Бюджетный процесс в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:51, реферат

Описание

Экономические и политические реформы, проводимые в Украине с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных денег, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь основным средством мобилизации и расходования ресурсов страны, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, провоцировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Работа состоит из  1 файл

бюджетный процесс в укр.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС  В УКРАИНЕ

ВВЕДЕНИЕ

ведомую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры хоть какого современного общества играется государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из более принципиальных устройств, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является денежный механизм – финансовая система общества, основным звеном которой является государственный бюджет. Конкретно посредством денежной системы правительство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в Украине с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных денег, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь основным средством мобилизации и расходования ресурсов страны, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, провоцировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

разумеется, что  фуррор экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование денежной системы общества, как бюджетная политика страны будет отвечать требованиям времени.

1. ПЛАНИРОВАНИЕ, СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА

Бюджетный процесс  – это регламентированный законодательством  порядок составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, их выполнения и контроль за их исполнением, утверждения  отчетов о выполнении бюджетов, которые  составляют бюджетную систему Украины. Бюджетный процесс предугадывает разработку нормативно-правовых и организационных основ, дающих представление о конкретных формах организации данной работы в центре и на местах, о распределении функций в выполнении бюджета меж органами гос власти, хозяйственного управления, планово-финансовыми органами и учреждениями банков, объединениями, предприятиями, бюджетными учреждениями, но всей местности страны.

Содержание бюджетного планирования более обширное: оно  включает также вопросы теории и  методологии составления бюджетов всех уровней и всех денежных планов народного хозяйства Украины.

В процессе бюджетного планирования решаются такие задачки  как:

- организация  составления денежных планов  в народном хозяйстве, их органическая  увязка с общей денежной программой страны на грядущий период; увязка с соответствующими показателями проекта плана социально-экономического развития страны;

- установление  общего размера денежных ресурсов  и, их распределение по отдельным  министерствам, ведомствам и отраслям  народного хозяйства, регионам страны; выявление размеров собствённых ресурсов хозяйства, которые могут быть ориентированы на их развитие; определение и обоснование государственного (местного) бюджета по всем источникам поступления доходов в согласовании с финансовыми планами субъектов хозяйствования;

- определение  всех направлений расходования  Государственного (местного) бюджета  и выделение их целевого назначения  как в общем объеме, так и  по видам издержек в согласовании  с бюджетной классификацией;

- установление общих денежных связей в народном хозяйстве, определение нужных пропорций и соотношений меж централизованными и децентрализованными деньгами, установление степени роли каждого из денежных планов в финансовом обеспечении потребностей расширенного воспроизводства, развития экономики и непроизводственной сферы;

- предоставление  в распоряжение органов гос  власти централизованного фонда  денежных средств, предназначенных  для проведения как общенациональных  мероприятий, так и социально-экономических  и культурных мероприятий отдельных регионов;

- проведение  и организация работы по мобилизации  денежных поступлений либо денежных  ресурсов и определение возможностей  обеспечения ими всех отраслей  экономики, находящихся на бюджетном  финансировании;

- воплощение  государственного денежного контроля за ходом выполнения бюджета.

При осуществлении  бюджетного планирования принципиально  управляться его основными принципами, в числе которых следует выделить:

- демократизацию  бюджетных отношений, состоящую  и том, что при планировании нужно учесть рациональные взаимосвязи меж 
Государственным либо консолидированным бюджетом и местными бюджетами, во- первых, а также меж бюджетными звеньями внутри местных бюджетов, во- вторых;

- приоритетное  значение бюджетного планирования  во всей совокупности денежных планов;

- единство системы  бюджетных планов. Бюджетные планы  обязаны быть согласованы как  по доходной, так и по расходной  части по всем звеньям бюджетной  системы Украины;

- директивность  и целевой характер бюджетных  назначений и обязательств;

- органическую  связь бюджетного планирования  с планами социально- экономического  развития страны и регионов.

Бюджетное планирование осуществляется конкретно Министерством  денег Украины и местными финансовыми  органами в согласовании с предоставленными им правами. Базы бюджетного планирования, права и обязанности плановых органов определены в законе "О бюджетной системе 
Украины", а также в законе "О местных Советах народных депутатов, местном и региональном самоуправлении", в Правилах составления и выполнения 
Государственного бюджета Украины, в законе "О внесении конфигураций и дополнений в Закон Украинской ССР "О бюджетной системе Украинской ССР" и др.

Составление Государственного бюджета Украины предугадывает  разработку плана в два этапа.

На первом этапе (стадии) осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются главные направления плановой работы, пути и средства мобилизации денежных ресурсов, изыскиваются способности для балансовой увязки намечаемых доходов и расходов страны на грядущий период, рассматривается вероятный дефицит бюджета и источники его покрытия.

Главной задачей  сводного планирования выступает формирование важнейших народнохозяйственных пропорций  развития экономики на грядущий период. 
совместно с тем в числе задач сводного бюджетного планирования следует выделить определение факторов экономического роста, а также факторов, влияющих на бюджетную политику страны.

Основой сводного бюджетного планирования являются синтетические  балансовые расчеты, обобщающие укрупненные характеристики, такие как совокупный публичный продукт, валовой внутренний продукт, государственный доход, прибыль. Полученная в масштабе всего народного хозяйства, уровень потребления, уровень доходов людей, малый потребительский бюджет и т.Д. Централизованным плановым органом Украины на данной стадии в первую очередь разрабатывается баланс народного хозяйства представляющий систему сводных экономических таблиц, другими словами, сбалансированных и взаимоувязанных натуральных и стоимостных балансов, которые дают представление о движении (производстве, распределении и использовании) совокупного публичного продукта и государственного дохода, о соотношении доходов и расходов страны, складывающихся в согласовании с намеченными проектировками плана; о денежных доходах и расходах населения, о валютных поступлениях и расходах в иностранной валюте.

Сводное планирование служит предварительной стадией  плановой работы в условиях многовариантности  разработки проекта плана.

На втором этапе (стадии) делается адресное бюджетное планирование, установление конкретных связей с бюджетом всех денежных планов народного хозяйства. Потом эти бюджеты принимают форму денежных обязательств.

Для полного  учета всех денежных ресурсов, а  также выявлений средней денежной обеспеченности Автономной Республики Крым, административно- территориальных единиц соответствующими исполнительный орган власти составляет территориальный сводный баланс денежных ресурсов, данные которого могут быть учтены при определении размеров субвенций.

Кабинет Министров Украины доводит до исполнительных органов власти 
Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя следующие характеристики:

- проектные нормативы  отчислений от регулирующих доходов  и суммы контингентов этих  доходов;

- размер дотаций и субвенций, которые предусматриваются к выплате из 
Государственного бюджета Украины и их целевое назначение;

- список расходов, которые предусматривается передать  из 
Государственного бюджета Украины для финансирования бюджетов Автономной 
Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Аналогичные характеристики доводятся исполнительными органами власти высшего уровня конкретно  Советам народных депутатов и  их исполнительным органам низшего  уровня в сроки, которые обеспечивали бы утверждение бюджетов до начала бюджетного года.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка главных  прогнозных макропоказателей экономического и общественного развития Украины  на плановый год с выделением характеристик  размера валового внутреннего продукта, государственного дохода, сводного баланса денежных ресурсов, баланса доходов и расходов населения, платежного баланса, валютного плана. 
Обозначенные характеристики разрабатываются до 1 июня года, предыдущего плановому, Министерством экономики Украины с ролью Министерства денег Украины, государственного банка Украины и остальных министерств и ведомств.

На основании  главных прогнозных макропоказателей экономического и общественного  развития Украины на плановый год  правительство Автономной 
Республики Крым, исполнительные комитеты областных, Киевского и 
Севастопольского городского Советов народных депутатов разрабатывают прогнозные характеристики экономического и общественного развития соответствующих административно - территориальных единиц.

Одной из стадий бюджетного процесса является составление проекта 
Государственного бюджета. При составлении проекта исходят из того, что 
Государственный бюджет Украины обеспечивает средствами финансирования мероприятия экономического и общественного развития страны, которые имеют общегосударственное значение, а также межгосударственные дела. 
Посредством Государственного бюджета осуществляется перераспределение части денежных ресурсов меж административно-территориальными единицами 
Украины с учетом их экономического, общественного, природного и экологического состояния. При этом учитывается необходимость выравнивания их денежного состояния.

Порядок составления  проекта бюджета состоит в  том, что Верховный Совет 
Украины не позже 15 июня текущего года разрабатывает и посылает 
Президенту Украины особое постановление (бюджетную резолюцию) об главных направлениях бюджетной политики на грядущий бюджетный год.

Правила дизайна  проекта закона "О Государственном  бюджете Украины" утверждаются Верховным  Советом Украины. Расходы Государственного бюджета расписываются в проекте закона в разрезе министерств, ведомств и остальных органов гос исполнительной власти. Если расходы на статью 
(часть, пункт, подпункт) превосходят 0,1% суммы всех расходов 
Государственного бюджета Украины, эти расходы в законе подлежат дальнейшей детализации.

Кабинет Министров  Украины организует составление  проекта 
Государственного бюджета в согласовании с правилами государственного регулирования экономического и общественного развития Украины, межгосударственных отношений, обозначенных Верховным Советом Украины в бюджетной резолюции. Отличия от требований бюджетной резолюции обязаны мотивироваться и быть обозначены раздельно.

На основании "главных прогнозных макропоказателей экономического и общественного  развития Украины" на плановый год и денежных возможностей страны Министерство денег Украины составляет предварительный проект сводного бюджета Украины и доводит соответствующие прогнозные характеристики до министерств, ведомств и остальных органов гос исполнительной власти.

Министерства и ведомства в двухнедельный срок разглядывают выставленные им характеристики относительно проекта сводного бюджета и подают 
Министерству денег Украины свои предложения, подкрепленные экономическими расчетами и обоснованиями.

Министерство  денег Украины разглядывает указанные предложения с ролью представителей соответствующих министерств и ведомств, готовит проект сводного и Государственного бюджетов Украины и до 15 августа подает их на рассмотрение Кабинета Министров Украины, а по вопросам, не согласованным с министерствами и ведомствами, докладывает Кабинету 
Министров Украины.

Информация о работе Бюджетный процесс в Украине