Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей формирования и реализации бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений региональной бюджетной политики на перспективу, на примере Республики Дагестан.
Введение…………………………………………..…………………………........….3
Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной политики в Российской Федерации……….………...…………………………………………...5
1.1. Роль государства в формировании бюджета………………………………….5
1.2. Основные понятия и задачи бюджетной политики в
Российской Федерации……………………...……………………………………..11
Глава 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской
Федерации и Республике Дагестан…...……………………………..…………….18
2.1. Анализ современной бюджетной политики в Российской Федерации……………………..……………………………………………….…...18
2.3 Анализ доходов и расходов Республики Дагестан…………………………...25
Заключение………………………………………………………………….........…28
Список использованных источников и литературы………………………...……30
Глава 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской Федерации и Республики Дагестан
2.1. Анализ формирования
государственного бюджета на
современном этапе в
За последние
годы наибольшим темпом возрастали бюджетные
доходы, связанные с добычей и
экспортом полезных ископаемых (налог
на добычу полезных ископаемых, экспортные
пошлины на нефть и др.). В частности,
в 2011 году федеральный бюджет России
на 50% сформирован нефтегазовыми
доходами (в 2010 году доля нефтегазовых
доходов составила свыше
В расходах за последние
5 лет наибольшим темпом возрастали
межбюджетные трансферты (в связи
с урезанием собственных
Федеральный бюджет на 2010 был принят по доходам в сумме 3 трлн. 326 млрд. руб., по расходам - 3 трлн. 48 млрд. руб. Реальное исполнение составило 5 трлн. 125 млрд. руб. по доходам и 3 трлн. 539 млрд. руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2010 составили 23,7% ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1% ВВП, а с учётом доходов Пенсионного и др. внебюджетных фондов -- 42% ВВП).
Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4431076807,1 тыс. рублей, по доходам - в сумме 6170484600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2011 составляет 1739407792,9 тыс. рублей.
19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд. руб., доходы - 6965,3 млрд. руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 -8,0%.
23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год", который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд. руб. (на 19,6%), доходы - до 7443,9 млрд. руб. (на 6,9%) [10].
В 2007 году был впервые сформирован так называемый "трехлетний" бюджет на 2008 - 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.
В частности, в законе
указывались следующие
- Доходы - 6644,4 млрд. руб.
- Расходы - 6570,3 млрд. руб.
- Доходы - 7465,4 млрд. руб.
- Расходы - 7451,2 млрд. руб.
- Доходы - 8090,0 млрд. руб.
- Расходы - 8090,0 млрд. руб.
24 ноября 2008 года
был принят Федеральный закон
№ 204-ФЗ "О федеральном бюджете
на 2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов", устанавливающий
параметры бюджетов на
- Доходы - 10 927,1 млрд.
руб. (рост на 25,5% по сравнению
с последними плановыми
- Расходы --9 024,7 млрд. руб. (рост на 7%)
- Доходы - 11 733,6 млрд. руб. (рост на 24,7%)
- Расходы - 10 320,3 млрд. руб. (рост на 14,2%)
- Доходы - 12 839,0 млрд. руб.
- Расходы - 11 317,7 млрд. руб.
В связи с финансовым кризисом предполагалось значительно уменьшить доходную часть бюджета 2009 года, сохранив расходы на том же уровне.
Всего в январе-сентябре 2009 года, по предварительным данным, в федеральный бюджет поступило 2 трлн. 195 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2011 года, сообщает ФНС России. Основная масса администрируемых доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (7%).
Поступления налога
на прибыль организаций в
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет снизились в 1,5 раза - до 60 млрд. рублей. Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.
Налога на добычу полезных ископаемых в январе-сентябре 2011 года поступило в федеральный бюджет около 680,5 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти - 613,2 млрд. рублей. По сравнению поступления НДПИ снизились в 1,9 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с $106,3 в декабре 2011 года - августе 2012 года до $50,7).
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект "О федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 г. и 2012 г.". Однако, согласно антикризисным поправкам в Бюджетный кодекс РФ, в текущем году правительство вносит документ не до 26 августа, а до 1 октября 2009 г.
Согласно представленному депутатам проекту, дефицит бюджета в 2010 г. составит 2 трлн. 936,9 млрд. руб. (6,8% от ВВП), в 2011 г. - 1 трлн. 934,1 млрд. руб. (4% от ВВП), в 2012 г. - 1 трлн. 611,4 млрд. руб. (3% от ВВП). В планируемый период предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% ВВП в 2009 г. до 16,1% в 2010 г., 15,5% - в 2011 г. с дальнейшим снижением в 2012 г. до 15,0% от ВВП (в абсолютных величинах доходы в бюджет в 2010 г. предусмотрены в объеме 6 трлн. 950 млрд. руб., в 2011 г. - 7 трлн. 455,7 млрд. руб., в 2012 г. - 8 трлн. 069,6 млрд. руб.). Основными факторами, влияющими на снижение доли доходов бюджета в ВВП, являются замена единого социального налога страховыми взносами и уменьшение доли нефтегазовых доходов в ВВП в 2011-2012 гг. по сравнению с 2010 г. под влиянием прогнозных цен на нефть, курса доллара США к рублю, снижения налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти.
Учитывая значительное снижение доходов бюджета РФ по сравнению с объемами доходов в 2008 г., планируется постепенное снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5% ВВП в 2009 г. до 22,9% в 2010 г., 19,5% - в 2011 г. и до 18,0% - в 2012 г. (в абсолютном выражении расходы бюджета в 2010 г. предусмотрены на уровне 9 трлн. 886,9 млрд. руб., в 2011 г. - 9 трлн. 389,8 млрд. руб. и в 2012 г. - 9 трлн. 681 млрд. руб.). В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к предыдущему году характеризуется снижением в 2010 г. на 0,4%, в 2011 г. - на 5,0% и повышением в 2012 г. на 3,1%, в реальном выражении - снижением соответственно на 9,5%, 12,1% и 3,6%.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. являются средства Резервного фонда, в 2011-2012 гг. - средства Фонда национального благосостояния и иные источники.
Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. составит 691 млрд. руб., в 2011 г. - 1 трлн. 171,7 млрд. руб. и в 2012 г. - 798,5 млрд. руб. При этом сальдо по внутренним источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. составит 261,5 млрд. руб., в 2011 г. - 657,3 млрд. руб. и в 2012 г. - 223,6 млрд. руб. Сальдо по внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. составит 429,6 млрд. руб., в 2011 г. - 514,4 млрд. руб. и в 2012 г. - 574,8 млрд. руб. Проект бюджета составлен, исходя из прогнозной цены за баррель нефти марки Urals в размере 58 долл. в 2010 г., 59 долл. - в 2011 г. и 60 долл. - в 2012 г. Темп роста ВВП прогнозируется в размере 1,6% в 2010 г. (объем ВВП запланирован в 2010 г. на уровне 43 трлн. 187,0 млрд. руб.), 3% (48 трлн. 072 млрд. руб.) - в 2011 г. и 4,3% (53 трлн. 712 млрд. руб.) - в 2012 г. Прогнозируемый объем Резервного фонда на начало 2010 г. составляет 1 трлн. 811,7 млрд. руб. Прогнозируемый объем Фонда национального благосостояния на начало 2010 г. - 2 трлн. 812,9 млрд. руб., 2011 г. - 2 трлн. 536,3 млрд. руб., 2012 г. - 1 трлн. 787,7 млрд. руб. [13].
Таблица 1.1 Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млрд. рублей в 2011-2012 гг.
Доходы |
Расходы |
Профицит, дефицит(-) | |
2011 г. |
|||
Январь |
1015,5 |
454,5 |
561,0 |
Январь-февраль |
2066,9 |
1372,8 |
694,1 |
I квартал |
3334,2 |
2335,9 |
998,4 |
Январь-апрель |
5154,8 |
3361,9 |
1793,0 |
Январь-май |
6410,7 |
4357,3 |
2053,4 |
I полугодие |
7543,7 |
5515,5 |
2028,1 |
Январь-июль |
9700,1 |
6626,2 |
3073,8 |
Январь-август |
10939,7 |
7634,0 |
3305,6 |
Январь-сентябрь |
12178,9 |
8741,5 |
3437,4 |
Январь-октябрь |
13785,2 |
9950,6 |
3834,6 |
Январь-ноябрь |
14743,2 |
11363,2 |
3380,0 |
Год |
16003,9 |
13991,8 |
2012,1 |
2012 г. |
|||
Январь |
1059,9 |
477,0 |
582,9 |
Январь-февраль |
1889,6 |
1572,2 |
317,4 |
I квартал |
3033,5 |
2807,1 |
226,4 |
Январь-апрель |
4156,3 |
4140,7 |
15,6 |
Январь-май |
5048,2 |
5210,9 |
-162,6 |
I полугодие |
6042,7 |
6619,7 |
-577,0 |
Январь-июль |
7353,7 |
7929,1 |
-575,4 |
.
Совокупный объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 августа 2012 г. составил 2811,3 млрд. рублей и снизился по сравнению с 1 июля 2012 г. на 4,9%, Фонда национального благосостояния - соответственно 2858,7 млрд. рублей и увеличился на 1,6%.
2.2. Анализ доходов и расходов Республики Дагестан
Согласно отчетным данным по состоянию на 01.03.2011 в консолидированный бюджет Республики Дагестан поступило доходов в сумме 7 839 млн. рублей с падением к уровню аналогичного периода прошлого года на 22%. Сумма налоговых и неналоговых поступлений составила 1 784 млн. рублей или 145% к уровню аналогичного периода прошлого года. Расходы за отчетный период произведены в сумме 4 936 млн. рублей или 84 % к уровню аналогичного периода прошлого года. Профицит составил 2 903 млн. рублей.
За отчетный период бюджету Республики Дагестан перечислены средства федерального бюджета в сумме 7 610 млн. рублей с падением на 14% к уровню аналогичного периода прошлого года, в том числе дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в сумме 5 190 млн. рублей и дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 млн. рублей.
Консолидированный бюджет Республики Дагестан за 2010 год исполнен по доходам в сумме 62 407 млн. рублей, или 98% к уточненному плану (с падением к 2009 году на 3%), и по расходам - в сумме 64 059 млн. рублей, или 95% к уточненному плану (с падением к 2009 году на 5%). Дефицит составил 1 651 млн. рублей.
По уровню доходов на 1 жителя с учетом удорожающих факторов Республика Дагестан заняла 79 место в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года (80 место на 1 марта 2011). Поступления налоговых и неналоговых доходов за 2010 год составили 16 440 млн. рублей с ростом на 20% к уровню 2009 года (в среднем по Российской Федерации рост на 17%).
За 2010 год бюджету Республики Дагестан перечислены средства федерального бюджета в сумме 44 746 млн. рублей с падением к уровню 2009 года на 9%.
Удельный вес безвозмездных поступлений (без учета субвенций) в общем объеме доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан (без учета субвенций) в 2010 году составил 70%.
За 2010 год бюджету Республики Дагестан дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в сумме 30 367 млн. рублей и дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 173 млн. рублей.
Расходы на заработную плату и начисления на нее произведены в сумме 22 488 млн. рублей и в общей сумме расходов составили 35%.
Информация о работе Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики