Организация правовой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:41, курсовая работа

Описание

Актуальностью рассматриваемой темы дипломной работы для меня являлось кропотливое изучение во время всего периода обучения в колледже гражданско-правовых норм. Ведь именно они четко регулируют особенности гражданского оборота, участниками которого являются как физические так и юридические лица, а в ряде случаев -- также государство и муниципальные образования. В содержание гражданского оборота входит переход имущества от одного лица к другому лицу на основе заключаемых участниками гражданского оборота сделок или в силу иных юридических фактов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая организация правовой работы.docx

— 57.95 Кб (Скачать документ)

Введение

Актуальностью рассматриваемой  темы дипломной работы для меня являлось кропотливое изучение во время всего  периода обучения в колледже гражданско-правовых норм. Ведь именно они четко регулируют особенности гражданского оборота, участниками которого являются как  физические так и юридические  лица, а в ряде случаев -- также  государство и муниципальные  образования. В содержание гражданского оборота входит переход имущества  от одного лица к другому лицу на основе заключаемых участниками  гражданского оборота сделок или  в силу иных юридических фактов. И при всем этом разнообразии сделок существующих в гражданском праве, участникам гражданского оборота не имея профессионального юридического образования порой бывает сложно самим разобраться в тонкостях  права. По этому вспомогательным  звеном в гражданских правоотношениях  выступает юрист.

Начиная с последнего десятилетия  прошлого века профессия юриста и  особенно должность юрисконсульта  предприятия в России стали массовыми. Всему этому способствовали ряд  обстоятельств, таких как начало перехода к рыночным отношениям в  экономике и постепенное создание принципиально нового правового  пространства. За счет чего значительно  возросла потребность в кадрах юристов  способных разобраться в многочисленных правовых коллизиях. Можно без преувеличения  констатировать, что юридическая  служба на предприятии независимо от его организационно-правовой формы  является одной из наиболее важных служб, без которой предприятие  не может эффективно функционировать.

Целью проведенного исследования в области деятельности юридического отдела предприятия являлось изучение всех тонкостей и условий работы юридического отдела, нормативно правовых актов которые необходимы юрисконсульту  и всех возможных трудностей с  которыми ему приходиться сталкиваться в своей работе.

Для достижения поставленной в данной работе цели приходилось  решать следующие задачи:

- Анализ нормативно-правовых  актов регулирующих деятельность  юридической службы. Сюда входит  изучение не посредственно организация  и функции самого юридического  отдела, правомочность и обязательства  его работников.

-Анализ ведения договорной  работы на предприятии, которая  подразумевает заключение договорных  взаимоотношений, межу участниками  гражданского оборота, отвечающим  требованиям закона.

-Анализ ведения претензионной  и исковой работы. Целью которой  является восстановление нарушенных  прав и законных интересов. 

При исследовании данной темы использовались такие методы исследования как аналитический, сравнительный, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, конкретно-исторический, обобщения.

В данной работе иметься обобщение  всех теоретических материалов которыми приходилось пользоваться при достижении цели работы. Что само по себе является большим плюсом, так как все  материалы, использованные при написании  работы, имеют лишь пояснение по какому либо одному вопросу. А возможное  использование данной работы на практике будет способствовать к экономии времени при поиске ответа на какой  либо из этих вопросов.

Глава 1. Организация юридической  службы, ее понятие, задачи и функции

1.1 История возникновения  юридической службы в России

Как уже было сказано одно из главных мест в осуществлении  правовой работы на предприятии отводится  юридической службе, как самостоятельному специализированному структурному подразделению хозяйствующего субъекта, призванного заниматься вопросами  сугубо правового характера.

Юридическая служба - самостоятельная  функциональная служба предприятия, выполняющая  контрольные функции за соблюдением  действующего законодательства на данном предприятии и оказывающая правовую помощь руководителям, администрации  и подразделениям предприятия в  разрешении вопросов, связанных с  применением законодательства.

Говоря о нормативных  актах, регулирующих деятельность юридической  службы, необходимо учитывать, что основным правовым актом, закрепляющем правовое положение юридической службы, остается "Общее положение о юридическом  отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета народных депутатов, предприятия, организации, учреждения" ( в дальнейшем - "Общее  положение"), утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972г№ 4678 (Бюллетень нормативных актов  Министерств и Ведомств СССР, 1978, № 8, Стр15).

Данный нормативный акт  не отменен и действует по настоящее  время, являясь чуть ли не единственным источником, определяющим основные задачи, права и обязанности юридической  службы в народном хозяйстве. Многие предписания "Общего положения" давно  устарели и не соответствуют тем  условиям, в которых сегодня функционируют  юридические отделы на предприятиях, тем задачам, которые в настоящий  период возлагаются на юридическую  службу.

Юридическая служба в России имеет свою историю. Упоминание о  работниках юридической службы имеется  в первых актах, принятых в Советской  республике. Организационное руководство  и контрольные функции за деятельностью  юридической службы в первые же годы Советской власти были возложены  на Народный Комиссариат юстиции  РСФСР. До 1922г в своей практической деятельности юрисконсульты руководствовались  постановлениями Народного Комиссариата юстиции РСФСР, в частности, постановлением "Об отделах юстиции в Москве и Петрограде".

В постановлении указывалось, что отделы юстиции могут возлагать  некоторые свои функции на районные юридические отделы, юрисконсультов райсоветов. Районные юридические отделы, юрисконсульты райсоветов должны были обслуживать нужды районных Советов  депутатов в области юрисконсультской, административно-правовой и организационной  деятельности.

В области юрисконсультской деятельности на них возлагались: дача заключений по юридическим вопросам, возникающим в работе Советов  и их отделов. Составление и редактирование издаваемых Советом депутатов обязательных постановлений, инструкций и наказов. Кроме того, они осуществляли предварительное  рассмотрение и давали президиумам  Советов депутатов заключения по жалобам на неправильные действия должностных  лиц, состоящих на службе Совета депутатов. Рассматривали случаи нарушения  предприятиями установленного порядка  их функционирования, причем в случае обнаружения признаков уголовного деяния все делопроизводство направляли в следственную комиссию или народный суд. Таким образом, правовая помощь предприятиям оказывалась как со стороны юрисконсультов ведомств, так и со стороны юрисконсультов Советов депутатов трудящихся.

Общее руководство юристами - хозяйственниками осуществлялось законодательно - кодификационным отделом Наркомата  юстиции республики, который имел право издавать по вопросам, относящимся  к компетенции юридических органов, инструкции и распоряжения.

В 1929г функции непосредственного  руководства юридической службой  были переданы прокуратуре республики, которая являлась структурным подразделением Наркомата юстиции. И следует  отметить, что вплоть до середины тридцатых  годов формы связи прокуратуры  и юрисконсультов предприятий и  хозорганов успешно развивались  и, несмотря на происходившие в различные  периоды изменения этих форм, надзорные  функции и помощь органов прокуратуры  сыграли важную роль в работе юрисконсультов.

Характерной чертой того периода  было широкое привлечение юрисконсультов к выработке новых законопроектов в области экономической жизни  страны.

Важную роль в повышении  роли юриста на предприятии сыграло  постановление ЦК КПСС и Совета Министров  СССР от 23 декабря 1970г№ 1025 "Об улучшении  правовой работы в народном хозяйстве". На Министерство юстиции СССР и его  органы на местах было возложено методическое руководство правовой работой в  народном хозяйстве. Еще одним этапом в организационном укреплении юридической  службы, в регламентации ее прав и обязанностей явилось принятие Советом Министров СССР 22 июня 1972г  “Общего положения о юридическом  отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов  трудящихся, предприятия, организации, учреждения”. Юридическая служба в  народном хозяйстве фактически приравнена к основным службам предприятий, организаций и учреждений, юрист  стал главной фигурой на предприятии.

Работники юридической службы правомочны:

1. Проверять соблюдение  законности в деятельности предприятия  в целом, а также в его  отдельных структурных подразделениях;

2. Требовать в случаях  необходимости от руководителей  и иных должностных лиц соответствующую  документацию;

3. С согласия руководства  привлекать соответствующих работников  для оказания помощи в осуществлении  мероприятий, проводимых юридической  службой.

Следует обратить внимание на предлагаемую классификацию форм организации  юридической службы:

а) юридические отделы или  бюро, главные или старшие юрисконсульты, юрисконсульты.

Они ведут правовую работу как в государственных, так и  в частных организациях Численность  персонала юридического отдела определяется исходя из объема и основных направлений  юридической работы. Подготовку материалов для предъявления претензий, исков  и ответов на предъявляемые претензии  и иски целесообразно возложить  на претензионистов. Ими могут быть специалисты-юристы, но учитывая необходимость  подготовки документов с бухгалтерскими вкладами для предъявления претензий  и исков, проверки правильности калькуляций  и т.д., желательно иметь в числе  претензионистов лиц со специальным  бухгалтерским и, возможно, экономическим образованием. Нормальное функционирование юридического подразделения, особенно крупного, невозможно без вспомогательных (технических) работников. Ими являются секретари. В штат крупного юридического подразделения должна быть введена должность кодификатора. Кодификационная работа предполагает систематизацию нормативного материала не только государственных органов, но и нормативных актов, издаваемых администрацией данной организации.

б) Выполнение юридических  функций по совместительству.

Эта форма допустима, когда  по объему правовой работы иметь штатного юридического работника на полной ставке нецелесообразно. Следует особо  отметить, что законодательством  запрещено работать по совместительству (кроме научной, преподавательской  деятельности) прокурорам, помощникам прокуроров, следователям, народным судьям, нотариусам, работникам органов внутренних дел.

в) Юридическое обслуживание организаций на договорных началах  юридическими фирмами, юридическими консультациями коллегий адвокатов.

Организации, заключившие  договоры с юридическими фирмами  или юридическими консультациями коллегий адвокатов, должны осуществлять контроль за качеством выполнения фирмами  и адвокатами договорных обязательств. В необходимых случаях договоры на юридическое обслуживание могут  быть расторгнуты. Общим недостатком  правового обслуживания предприятий  юридическими фирмами, как правило, является то обстоятельство, что последние  не в состоянии изучать технологию, производственные особенности и  другие стороны деятельности предприятия, что отражается на качестве проводимой ими работы. Постоянные же юрисконсульты  теснее соприкасаются с жизнью рабочего коллектива.

г) Выполнение юридических  функций сотрудником данной организации  без занятия штатной должности.

Подобное "внутреннее совместительство" нежелательно и может практиковаться лишь там, где объем юридической  работы невелик. Основная причина нежелательности  названной формы состоит в  том, что выполняемая в порядке "нагрузки" юридическая работа вольно или невольно отодвигается на второй план. Кроме того, при такой  форме юридической службы из числа  работников данной организации очень  трудно, а подчас и невозможно, подыскать  лицо, имеющее специальное юридическое  образование и необходимый опыт.

д) Юридическое обслуживание предприятий правовой службой вышестоящего органа.

Суть такой формы состоит  в том, что юридическая служба вышестоящей организации систематически или в отдельных случаях проводит правовую работу на безвозмездных началах.

Специальной функцией юридической  службы является практическое обеспечение  договорной, претензионной и исковой  работы.

Эта достаточно целостная  деятельность делится на две стадии.

Первая - это работа, имеющая  цель установить договорные отношения  и исполнять предусмотренные  договором обязанности. Она включает в себя:

- разработку проектов  договоров; 

- рассмотрение и подписание  поступающих проектов договоров:

- согласование разногласий  по хозяйственным договорам;

- подготовку материалов  по преддоговорным спорам и  участие в их разрешении;

- учет исполнения договоров.

Эта стадия хозяйственно-правовой деятельности может быть названа  договорной работой.

В тех случаях, когда налицо факт нарушения договора на стадии его исполнения, осуществляется работа, имеющая цель защитить имущественные  права и интересы потерпевшей  стороны. Эта работа состоит из:

- фиксирования нарушений  договора и извещения о них  соответствующей стороны (рекламационная  работа):

- оформления и предъявления  требований о добровольном либо  принудительном устранении нарушений  договора и уплате соответствующих  штрафов.

1.2 Договорная работа на  предприятии

 

 

Прежде всего необходимо вспомнить, что же все-таки такое  договор и какова его роль в  сфере хозяйственных отношений.

 

Договор - это соглашение двух или более лиц (субъектов, сторон, контрагентов), позволяющее устанавливать, изменять или прекращать их взаимные права и обязанности. Цель, с которой  заключается договор, составляет предмет  сделки, взаимные права и обязанности  сторон, его условия, совокупность условий  его содержание. Общеизвестна роль договора как универсального регулятора хозяйственных связей, всеобъемлющего инструмента коммерции, хозяйственной  деятельности. С другой стороны, договор  между конкретными сторонами  позволяет улавливать и упорядочивать  их тончайшие взаимоотношения, избавляя законодателя от этой непосильной и  ненужной функции.

Информация о работе Организация правовой работы