Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:15, курсовая работа
Актуальность данной темы «Запрет на недобросовестную конкуренцию» заключается в том, что на современном рынке представлено огромное разнообразие товаров и услуг для различных потребителей как внутри страны, так и за границей. Что является причиной постоянного соперничества между предприятиями, фирмами и другими производящими организациями. Подобное соперничество стало для производителей «войной, в которой все методы хороши». Очень часто приходится сталкиваться с такими методами, как: рекламный шпионаж, коммерческий шпионаж, незаконное использование информации и другие. Поэтому в российском законодательстве появилось такое понятие как «недобросовестная конкуренция».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 4
Глава 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
1.1 Основные положения Федерального закона «о недобросовестной конкуренции»…………………………………………………………………
5
1.2 Сущность Федерального закона «о недобросовестной конкуренции»…………………………………………………………………
6
Глава 2 НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
2.1 Что является недобросовестной конкуренцией………………………... 10
2.2 Внесение изменений в ФЗ «о недобросовестной конкуренции» 1991 года в ФЗ «о недобросовестной конкуренции» 2006 года………………
15
2.3 Виды недобросовестной конкуренции………………………………….. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………
Со дня
вступления закона в силу утрачивает
силу большинство норм Закона РСФСР
"О конкуренции и ограничении
монополистической
Закон
вступает в силу по истечении девяноста
дней после его официального опубликования.
Глава 2 «Недобросовестная конкуренция»
2.1 Что
является «недобросовестной
У известного философа Хейзингера есть теория, по которой все люди играют в игры. Одной из таких игр является бизнес. Игры бывают разные — с правилами и без. А те, которые с правилами, бывают с правилами писаными и правилами неписаными. Такой игрой является конкуренция. Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д. Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.
Основными методами добросовестной конкуренции являются:
- повышение качества продукции
- снижение цен ("война цен")
- реклама
- развитие до- и послепродажного обслуживания
- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
К
этому можно также добавить
и научно-технический шпионаж,
т.к. любая научно-техническая
разработка только тогда
Недобросовестная конкуренция - действия хозяйствующих субъектов, нарушающие общепринятые правила и нормы конкуренции:
- демпинг;
- установление дискриминационных цен
или контроля за деятельностью конкурента
с целью прекращения этой деятельности;
- экономический шпионаж;
- тайный сговор на торгах и создание тайных
картелей;
- подделка продукции конкурентов;
- ложная информация и реклама;
- махинации с деловой отчетностью;
- нарушение качества, стандартов и условий
поставки продукции;
- коррупция и др.
Одним из элементов
промышленной собственности, как она
определяется Парижской конвенцией,
является право на пресечение недобросовестной
конкуренции, т.е. таких актов конкуренции,
которые противоречат честной промышленной
или торговой практике.
Спектр деятельности, которую можно назвать
нечестной, очень широк. Парижская конвенция
определяет как недобросовестную конкуренцию
следующие три ее вида:
- все действия, ведущие к тому, что потребитель
может принять предприятие, товары, промышленную
или коммерческую деятельность данной
фирмы за предприятие, товары, промышленную
или коммерческую деятельность конкурента;
- ложные заявления в ходе коммерческой
деятельности, дискредитирующие предприятие,
товары, промышленную или коммерческую
деятельность конкурента;
- использование в ходе коммерческой деятельности
указаний или обозначений, которые вводят
потребителя в заблуждение относительно
природы, способа изготовления, характеристик,
пригодности для определенных целей или
количества товаров.
Еще 12 видов деятельности определяются
как недобросовестная конкуренция в комментарии
к Типовому закону по товарным знакам,
фирменным наименованиям и актам недобросовестной
конкуренции для развивающихся стран.
Это следующие виды:
1) подкуп покупателей конкурентов, направленный
на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов
и сохранить на будущее их признательность;
2) выяснение производственных или коммерческих
тайн конкурента путем шпионажа или подкупа
его служащих;
3) неправомочное использование или раскрытие
ноу-хау конкурента;
4) побуждение служащих конкурента к нарушению
или разрыву их контрактов с нанимателем;
5) угроза конкурентам исками о нарушении
патентов или товарных знаков, если это
делается недобросовестно и с целью противодействия
конкуренции в сфере торговли;
6) бойкотирование торговли другой фирмы
для противодействия или недопущения
конкуренции;
7) демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже
стоимости с намерением противодействовать
конкуренции или подавить ее;
8) создание впечатления, что потребителю
предоставляется возможность покупки
на необычайно выгодных условиях, когда
на самом деле этого нет;
9) намеренное копирование товаров, услуг,
рекламы или других аспектов коммерческой
деятельности конкурента;
10) поощрение нарушений контрактов, заключенных
конкурентами;
11) выпуск рекламы, в которой проводится
сравнение с товарами или услугами конкурентов;
12) нарушение правовых положений, не имеющих
прямого отношения к конкуренции, когда
такое нарушение позволяет добиться неоправданного
преимущества перед конкурентами.
В разных странах экономическое развитие
имеет свою специфику, поэтому принимаемые
в них законы о недобросовестной конкуренции
базируются на общеконституционных принципах
и принципах гражданского кодекса, прецедентного
права и специальных законах. Закон о недобросовестной
конкуренции может касаться классических
случаев незаконного использования знаков
и фирменных наименований. Он служит дополнением
к другим специальным законам, защищающим
промышленную собственность, когда может
обеспечить средство защиты в случаях,
не предусмотренных этими законами (например,
незарегистрированный товарный знак в
стране, где регистрация является единственным
основанием для его охраны по закону о
товарных знаках, может быть защищен от
незаконного использования законом о
недобросовестной конкуренции). Во всяком
случае, запрещая нечестную практику в
торговле, закон о недобросовестной конкуренции
может обеспечить защиту даже тогда, когда
другие разделы закона о промышленной
собственности ее не обеспечивают. Что
считать нечестным или недобросовестным,
в большой степени зависит от экономических
и социальных реалий в данное время и в
данном месте. Поэтому необходимо, чтобы
закон о недобросовестной конкуренции
был приспособлен к меняющимся обстоятельствам.
Этот закон должен устанавливать твердые
правовые рамки и вместе с тем быть достаточно
гибким в плане выработки и применения
мер, которые, будучи адекватными конкретным
и постоянно меняющимся социальным и экономическим
условиям в данной стране, смогут служить
эффективным средством борьбы с теми или
иными видами нечестной торговой практики.
Переход нашей страны в начале 90-х годов
от советской плановой экономики к рыночным
отношениям стал причиной возникновения
на российском рынке нового явления - конкуренции.
На начальном этапе становления в России
рыночных отношений серьезной конкуренции
между предпринимателями не существовало,
поскольку рыночные отношения еще не были
развиты в должной мере. Но постепенно
между российскими предпринимателями
развернулась жестокая, порой кровавая,
борьба за рыночное "место под солнцем".
Конкуренты готовы использовать любые,
в том числе незаконные, недопустимые
и преступные методы для достижения преимущества.
Законодательное определение понятия
недобросовестной конкуренции содержится
в ст.4 Закона РФ от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках”. Данным законом в
ст.15 установлен также открытый перечень
действий, которые могут квалифицироваться
как недобросовестная конкуренция. Недобросовестной
конкуренцией признаются:
- распространение ложных, неточных или
искаженных сведений, способных причинять
убытки другому хозяйствующему субъекту
либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителей в заблуждение
относительно характера, способа и места
изготовления, потребительских свойств,
качества товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим
субъектом в процессе его рекламной деятельности
производимых или реализуемых им товаров
с товарами других хозяйствующих субъектов;
- самовольное использование товарного
знака, фирменного наименования или маркировки
товара, а также копирование формы, упаковки,
внешнего оформления товара другого хозяйствующего
субъекта;
- получение, использование, разглашение
научно - технической, производственной
или торговой информации, в том числе коммерческой
тайны, без согласия ее владельца.
Данный перечень видов недобросовестной
конкуренции, установленный ст.15 Закона
о конкуренции, не является исчерпывающим.
Предпринимательская деятельность весьма
разнообразна, и предусмотреть в законе
все возможные варианты проявлений недобросовестной
конкуренции не представляется возможным.
Поэтому недобросовестной конкуренцией
могут быть признаны любые другие противоправные
действия лица, не указанные напрямую
в законе, направленные на неправомерное
приобретение преимуществ в предпринимательской
деятельности. Так стремительное развитие
компьютерных технологий и появление
новых способов распространения информационного
продукта ставят на первый план вопросы
регулирования отношений в информационной
сфере, в частности, использование для
недобросовестной конкуренции возможностей
глобальной сети Интернет.
2.2 Внесение изменений
ФЗ «о недобросовестной
В.А. Дозорцев справедливо утверждал, что понятие «недобросовестная конкуренция» пришло к нам из иностранного права и международных договоров. Действительно, в дореволюционной России гражданское законодательство не знало этого понятия. Как писал Г.Ф. Шершеневич, «русскому законодательству противодействие недобросовестной конкуренции незнакомо, русская судебная практика ничего не сделала в этом направлении». В Российской Федерации концепция законодательства о конкуренции была реализована через разработку специального закона, в который наряду с большим по объему собственно антимонопольным законодательством были включены отдельные нормы, направленные на регулирование недобросовестной конкуренции. Первоначально Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не содержал определения понятия «недобросовестная конкуренция». В ст. 10 этого закона был установлен общий запрет на недобросовестную конкуренцию, и приводился примерный перечень форм недобросовестной конкуренции. Позднее, 25 мая 1995 г. в закон были внесены изменения и дополнения, в том числе было введено определение понятия «недобросовестная конкуренция» (ст. 4). В настоящее время в новом Федеральном законе от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) инкорпорированы нормы двух законов: Закона РСФСР от 22.03.1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федерального закона от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Закон о защите конкуренции устанавливает организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предусматривает обновление правового инструментария, а также унификацию правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках. Понятие недобросовестной конкуренции подверглось в Законе о защите конкуренции некоторой редакционной правке, которая не коснулась его базового содержания. В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Таким образом, недобросовестная конкуренция — это всегда действия. Бездействие даже при наличии всех прочих признаков не может рассматриваться как недобросовестная конкуренция в отличие, например, от монополистической деятельности. Монополистической деятельностью в определенных случаях может признаваться и бездействие. Другим обязательным условием является осуществление субъектами правоотношения предпринимательской деятельности на одном товарном (финансовом) рынке. То есть хозяйствующий субъект, в отношении которого совершаются недобросовестные действия, и хозяйствующий субъект, который совершает такие действия, должны находиться в конкурентных отношениях. И, наконец, основным квалифицирующим признаком недобросовестной конкуренции является противоречие действий хозяйствующего субъекта законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Используемые здесь морально-этические, в основе своей философские категории — добропорядочность, разумность и справедливость — оставляют широкий простор для толкования. Кроме того, определением недобросовестной конкуренции предусматривается, что для признания этих действий в качестве правонарушения необходимо учитывать причинение убытков конкуренту либо нанесение вреда его деловой репутации. При этом убытки или вред деловой репутации не обязательно должны быть реальными, достаточно лишь такой потенциальной возможности.
Климатический рынок традиционно достаточно узок и специфичен, а потому источник сомнительных сплетен стал известен практически сразу. Им оказалась некая фирма, продающая товар того же бренда, что и моя компания. Ранее были нормальные деловые отношения. Цель ясна — опорочить конкурента и, таким образом, попытаться увеличить свои собственные продажи. Причин, как представляется, две — либо профессиональная несостоятельность, когда в голову не приходят иные идеи по продвижению своего бизнеса, тем более, что цены и скидки сейчас дошли до предела рентабельности, либо нравственная ущербность, когда корысти ради попираются общепринятые нормы деловой этики. В такой ситуации возникает естественный вопрос "Что делать?" Что касается серьезных фирм, то никакие злонамеренные козни не в состоянии опорочить доброе имя и рейтинг фирмы на рынке. Но существует вероятность того, что в результате подобных действий вы потеряете клиента и выгодный заказ уйдет "на сторону" — аккурат к этой самой недобросовестной фирме. А это уже реальные финансовые потери. А завтра на вашем месте окажется кто-то другой.
2.3 Виды
«недобросовестной конкуренции»
К первому виду недобросовестной конкуренции Закон о защите конкуренции относит «распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации» (п. 1 части 1 ст. 14).
Отметим,
что по Закону о защите конкуренции
распространение не только ложных,
но также неточных или искаженных
сведений включено в состав этого
правонарушения, что имеет существенное
значение для правоприменительной
практики, так как «недобросовестные»
конкуренты со временем стараются по
понятным причинам избегать прямых выпадов,
предпочитая действовать все
более завуалированными средствами.
При этом дискредитация имеет
своей целью привлечение
Несмотря
на то, что дискредитация
· распространение дефектной информации и
· ее способность причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации конкурента.
Следовательно,
распространение ложных, неточных или
искаженных сведений о собственном
бизнесе или своих товарах (услугах),
если такая информация способна причинить
убытки конкуренту, может образовать
акт недобросовестной конкуренции
именно данного вида. А.И Каминка
справедливо полагал, что предприниматель
не вправе приобретать преимущества
за счет сообщения потребителю неверных
сведений: «Если покупатель и не
несет прямого ущерба, то косвенный
наносится всему торговому
Примером, иллюстрирующим данный подход к применению ст. 14 Закона о защите конкуренции в этой части, является дело, возбужденное ФАС России в отношении ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». Основанием для него послужило заявление ЗАО «Банк Русский Стандарт» с жалобой на недобросовестную конкуренцию со стороны ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». Комиссией ФАС России было установлено, что на официальном сайте ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в сети Интернет под заголовком «Наиболее популярные потребительские кредиты Банка» была размещена информация о четырнадцати потребительских кредитах банка. При этом проведенный анализ показал, что эта информация является неточной. При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о том, что распространение неточной информации путем размещения ее на сайте направлено на получение заявителем преимуществ по отношению к иным кредитным организациям — конкурентам на рынке потребительского кредитования и способно причинить последним убытки, поскольку способствует притоку в банк потенциальных заемщиков, привлеченных «популярными кредитами», которые таковыми не являются, и, соответственно, оттоку этих заемщиков от других кредитных организаций.
Кроме
того, Комиссия ФАС России установила,
что выбранный ООО «Хоум Кредит
энд Финанс Банк» способ доведения
информации о потребительских кредитах
банка, при котором на интернет-сайте
размещается информация лишь о четырнадцати
потребительских кредитах, по которым
комиссия за предоставление кредита
не взимается, и отсутствует какое-либо
указание на то, что взимание данной
комиссии по другим потребительским
кредитам, возможно, формирует представление
о том, что все потребительские
кредиты банка не предполагают взимание
комиссии за предоставление кредита. При
таких обстоятельствах Комиссия
сделала вывод о том, что размещаемая
на сайте информация лишь о четырнадцати
потребительских кредитах, по которым
комиссия не взимается, без прямого
и ясного указания на то, что эта
комиссия может взиматься банком
по другим потребительским кредитам,
вводит потенциальных заемщиков
в заблуждение в отношении
потребительских свойств