Функции правоохранительных органов в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:04, практическая работа

Описание

Домашняя контрольная работа состоит из четырех частей. В первой части работы я даю только общую характеристику экологических функциям правоохранительных органов. Во второй части я рассмотрел природоохранную деятельность органов внутренних дел. В третьей части раскрыл природоохранную деятельность прокуратуры. Четвертая часть является заключительной: в ней рассмотрены экологические функции арбитражного суда, суда и таможенных органов.

Содержание

Введение
I.Понятие и общая характеристика экологических функций правоохранительных органов
II. Деятельность правоохранительных органов в области экологии
2.1 Природоохранная деятельность органов внутренних дел
III. Природоохранная деятельность прокуратуры
IV. Экологические функции таможни, суда и арбитражного суда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ЗАДАЧИ

Работа состоит из  1 файл

Экологическое право.docx

— 52.52 Кб (Скачать документ)

Функции правоохранительных органов в сфере  природопользования

и охраны окружающей  среды.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДНИЕ…………………………………………………………………………3

I.Понятие и общая характеристика экологических функций правоохранительных органов……………………………………………………4

II. Деятельность правоохранительных органов в области экологии…………..5

2.1 Природоохранная  деятельность органов внутренних  дел…………………5

III. Природоохранная деятельность прокуратуры……………………………...12

IV. Экологические функции таможни, суда и арбитражного суда…………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....26

Список использованной литературы…………………………………………...27

ЗАДАЧИ………………………………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Тема  моей работы - «функции правоохранительных органов сфере природопользования и охраны окружающей среды». Домашняя контрольная работа состоит из четырех частей. В первой части работы я даю только общую характеристику экологических функциям правоохранительных органов. Во второй части я  рассмотрел природоохранную деятельность органов внутренних дел. В третьей части раскрыл природоохранную деятельность прокуратуры. Четвертая часть является заключительной: в ней рассмотрены экологические функции арбитражного суда, суда и таможенных органов.

     Тема  является актуальной, поскольку в России на сегодняшний день не уделяют большого внимания экологическим правонарушениям, а если кого привлекают к ответственности, то большинство правонарушителей отделываются незначительными штрафами. Однако, наказание за нарушение природоохранного законодательства все же существуют и одной из основных задач, направленной на улучшение состояния окружающей среды является беспристрастное рассмотрение действий (бездействий) предприятий, организаций и частных лиц, повлекших за собой экологический ущерб.

     Для написания работы я использовал разнообразную литературу. За основополагающий материал я взял учебник «Экологическое право России» Петрова В.В. и «Экологическое право» Ерофеева Б.В. Так же были использованы ФЗ РФ и таможенный кодекс. 
 
 
 
 
 

1. Понятие и общая  характеристика экологических  функций правоохранительных  органов

К правоохранительным органам государства традиционно  относят органы прокуратуры, внутренних дел, суда и арбитражного суда. «В широком  смысле понятие правоохранительные органы включает также ряд негосударственных  институтов: адвокатуру, третейский суд и др.»1

Основной  функцией правоохранительных органов  является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. Как и вся  проблема охраны окружающей среды, экологическая  функция в деятельности этих органов - явление новое. 
Под экологической функцией правоохранительных органов понимается их деятельность в сфере применения природоохранительного законодательства, выявления причин экологических правонарушений и разработка мер по их предупреждению и устранению.         «Несмотря на постоянную деградацию природной среды и углубление экологического кризиса, удельный вес экологических дел в общей массе правонарушений, с которыми работают правоохранительные органы, составляет 5-7% от общего числа правонарушений. Основная же масса экологических дел находится за пределами внимания правоохранительных органов. В этом и проявляется одно из противоречий социально-экологической жизни,  характерное для периода кризиса экологической законности». 
На мой взгляд, на эффективность борьбы с нарушениями природоохранного законодательства влияет разобщенность контролирующих органов. Иногда эти органы просто дублируют друг друга. Вместо осуществления делового сотрудничества, они провоцируют конфликты между собой,  борясь за главенствующую роль в контроле и использовании природных ресурсов.
 
 

     Глава II. Деятельность правоохранительных органов в области экологии

     2.1 Природоохранная  деятельность органов  внутренних дел

     Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду  и достоверную информацию о ее состоянии.

     Закон РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной  среды отводят регламентации  права граждан на здоровую и благополучную  окружающую природную среду раздел II, ст. 11-14, где также особо выделяет право граждан, экологических и  иных общественных объединений, выполняющих  экологические функции, требовать  от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной  информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

     Владение  этой информацией, свободный доступ к ней является той основой, которая  реально может создавать и  уже создает необходимые предпосылки  к реализации каждым гражданином  своего конституционного права на жизнь  в условиях благоприятной окружающей среды.

     В последние годы государством, его  исполнительными властными структурами  предприняты существенные усилия, чтобы  граждане Российской Федерации владели  этой информацией.

     Ее  анализ позволяет более точно  определить не только общее состояние  окружающей природной среды, но и  сформулировать приоритетные задачи в  области ее охраны, в том числе  и с помощью правоохранительных органов.

     В соответствии с экологическим законодательством  и во исполнение приказа МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению  природоохранной деятельности в  МВД РФ" органы внутренних дел  призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Минздрава России и др. В области  охраны окружающей природной среды  они в объеме своей компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно с Министерством здравоохранения РФ надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей; оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию, учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы).

     Так, например, Главное управление охраны общественного порядка (ГУООП) МВД  РФ в объеме своей компетенции  организует работу, изучает и обобщает деятельность периферийных органов  милиции по оказанию содействия соответствующим  органам в осуществлении мер  по охране и защите от загрязнения  природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и  рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД РФ правомочен давать предложения  по совершенствованию форм и методов  борьбы с браконьерством. От имени  МВД РФ Главное управление обеспечения  общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по проектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств, регламентирующих порядок охоты, рыболовства и  охраны лесов.

     ГУООП в рассматриваемой деятельности тесно взаимодействует с Государственной  инспекцией по безопасности дорожного  движения (ГИБДД). Главным управлением по борьбе с экологической преступностью (ГУБЭП), Главным следственным управлением и другими службами органов внутренних дел. Оно организует деловую связь с Роскомрыболовства, Федеральной службой лесного хозяйства и другими органами государственного управления, осуществляющими надведомственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь, с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.

     В соответствии с приказом МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению  природоохранной деятельности в  МВД России" в МВД, ГУВД, УВД, ГУИН и ряде других специальных подразделениях создаются постоянно действующие  комиссии по экологическим проблемам  из представителей заинтересованных служб  для организованного контроля и  координации природоохранной деятельности в регионах.

     Наиболее  распространенными формами содействия со стороны внутренних дел природоохранным  органам (рыбоохране, воднадзору, охотнадзору  и др.) являются: совместная разработка комплексных планов, участие в  задержании правонарушителей, установлении его личности; проверка орудий и  способов охоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация  и проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров  орудий незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц  и граждан объяснения по поводу нарушений  ими природоохранительного законодательства; составление протоколов и т.п.

     Таким образом, органы внутренних дел относятся  к числу специальных отраслевых государственных органов, решающих, в том числе в объеме своей  компетенции, и задачи в области  охраны природы с помощью организационно правовых средств, реализация которых  направлена на укрепление экологического правопорядка и обеспечения экологической  безопасности на территории РФ.

     Важным  направлением деятельности органов  внутренних дел в области охраны природы является профилактика экологических правонарушений. Если исходить из того, что достижение наивысшей эффективности эколого-правовой деятельности органов внутренних дел проявляется в определенном снижении экологических правонарушений, то их важнейшей задачей становится выявление причин и условий, способствующих совершению экологических правонарушений, и разработка мер по их предупреждению.

     При этом органы внутренних дел обязаны  выявлять и устранять лишь те причины  и условия, способствующие совершению правонарушений природоохранительного  законодательства, которые должны и  могут быть им известны с учетом их компетенции.

     К числу основных причин преступного  нарушения природоохранительного  законодательства часто относят  корыстные мотивы, например, у тех  работников леспромхоза, которые производят порубку леса, грубо нарушая установленные  правила, или у работников промысловых  организаций, производящих лов рыбы с грубым нарушением действующего законодательства. Корысть может проявляться в  стремлении к незаконному обогащению, т.е. получению незаконных дополнительных выплат (премий и т.д.), или с выгодой  реализовать незаконно добытую  рыбу, вывезенный лес и др. Поэтому  своевременное пресечение органами внутренних дел такого рода противоправной деятельности является одним из условий  предупреждения природоохранительных нарушений.

     В соответствии с действующим законодательством  органы внутренних дел правомочны постоянно  вести работы имеющимися силами и  средствами по выявлению и устранению перечисленных и иных условий, способствующих природоохранительным правонарушениям. Теория и практика выработали различные  формы и методы профилактики правонарушений в области охраны природных ресурсов.

     Действенной формой профилактики нарушений природоохранительного  законодательства является внесение органами внутренних дел представлений в  соответствующие органы по фактам правонарушений. При этом в направляемом представлении необходимо конкретно и доходчиво указывать причины и условия, способствующие нарушению природоохранительного законодательства, и предложения по их устранению. Нецелесообразно вносить представления, носящие общий характер, так как эта форма желаемого результата не дает. Нередки в практике случаи, когда по внесенным представлениям меры не принимаются и органы внутренних дел не информируются о проделанной работе. В таких случаях необходима устная или письменная информация, после чего следует обязательно ставить в известность вышестоящие органы.

     Хорошо  и качественно организованная воспитательная работа, в первую очередь правового  характера, имеет важное значение в  профилактической работе органов внутренних дел.

     В предупреждении органами внутренних дел  нарушений природоохранительного  законодательства особая роль отводится  ведомственной милиции по охране различных природных объектов (источников водоснабжения, рыбных запасов и  других мест), создаваемой на базе договора с организациями-природопользователями и заинтересованными ведомствами.

Информация о работе Функции правоохранительных органов в сфере природопользования и охраны окружающей среды