Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей формирования и реализации бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений региональной бюджетной политики на перспективу, на примере Республики Дагестан.

Содержание

Введение…………………………………………..…………………………........….3
Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной политики в Российской Федерации……….………...…………………………………………...5
1.1. Роль государства в формировании бюджета………………………………….5
1.2. Основные понятия и задачи бюджетной политики в
Российской Федерации……………………...……………………………………..11
Глава 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской
Федерации и Республике Дагестан…...……………………………..…………….18
2.1. Анализ современной бюджетной политики в Российской Федерации……………………..……………………………………………….…...18
2.3 Анализ доходов и расходов Республики Дагестан…………………………...25
Заключение………………………………………………………………….........…28
Список использованных источников и литературы………………………...……30

Работа состоит из  1 файл

Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики.docx

— 65.73 Кб (Скачать документ)

Текущие расходы бюджетов обеспечивают текущую работу органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики  в форме бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, дотаций, субсидий и субвенций.

Бюджетный кредит  – это средства, выделяемые из бюджетов юридическим лицам на возвратной и платной основе, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев пределах финансового года.

Дотация – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субсидия  – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов физическим или юридическим лицам

Субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на финансирование целевых расходов физическим или юридическим лицам.

Значительная часть бюджетных расходов принадлежит трансфертам населению, или бюджетным средствам для финансирования обязательных выплат населению:  пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами местных органов самоуправления.

Осуществление бюджетных расходов в Российской Федерации основано на разграничении полномочий и ответственности  между уровнями бюджетной системы.

Из федерального бюджета финансируются расходы на обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти, работу федеральной судебной системы, международной деятельности в общефедеральных интересах, национальную оборону и обеспечение государственной безопасности, пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, фундаментальные исследования, формирование федеральной собственности, финансовую поддержку субъектов РФ и т.д.

Из средств бюджетов субъектов РФ финансируются расходы субъектов РФ на работу органов законодательной и исполнительной власти, реализацию региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций. находящихся в ведении органов власти субъектов федерации, оказание помощи местным бюджетам и пр.

Только из средств местных бюджетов финансируются расходы на содержание местных органов власти, формирование и управление муниципальной собственностью, охрану общественного порядка, содержание и развитие муниципального жилищного фонда, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды на территории муниципальных образований и т.п.

Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются расходы на государственную поддержку отраслей промышленности, обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности, социальную защиту населения, обеспечение деятельности средств массовой информации, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба и т.д.

 

1.2. Основные понятия  и задачи бюджетной политики  в Российской Федерации

 

Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей  и задач в области государственных  финансов, разработку механизма мобилизации  денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с  намеченными целями, формируются  задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной  политики. Как правило, это:

    • концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
    • снижение налоговой нагрузки на экономику;
    • упорядочивание государственных обязательств;
    • создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его  финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами.

От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности  государства, и степень влияния  России на международной арене, и  даже предпринимательская активность граждан.

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают, прежде всего, такие  фискальные рычаги воздействия, как  налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность  аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный  потенциал). Наряду с этим следует  выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем  денежных ресурсов, аккумулируемых в  руках государства).

На основе категории  бюджетного потенциала следует оценивать  возможности реализации функций  государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и  падение бюджетного потенциала сказывается  на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и  всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового  кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие  большого разрыва между возможным  потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

На протяжении всего  периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

Но для дальнейшего  совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию  основных ее принципов:

реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании  социально-экономического развития;

ответственности государства  за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;

жесткости бюджетов, превращения их в действенный  инструмент финансового оздоровления экономики;

увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской  инициативы;

усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной  политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

 

1.3. Современные  бюджеты развитых стран

 

Основной характеристикой  современных развитых стран является значительные дефициты государственных  бюджетов. В тоже время дефицит  консолидированного бюджета Германии в настоящий момент уменьшился вследствие увеличения доходов бюджетов всех уровней. В январе-июне 2011 г. он составил 39 млрд. евро, или 3,6% ВВП (в январе-июне 2010 г. дефицит был равен 43,1 млрд. евро, или 4% ВВП). Сокращение дефицита связано  с более существенным ростом доходов  по сравнению с расходами в  условиях увеличения налоговых поступлений  и доходов от хозяйственной деятельности земель. Тем не менее, дефицит бюджета  Германии все еще существенно  превышает лимит, установленный  европейским Пактом стабильности и  роста (3% ВВП). В марте 2011 г. руководители стран ЕС на саммите в Брюсселе приняли решение о смягчении  режима санкций в отношении государств, дефицит бюджета которых выходит  за пределы, установленные Пактом. По новым правилам превышение этих пределов допускается в том случае, если страна переживает экономический спад, а также, если дополнительные расходы  связаны с пенсионной реформой, направляются на цели политики ЕС или на объединение  Европы. К категории расходов на объединение Европы отнесены и затраты, понесенные ФРГ в связи с объединением Германии.

Дефицит государственного бюджета США, который традиционно  рассматривается как один из основных источников нестабильности мировой  экономики, также заметно сократился. Объединенный государственный бюджет США в январе-июне 2011 г. был сведен с дефицитом 163,7 млрд. долл. (2,7% к ВВП) по сравнению со 197 млрд. долл. (3,4% к  ВВП) в январе-июне 2010 года. Уменьшение дефицита объясняется повышением доходов  бюджета на 157,5 млрд. долл., или на 16,4% (в январе-июне 2010 г. они возросли на 6,2%). Такое ускорение роста доходов связано с увеличением налоговых поступлений в условиях роста прибылей корпораций и доходов физических лиц. Расходы объединенного государственного бюджета увеличились на 92,2 млрд. долл., или на 8% (в январе-июне 2010 г. - на 6,2%). Согласно прогнозу МВФ в 2011 г. дефицит объединенного государственного бюджета США будет эквивалентен 3% ВВП. Администрация США планирует к 2012 г. сократить этот дефицит до уровня ниже 2% ВВП.

Постатейный анализ бюджета США на 2012г. показывает, что  больше всего средств предлагается израсходовать на модернизацию оборонного комплекса, укрепление системы внутренней безопасности и диверсификацию источников энергоснабжения американской экономики.

Бюджет министерства обороны США предлагается в размере 439,4 миллиарда долларов - на 4,8% больше, чем было израсходовано в прошлом  году. Из этих средств 110,8 млрд. планируется  пустить на «персональные расходы», что позволит увеличить размер военного контракта на 2,2%. 84,2 млрд. долларов пойдут на закупку вооружений и боевой техники, а 73,2 млрд. - на разработки и исследования новых видов вооружений. Из целевых  программ Пентагона, расходы на которые  прописаны в проекте бюджета, можно выделить «разработку программы  мобильного развертывания подразделений» (6,6 млрд. долларов) и «исследования  в области создания принципиально  новой системы боевых платформ» (3,7 млрд.). Кроме того, 2,6 млрд. долларов пойдут на закладку двух эсминцев класса DD(X), а 1 млрд. - на два эсминца класса Littoral, которые «позволят ВМС США более эффективно действовать против береговых укреплений потенциального противника». 1,9 млрд. долларов предлагается выделить на развитие беспилотной авиации.

Бюджет министерства внутренней безопасности (МВБ) США должен составить 31 млрд. долларов - на 177 млн. больше, чем в текущем году. Дополнительно  МВБ запрашивает 4,5 млрд. на «фонды, направляемые на постоянные и разовые  выплаты штатным и внештатным сотрудникам министерства». В отличие  от основной части бюджета министерства эти средства являются неподотчетными; МВБ расходует их по своему усмотрению. Основными же статьями «открытого» бюджета министерства являются наем 1500 пограничников и постройка новых тюрем, способных принять до 2 тыс. заключенных.

Третьим приоритетным направлением в бюджете США является развитие энергосберегающих технологий и исследования в области поиска новых видов топлива. Бюджет министерства энергетики возрос с 20 до 23,6 млрд. долларов. 250 млн. пойдут на «программу развития безопасной ядерной энергетики», включающей внедрение новых технологий переработки  ядерных отходов, «которые должны стать  менее опасными как для окружающей среды, так и с точки зрения угрозы их использования в качестве оружия». Кроме того, 1 млрд. долларов будет израсходован «на исследования в области внедрения новых  видов углеводородного топлива  из возобновляемых ресурсов».

Оптимизация расходов планируется в области образования  и здравоохранения. В частности, министерство образования планирует  свернуть работы по 42 целевым программам, продемонстрировавшим свою неэффективность. Бесполезными признаны, в частности, «программа развития профессионально-технических  училищ», «программа развития центров  подготовки будущих родителей» и  «программа «Школа без наркотиков». В то же время из бюджета министерства образования выделяется 100 млн. долларов на улучшение преподавания точных наук и 1,5 млрд. - на повышение уровня грамотности  среди выпускников государственных  школ. Следует также иметь в  виду, что львиную долю расходов на образование несет не федеральное  министерство, а образовательные  ведомства штатов, бюджеты которых  формируются в самих штатах. В  качестве примера можно привести штат Пенсильвания, где в прошлом  финансовом году ассигнования от федерального центра составили всего 35% бюджета  министерства образования штата. Остальные  средства (58 млн. долларов) поступили  от налоговой службы штата, частных  лиц и фондов .

То же касается федеральных  программ медицинского страхования, сокращение расходов на которые, по прогнозам The Financial Times, «станет самым болезненным моментом при обсуждении бюджета». Сегодня на программы Medicare, Medicaid и федеральную программу социального страхования идет 84% бюджета министерства здравоохранения США. В целом ежегодно на них тратится 1,1 трлн. долларов. В 2011 году только на программе Medicare предлагается сэкономить 36 млрд. долларов и только по одной статье: «расширение конкурсной базы при закупке медицинского оборудования и техники». Проблема «своих компаний», втридорога (возможно, по договоренности с чиновниками) продающих медицинское оборудование государственным клиникам на фактически бесконкурсной основе, давно обсуждается и прессой, и законодателями США. В итоге комплекса мер по оптимизации расходов на здравоохранение правительство собирается урезать бюджет федерального министерства с 1,5 трлн. до 698 млрд. долларов.

Информация о работе Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики