Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:03, реферат
Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие общие принципы и методы деятельности государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в бюджетной сфере, основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части, где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных правоотношений, порядок составления и принятия бюджетов всех уровней и т. д.
Введение
В современных условиях развитие
России как федеративного государства
с рыночной формой экономики органически
связано с бюджетной
Отношения, возникающие в
процессе образования, распределения
и использования
Бюджетное право России –
это совокупность устанавливаемых
государством общеобязательных норм,
определяющих основы бюджетного устройства
страны, составления, рассмотрения, утверждения
и исполнения государственного бюджета
и бюджетов субъектов РФ, входящих
в бюджетную систему
Предметом бюджетного права
являются общественные отношения, возникающие
с установлением бюджетного устройства
и бюджетной системы РФ; с установлением
структуры доходов и расходов
бюджетной системы РФ и распределением
их между бюджетами разного
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных и внебюджетных фондов, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами ит. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, ее региональных и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Бюджетное право России разделяется
на общую и особенную части. Общую
часть бюджетного права образуют
нормы, закрепляющие общие принципы
и методы деятельности государственных
органов РФ и субъектов РФ, а
также органов местного самоуправления
в бюджетной сфере, основные полномочия
субъектов бюджетных
Бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения.
Система источников бюджетного права в РФ закреплена в положениях ст. ст. 2–4 БК РФ. В качестве источников бюджетного права предусматриваются также международные договоры РФ, нормы которых превалируют над национальным законодательством.
Бюджетный кодекс РФ относит
к бюджетным правоотношениям
отношения, которые возникают в
процессе формирования доходов и
осуществления расходов бюджета
РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов
муниципальных образований и
бюджетов государственных целевых
бюджетных и внебюджетных фондов,
осуществления государственных
и муниципальных заимствований,
регулирования государственного и
муниципального долга, а также отношения,
возникающие в процессе составления
и рассмотрения проектов бюджета
РФ, бюджетов ее субъектов, бюджетов муниципальных
образований, утверждения и исполнения
этих бюджетов, контроля за их исполнением.
При этом БК РФ не дает общей характеристики
или определения бюджетных
Бюджетные правоотношения можно разделить на три группы:
1) отношения, возникающие
в процессе составления,
2) отношения, возникающие
в процессе формирования
3) отношения, связанные
с определением правового
Негосударственные организации, а также граждане субъектами бюджетных правоотношений не являются. Исключения составляют негосударственные организации, имеющие в соответствии с нормативными правовыми актами право на получение бюджетных средств.
1 Бюджетное право
1.1 Бюджетное право:
понятие, предмет и методы
В современных условиях развитие
России как федеративного государства
с рыночной формой экономики органически
связано с бюджетной
Отношения, возникающие в
процессе образования, распределения
и использования
Бюджетное право — это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.
Сфера общественных отношений, на которую распространяется бюджетное право, образует его предмет.
Особенность бюджетно-правового регулирования состоит в том, что в одних сферах бюджетной деятельности нормы бюджетного права непосредственно и в полном объеме регулируют эти общественные отношения, а в других — только учреждают, предопределяют финансовые отношения. В результате предмет бюджетного права складывается из двух групп отношений: атрибутивных (исключительных) и примыкающих (смежных).
Важнейшей составной частью предмета бюджетного права выступают группы правовых отношений, регулирующих порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за бюджетные правонарушения. Эти отношения преобладают в системе бюджетного права, являясь его неотъемлемым системообразующим атрибутом. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и максимально им урегулированы.
Другую группу отношений,
образующих предмет бюджетного права,
составляют отношения, примыкающие (смежные)
к атрибутивным. Эти отношения
детально регулируются иными подотраслями
или институтами финансового
права, создавая, таким образом, объекты
совместного правового
Совпадающим юридическим критерием атрибутивных и смежных бюджетно-правовых отношений следует считать их внешнее закрепление нормами права, включенными в систему бюджетного законодательства.
Примыкающие (смежные) правоотношения
не являются обязательным признаком
бюджетного права и подпадают
под бюджетно-правовое воздействие
в силу экономических, политических
или иных причин, но в любом случае
только тогда, когда в этом заинтересовано
государство. Например, образование
бюджетов всех уровней в большей
степени осуществляется на основе норм
налогового права и норм иных институтов
финансового права, регулирующих государственные
доходы. Но это не означает, что налоговое
право включается в систему бюджетного
права. Наличие налогового права
только предопределено бюджетным правом
в качестве института доходов
бюджетов всех уровней. Отношения, складывающиеся
в процессе установления и взимания
налогов, проведения налогового контроля,
привлечения к налоговой
Наличие в предмете бюджетного
права смежных, примыкающих элементов
подтверждается и отнесением к сфере
бюджетного регулирования отношений,
возникающих по поводу осуществления
государственных и
Включение отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, в сферу регулирования бюджетного законодательства, вызвано практическими потребностями, удобством пользования БК РФ. Механическое включение норм, регулирующих относительно обособленную сферу общественных отношений, в структуру законодательства иного правового института не означает поглощение одного правового института другим или образование таким способом новой правовой общности.
Расширение бюджетного законодательства,
его комплексный характер создают
функциональное взаимодействие норм бюджетного
права и государственного кредита
как различных финансово-
Осуществление государственной
и муниципальной кредитной
Таким образом, после кодификации
норм бюджетного права и некоторых
норм, регулирующих вопросы государственного
и муниципального кредита, ни бюджетное
право, ни институт государственного и
муниципального кредита не утратили
своих сущностных признаков в
качестве самостоятельных структурных
элементов финансового права. Использованная
законодателем кодификация
Следовательно, предмет бюджетного права — это совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.
Общественные отношения, входящие в предмет бюджетного права, многообразны и классифицируются в обособленные группы, возникающие относительно:
- установления доходных источников бюджетов всех уровней;
- расходования бюджетных денежных средств;
- межбюджетного регулирования; бюджетного процесса;
- осуществления бюджетного контроля;
Информация о работе Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования