случаи, при которых обращение  в суд с заявлением должника является не правом, а обязанностью должника. Неподача должником заявления в случаях и срок, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц, полномочных принимать или принимающих решение о подаче заявления должника.

 

1.3.2 Правовой анализ  положения кредиторов в деле  об экономической несостоятельности  (банкротстве)

 

В правовой науке под кредитором понимается сторона, предъявляющая  требование, независимо от того, является оно денежным или имущественным. Исходя из содержания пункта 1 статьи 288 Гражданского кодекса Республики Беларусь кредитором признается лицо, в пользу которого должник обязан совершить определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и так далее) либо воздержаться от определенного действия [7]. Иными словами, кредитор – это лицо, которое имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Применительно к процедуре экономической несостоятельности (банкротства) речь идет о кредиторах по платежным обязательствам, то есть о кредиторах, являющихся стороной денежного обязательства и (или) кредиторах по обязательным платежам.

Исходя из положений Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» всех кредиторов можно классифицировать на две группы: конкурсные и иные кредиторы. Согласно части 13 статьи 1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» к конкурсным относятся все кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредителей (участников) должника – организации, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия (иные кредиторы). Основное различие между конкурсными и иными кредиторами состоит в объеме полномочий [31]. Так, только конкурсные кредиторы относятся к лицам, участвующим в деле, являются участниками собрания кредиторов, имеют право голоса на собрании кредиторов.

Как указывает К.Б. Кораев, конкурсные кредиторы занимают центральное место среди субъектов конкурсного права и могут оказывать влияние на судьбу имущества должника. Однако, по мнению названного автора, действующая норма российского законодательства о банкротстве (равно как и белорусского) требует дополнения в части отнесения к числу конкурсных кредиторов уполномоченных государственных органов для «уравнивания правовых статусов указанных субъектов» [16, с. 206].

В пункте 30 постановления  Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 года № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего  вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» разъяснено, что конкурсными кредиторами признаются все кредиторы, включенные в реестр требований кредиторов, в том числе и после пятой очереди [33]. Анализируя действующее законодательство Республики Беларусь, кредиторов в процедуре банкротства можно классифицировать следующим образом:

1) по виду требований: привилегированные, чьи требования  погашаются вне очереди, и непривилегированные  (простые);

2) по очередности удовлетворения  требований: кредиторы первой очереди,  перед которыми должник несет  ответственность за причинение  вреда их жизни и здоровью  путем капитализации соответствующих  повременных платежей; кредиторы  второй очереди по требованиям  о выплате выходных пособий  и оплате труда лиц, работающих  у должника по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений  по авторским договорам; кредиторы третей очереди по обязательным платежам; кредиторы четвертой очереди по требованиям, обеспеченным залогом имущества должника; кредиторы пятой очереди (иные кредиторы) [10, с. 31];

3) по заявлению требований  кредиторов: кредиторы по требованиям,  заявленным в установленный срок; кредиторы по требованиям, заявленным  по истечении установленного  срока; кредиторы, вовсе не  заявившие требования;

4) по признанию требований: кредиторы, чьи требования не  признаны, установлены, и по требованиям,  находящимся на рассмотрении;

5) по включению требований  в реестр: кредиторы, чьи требования  включены в реестр, чьи требования  не включены в реестр;

6) по статусу кредиторов: кредиторы – физические лица; кредиторы – уполномоченные органы; кредиторы – учредители (участники) [19, с. 45].

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» правом на подачу в хозяйственный суд  заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладает и сам должник, и кредитор.

В силу статьи 1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» под денежным обязательством понимается обязанность уплатить кредитору  определенную денежную сумму по договору и в иных случаях, предусмотренных  гражданским законодательством [31]. Таким образом, в суд с заявлением о банкротстве вправе обратиться кредитор, которому должник должен денежные средства как по договору, так и по внедоговорному обязательству (из неосновательного обогащения, причинения вреда и так далее).

 Для предъявления кредитором  заявления о банкротстве должника  в связи с неисполнением денежных  обязательств необходимо одновременное  наличие оснований,  которые   определены  в  подпункте  1.11 пункта 1 Указа  Президента    Республики  Беларусь  «О  некоторых   вопросах  экономической 

несостоятельности (банкротства)», а именно:

1) наличие у кредитора  достоверных, документально подтвержденных  сведений о неплатежеспособности  должника, имеющей или приобретающей  устойчивый характер;

2)   применение       к   должнику     принудительного     исполнения,    не

произведенного в течение  трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта  отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных  к нему требований;

3) наличие задолженности  перед кредитором, подавшим заявление  кредитора, в размере 100 базовых  величин и более, а в случае, если должник является градообразующей  или приравненной к ней организацией, государственной организацией, юридическим  лицом, акции (доли в уставном  фонде) которого находятся в  управлении государственных органов  или в хозяйственном ведении,  оперативном управлении государственных  юридических лиц, а также юридическим  лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и (или) международные заказы, – в размере 2 500 базовых величин и более [34].

Информация о работе Банкротство субъектов предпринимательства