Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:41, курсовая работа
Актуальностью рассматриваемой темы дипломной работы для меня являлось кропотливое изучение во время всего периода обучения в колледже гражданско-правовых норм. Ведь именно они четко регулируют особенности гражданского оборота, участниками которого являются как физические так и юридические лица, а в ряде случаев -- также государство и муниципальные образования. В содержание гражданского оборота входит переход имущества от одного лица к другому лицу на основе заключаемых участниками гражданского оборота сделок или в силу иных юридических фактов.
Введение
Актуальностью рассматриваемой темы дипломной работы для меня являлось кропотливое изучение во время всего периода обучения в колледже гражданско-правовых норм. Ведь именно они четко регулируют особенности гражданского оборота, участниками которого являются как физические так и юридические лица, а в ряде случаев -- также государство и муниципальные образования. В содержание гражданского оборота входит переход имущества от одного лица к другому лицу на основе заключаемых участниками гражданского оборота сделок или в силу иных юридических фактов. И при всем этом разнообразии сделок существующих в гражданском праве, участникам гражданского оборота не имея профессионального юридического образования порой бывает сложно самим разобраться в тонкостях права. По этому вспомогательным звеном в гражданских правоотношениях выступает юрист.
Начиная с последнего десятилетия
прошлого века профессия юриста и
особенно должность юрисконсульта
предприятия в России стали массовыми.
Всему этому способствовали ряд
обстоятельств, таких как начало
перехода к рыночным отношениям в
экономике и постепенное
Целью проведенного исследования в области деятельности юридического отдела предприятия являлось изучение всех тонкостей и условий работы юридического отдела, нормативно правовых актов которые необходимы юрисконсульту и всех возможных трудностей с которыми ему приходиться сталкиваться в своей работе.
Для достижения поставленной в данной работе цели приходилось решать следующие задачи:
- Анализ нормативно-правовых
актов регулирующих
-Анализ ведения договорной
работы на предприятии,
-Анализ ведения претензионной
и исковой работы. Целью которой
является восстановление
При исследовании данной темы использовались такие методы исследования как аналитический, сравнительный, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, конкретно-исторический, обобщения.
В данной работе иметься обобщение всех теоретических материалов которыми приходилось пользоваться при достижении цели работы. Что само по себе является большим плюсом, так как все материалы, использованные при написании работы, имеют лишь пояснение по какому либо одному вопросу. А возможное использование данной работы на практике будет способствовать к экономии времени при поиске ответа на какой либо из этих вопросов.
Глава 1. Организация юридической службы, ее понятие, задачи и функции
1.1 История возникновения юридической службы в России
Как уже было сказано одно
из главных мест в осуществлении
правовой работы на предприятии отводится
юридической службе, как самостоятельному
специализированному
Юридическая служба - самостоятельная
функциональная служба предприятия, выполняющая
контрольные функции за соблюдением
действующего законодательства на данном
предприятии и оказывающая
Говоря о нормативных
актах, регулирующих деятельность юридической
службы, необходимо учитывать, что основным
правовым актом, закрепляющем правовое
положение юридической службы, остается
"Общее положение о
Данный нормативный акт
не отменен и действует по настоящее
время, являясь чуть ли не единственным
источником, определяющим основные задачи,
права и обязанности
Юридическая служба в России
имеет свою историю. Упоминание о
работниках юридической службы имеется
в первых актах, принятых в Советской
республике. Организационное руководство
и контрольные функции за деятельностью
юридической службы в первые же годы
Советской власти были возложены
на Народный Комиссариат юстиции
РСФСР. До 1922г в своей практической
деятельности юрисконсульты
В постановлении указывалось,
что отделы юстиции могут возлагать
некоторые свои функции на районные
юридические отделы, юрисконсультов
райсоветов. Районные юридические отделы,
юрисконсульты райсоветов должны были
обслуживать нужды районных Советов
депутатов в области
В области юрисконсультской
деятельности на них возлагались: дача
заключений по юридическим вопросам,
возникающим в работе Советов
и их отделов. Составление и редактирование
издаваемых Советом депутатов обязательных
постановлений, инструкций и наказов.
Кроме того, они осуществляли предварительное
рассмотрение и давали президиумам
Советов депутатов заключения по
жалобам на неправильные действия должностных
лиц, состоящих на службе Совета депутатов.
Рассматривали случаи нарушения
предприятиями установленного порядка
их функционирования, причем в случае
обнаружения признаков
Общее руководство юристами
- хозяйственниками осуществлялось законодательно
- кодификационным отделом
В 1929г функции
Характерной чертой того периода
было широкое привлечение
Важную роль в повышении
роли юриста на предприятии сыграло
постановление ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 23 декабря 1970г№ 1025 "Об улучшении
правовой работы в народном хозяйстве".
На Министерство юстиции СССР и его
органы на местах было возложено методическое
руководство правовой работой в
народном хозяйстве. Еще одним этапом
в организационном укреплении юридической
службы, в регламентации ее прав
и обязанностей явилось принятие
Советом Министров СССР 22 июня 1972г
“Общего положения о
Работники юридической службы правомочны:
1. Проверять соблюдение
законности в деятельности
2. Требовать в случаях
необходимости от
3. С согласия руководства
привлекать соответствующих
Следует обратить внимание на предлагаемую классификацию форм организации юридической службы:
а) юридические отделы или
бюро, главные или старшие
Они ведут правовую работу как в государственных, так и в частных организациях Численность персонала юридического отдела определяется исходя из объема и основных направлений юридической работы. Подготовку материалов для предъявления претензий, исков и ответов на предъявляемые претензии и иски целесообразно возложить на претензионистов. Ими могут быть специалисты-юристы, но учитывая необходимость подготовки документов с бухгалтерскими вкладами для предъявления претензий и исков, проверки правильности калькуляций и т.д., желательно иметь в числе претензионистов лиц со специальным бухгалтерским и, возможно, экономическим образованием. Нормальное функционирование юридического подразделения, особенно крупного, невозможно без вспомогательных (технических) работников. Ими являются секретари. В штат крупного юридического подразделения должна быть введена должность кодификатора. Кодификационная работа предполагает систематизацию нормативного материала не только государственных органов, но и нормативных актов, издаваемых администрацией данной организации.
б) Выполнение юридических функций по совместительству.
Эта форма допустима, когда по объему правовой работы иметь штатного юридического работника на полной ставке нецелесообразно. Следует особо отметить, что законодательством запрещено работать по совместительству (кроме научной, преподавательской деятельности) прокурорам, помощникам прокуроров, следователям, народным судьям, нотариусам, работникам органов внутренних дел.
в) Юридическое обслуживание организаций на договорных началах юридическими фирмами, юридическими консультациями коллегий адвокатов.
Организации, заключившие
договоры с юридическими фирмами
или юридическими консультациями коллегий
адвокатов, должны осуществлять контроль
за качеством выполнения фирмами
и адвокатами договорных обязательств.
В необходимых случаях договоры
на юридическое обслуживание могут
быть расторгнуты. Общим недостатком
правового обслуживания предприятий
юридическими фирмами, как правило,
является то обстоятельство, что последние
не в состоянии изучать
г) Выполнение юридических функций сотрудником данной организации без занятия штатной должности.
Подобное "внутреннее совместительство"
нежелательно и может практиковаться
лишь там, где объем юридической
работы невелик. Основная причина нежелательности
названной формы состоит в
том, что выполняемая в порядке
"нагрузки" юридическая работа
вольно или невольно отодвигается на
второй план. Кроме того, при такой
форме юридической службы из числа
работников данной организации очень
трудно, а подчас и невозможно, подыскать
лицо, имеющее специальное
д) Юридическое обслуживание предприятий правовой службой вышестоящего органа.
Суть такой формы состоит
в том, что юридическая служба
вышестоящей организации
Специальной функцией юридической службы является практическое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы.
Эта достаточно целостная деятельность делится на две стадии.
Первая - это работа, имеющая цель установить договорные отношения и исполнять предусмотренные договором обязанности. Она включает в себя:
- разработку проектов договоров;
- рассмотрение и подписание
поступающих проектов
- согласование разногласий по хозяйственным договорам;
- подготовку материалов по преддоговорным спорам и участие в их разрешении;
- учет исполнения договоров.
Эта стадия хозяйственно-правовой деятельности может быть названа договорной работой.
В тех случаях, когда налицо факт нарушения договора на стадии его исполнения, осуществляется работа, имеющая цель защитить имущественные права и интересы потерпевшей стороны. Эта работа состоит из:
- фиксирования нарушений
договора и извещения о них
соответствующей стороны (
- оформления и предъявления
требований о добровольном
1.2 Договорная работа на предприятии
Прежде всего необходимо вспомнить, что же все-таки такое договор и какова его роль в сфере хозяйственных отношений.
Договор - это соглашение двух или более лиц (субъектов, сторон, контрагентов), позволяющее устанавливать, изменять или прекращать их взаимные права и обязанности. Цель, с которой заключается договор, составляет предмет сделки, взаимные права и обязанности сторон, его условия, совокупность условий его содержание. Общеизвестна роль договора как универсального регулятора хозяйственных связей, всеобъемлющего инструмента коммерции, хозяйственной деятельности. С другой стороны, договор между конкретными сторонами позволяет улавливать и упорядочивать их тончайшие взаимоотношения, избавляя законодателя от этой непосильной и ненужной функции.