Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:03, реферат
Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие общие принципы и методы деятельности государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в бюджетной сфере, основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части, где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных правоотношений, порядок составления и принятия бюджетов всех уровней и т. д.
- установления оснований ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Предмет бюджетного права
находится в постоянной динамике.
Правовое регулирование бюджетных
отношений во многом зависит от воли
государства. Так, увеличение роста
правонарушений в сфере образования
и расходования бюджетных фондов
повлекло необходимость включения
законодателем в БК РФ охранительных
норм, устанавливающих
Качественную сторону
бюджетных отношений отражают методы
правового регулирования, поскольку
позволяют судить о характере
внутригосударственных
Метод бюджетно-правового
регулирования — это
Методы бюджетного права
обусловлены регулируемыми
Под методом бюджетно-правового
регулирования тем самым
Поскольку бюджетное право
составляет часть финансового права,
то задачей бюджетно-правовых методов
является выявление сущности, пределов
и особенностей «преломления» методов
финансового права относительно
регулирования бюджетных
Методы бюджетного права
классифицируются на общие и особенные.
Общие обусловлены юридической
природой бюджетной деятельности государства,
ее публичным характером, направленностью
на обеспечение общего интереса. Специальные
методы используются в процессе реализации
определенных функций бюджетной
деятельности. Среди общих методов,
применяемых в бюджетном праве,
наиболее ярко выделяется императивный.
Императивный метод воздействия
на бюджетные отношения
Императивный (властный) характер
бюджетной деятельности присущ государству
в силу того, что оно самостоятельно
устанавливает порядок
Особенность императивного
метода в бюджетном праве —
расширение его внешнего закрепления
обязывающими нормами. Названная специфика
отражает общую тенденцию бюджетного
регулирования, направленного на разграничение
бюджетной компетенции
Преобладание императивного
метода регулирования объясняется
публичной природой бюджетных отношений
и их значимостью для нормального
функционирования всего государства
в целом. Содержание значительной части
норм бюджетного права составляют императивные
отношения. В регулируемых бюджетным
правом общественных отношениях, как
правило, присутствует известное подчинение
воли управляемых субъектов
Таким образом, императивный
метод правового регулирования
не просто представляет собой специфический
способ воздействия на общественные
отношения относительно государственного
(муниципального) права собственности
на централизованный денежный фонд, а
служит выразителем основных особенностей
финансового права, отраженных в
сфере бюджетно-правового
Кроме императивного метода
государство при регулировании
бюджетных отношений использует
элементы диспозитивного метода. Современное
бюджетное законодательство дополнилось
возможностью использования согласительных
процедур, обсуждения принимаемых решений,
договорных методов регулирования
межбюджетных отношений, вступления в
бюджетные отношения на добровольных
основаниях и т. д. Однако применение
отдельных аспектов диспозитивного
регулирования не означает наличие
в бюджетном праве гражданско-
Диспозитивность как способ
правового регулирования
Специфика методов бюджетного
права заключается в
Основываясь на понимании
предмета и метода правового регулирования
как классифицирующих критериях
отраслей права, можно сделать вывод,
что бюджетное право
1.2 Принципы бюджетного права
Принципы бюджетного права представляют собой основные идеи, исходные положения его формирования, развития и функционирования. Бюджетно-правовые принципы отражаются в правовых нормативных актах и характеризуют сущность и содержание бюджетного права, его внутреннее строение, соотношение с финансовым правом, иными его подотраслями и институтами. Основные исходные идеи бюджетного права показывают не только материальные отношения, но и весь процесс применения бюджетного права, придавая ему динамику.
Большое значение принципы бюджетного
права имеют на стадии разработки
проектов нормативных финансово-правовых
актов, поскольку позволяют создавать
и принимать эффективные
Принципы бюджетного права
— это теоретически обоснованные
и нормативно закрепленные основополагающие
начала (идеи, требования) сущности бюджетного
права, составляющие его главное
содержание, определяющие общую направленность
правового регулирования
Классифицировать принципы бюджетного права можно:
- по источнику нормативного закрепления — установленные Конституцией РФ;
- установленные бюджетным законодательством РФ;
- по сферам действия — т. е. распространяющиеся на все институты бюджетного права (общие принципы);
- отдельные институты бюджетного права (институциональные).
В первой классификационной группе принципов бюджетного права к числу исходно-правовых начал, установленных Конституцией РФ, относятся:
- федерализм;
- равноправие субъектов РФ в сфере бюджетной деятельности (ст. 5);
- реализация совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в установлении общих принципов бюджетной деятельности местного самоуправления;
- самостоятельность бюджетной деятельности органов местного самоуправления (ст. 12, 130—132);
- участие граждан РФ в бюджетной деятельности государства и местного самоуправления (ч. 1 ст. 32);
- гласность (например, ч. 3 ст. 15); плановость; законность (например, ст. 1, 2, 15, 57);
- распределение функций в области бюджетной деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей (например, ч. 1 ст. 105, п. «б» ч 1 ст. 114).
Конституционные нормы, закрепляющие принципы бюджетного права, являются нормами прямого действия. Это означает право участников бюджетной деятельности на непосредственное применение данных норм без внесения соответствующих дополнений в бюджетное законодательство.
Остальные принципы бюджетного права находят свое выражение в бюджетном законодательстве РФ или выводятся из его содержания.
Во второй классификационной группе принципов бюджетного права к числу общих («сквозных») принципов относятся:
- ежегодность (цикличность, периодичность) возникновения бюджетных отношений (ст. 242 БК РФ);
- неразрывность (в большинстве случаев) бюджетных прав и обязанностей субъектов бюджетного права (ст. 7—9 БК РФ);
- координация бюджетной политики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
- реализация совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в установлении общих принципов бюджетной деятельности муниципальных образований; выражение в правовой форме бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (ст. 11 БК РФ);
- единство группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов на основе бюджетной классификации (гл. 4 БК РФ; Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»);
- неотвратимость ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ (гл. 4 БК РФ).
В зависимости от сферы действия принципы бюджетного права можно подразделить по институтам бюджетного права, в которых эти принципы действуют:
- принцип бюджетной системы РФ;
- принципы межбюджетных отношений;
- принципы бюджетного процесса.
Принципы бюджетной системы РФ, Статья 28 БК РФ к ним относит:
- единство бюджетной системы РФ;
- разграничение Доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
- самостоятельность бюджетов;
- полноту отражения доходов и расходов бюджетов;
- сбалансированность бюджета;
- эффективность и экономность использования бюджетных средств;
- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
- гласность;
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер бюджетных средств;
Принципы межбюджетных отношений. Пункт 2 ст. 129 БК РФ к ним относит:
- распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
- разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов бюджетной системы РФ;
- равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
Информация о работе Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования