Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей формирования и реализации бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений региональной бюджетной политики на перспективу, на примере Республики Дагестан.

Содержание

Введение…………………………………………..…………………………........….3
Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной политики в Российской Федерации……….………...…………………………………………...5
1.1. Роль государства в формировании бюджета………………………………….5
1.2. Основные понятия и задачи бюджетной политики в
Российской Федерации……………………...……………………………………..11
Глава 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской
Федерации и Республике Дагестан…...……………………………..…………….18
2.1. Анализ современной бюджетной политики в Российской Федерации……………………..……………………………………………….…...18
2.3 Анализ доходов и расходов Республики Дагестан…………………………...25
Заключение………………………………………………………………….........…28
Список использованных источников и литературы………………………...……30

Работа состоит из  1 файл

Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики.docx

— 65.73 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образование и  науки о Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

Управление и экономики

Якутский институт экономики

  Кафедра «Менеджмента»

Специальность: 080504 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Реферат

По дисциплине:

Региональная экономика и управление

Тема:

Анализ и направления  совершенствования региональной бюджетной  политики

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 5 курса

Группы ГМУ 10 2Б

Савченко А. К.

Проверила:

 

 

 

 

 

Якутск 2013

Оглавление

 

Введение…………………………………………..…………………………........….3

Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной политики в Российской Федерации……….………...…………………………………………...5

1.1. Роль государства в формировании бюджета………………………………….5

1.2. Основные понятия и задачи бюджетной политики в

Российской Федерации……………………...……………………………………..11

Глава 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской

Федерации и Республике Дагестан…...……………………………..…………….18

2.1. Анализ современной бюджетной политики в Российской Федерации……………………..……………………………………………….…...18

2.3 Анализ доходов и расходов Республики Дагестан…………………………...25

Заключение………………………………………………………………….........…28

Список использованных источников и литературы………………………...……30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего  года.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической  политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в  себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе.

Региональная бюджетная политика – это  программная денежная основа общей стратегии развития субъекта РФ и всех его частных стратегий, концепций и программ  развития. Каждая частная стратегия, и ее проект должны иметь финансовое обеспечение. Финансовая политика на федеральном уровне определяет финансовую политику на региональном уровне в силу их взаимной зависимости. С другой стороны, федеральная и региональная финансовые политики определяют возможность юридических лиц и населения активно принимать участие в инвестиционном процессе, определяют реальные и потенциальные возможности сохранения стоимости сбережений граждан и их трансформации в инвестиции.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических  особенностей формирования и реализации бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений  региональной бюджетной политики на перспективу, на примере Республики Дагестан.

В работе поставлены и решены следующие задачи:

-    рассмотреть  теоретические основы бюджетной  политики;

- провести анализ  формирования государственного  и регионального бюджетов на  примере Республики Дагестан;

- определить основные  направления бюджетной политики  Российской Федерации и региональной  бюджетной политики на перспективу.

Для написания курсовой работы использовалась специальная  литература, периодические издания, методические рекомендации.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы бюджетной политики Российской Федерации

 

    1. Роль государства в формировании бюджета

 

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и  использованием централизованного  фонда денежных средств, предназначенных  для удовлетворения общегосударственных  потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.

Государственный бюджет, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Одновременно государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории со своими специфическими особенностями:

1. Государственный бюджет – это особая форма перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием ее в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных, государственно-территориальных образований;

2. С помощью государственного  бюджета происходит перераспределение  национального дохода (национального  богатства) между отраслями народного  хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными  группами населения.

Как и в других федеративных государствах, в Российской Федерации бюджет государства  выступает в виде системы состоящей  из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов.

Для свода статистических показателей  бюджетной системы и их анализа  используется консолидированный бюджет РФ, который включает бюджет федерального правительства и консолидированные бюджеты субъектов федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти.

Правовую основу функционирования бюджетной системы составляют Бюджетный  кодекс Российской Федерации и федеральные  законы о федеральном бюджете  на соответствующий год, законы субъектов  федерации о бюджетах субъектов  федерации на соответствующий год  и аналогичных законов местных  органов власти.

Главная роль в регулировании бюджетных  процессов в государстве принадлежит  Бюджетному Кодексу РФ. Ныне действующий Бюджетный кодекс был принят в июле 1998 года. Он представляет собой свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации. Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса на различных уровнях бюджетной системы, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Бюджеты любого уровня системы власти представляет собой главные финансовые планы государства, субъектов федерации  и муниципальных образований  на текущий год. Все эти планы  имеют силу закона. Составляются они  в форме баланса расходов и  доходов.

Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджетов – это часть национального  дохода, подлежащая централизации в  бюджеты различных уровней. Они  могут формироваться на налоговой  и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений. Доходы бюджетов подразделяются на собственные  и регулирующие .

Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам бюджетов относятся налоговые доходы, часть неналоговых доходов, безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов, бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

В доходы федерального бюджета зачисляются  собственные налоговые доходы, кроме  налоговых доходов, передаваемых в  виде регулирующих доходов бюджетам других уровней. В доходы федерального бюджета полностью поступают  собственные неналоговые доходы. В них также направляются доходы субъектов федерации, централизуемые в федеральном бюджете для  целевого финансирования мероприятий  общегосударственной значимости.

К налоговым поступлениям федерального правительства относятся федеральные налоги и сборы, государственные сборы и пошлины, таможенные сборы и пошлины.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

•            доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

•          части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией;

•            прибыли Банка России по нормативам, установленным федеральными законами;

•            доходов от внешнеэкономической деятельности;

•            доходов от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.

К налоговым доходам бюджетов субъектов федерации относятся:

-         собственные налоговые доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки, которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъекта федерации и местными бюджетами – законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”;

-         отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределяемых к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

•          части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ. остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов федерации;

•            доходы от продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;

•            доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов федерации в порядке и по нормативам, устанавливаемым федеральными законами и законами субъектов РФ.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

-         собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

-         отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;

-         государственная пошлина

Неналоговые доходы местных органов власти формируются за счет прибыли муниципальных унитарных предприятий, продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

Расходы бюджетов разных уровней.

Расходы бюджетов представляют собой  процесс выделения и использования  финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами о бюджетах на конкретный финансовый год.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания делятся  на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов связаны с расширенным воспроизводством, при осуществлении которого создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов федерации, муниципальных образований. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели и т.п. В составе капитальных расходов бюджетов формируются бюджеты развития.

Информация о работе Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики