Бюджетный процесс в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:51, реферат

Описание

Экономические и политические реформы, проводимые в Украине с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных денег, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь основным средством мобилизации и расходования ресурсов страны, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, провоцировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Работа состоит из  1 файл

бюджетный процесс в укр.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

Каждый из бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины, обязан быть сбалансирован не лишь в целом по году, но и по каждому кварталу в отдельности. При этом расходы, намеченные на данный квартал, как правило, обязаны покрываться текущими доходами этого квартала, а в тех вариантах, когда испытывается нехватка доходов – плановой дотацией, предусмотренной в вышестоящем бюджете.

Поквартальное распределение бюджетных назначений делается по каждому министерству, ведомству, управлению (отделу) исполнительного комитета местного органа власти, по каждому виду доходов (поступлений) и по каждой сводной смете расходов. Утвержденное поквартальное распределение доходов и расходов бюджета служит основанием для разработки росписи доходов и расходов соответствующего бюджета.

Ответственность за выполнение бюджета возлагается  на денежные органы, которые и разрабатывают  росписи. Роспись доходов и расходов – это основной оперативный план, на базе которого распределяются доходы и расходы бюджета по подразделениям бюджетной классификации – разделам, главам, параграфам и статьям. В ней предусматриваются сроки поступления доходов и расходование бюджетных средств в течение года. Каждый денежный орган составляет такую роспись по соответствующему бюджету после его утверждения, обеспечивая соблюдение нужного баланса на протяжении бюджетного года.

Роспись Государственного бюджета утверждается Министром  денег 
Украины, росписи областных, городских (не считая городов районного подчинения), районных бюджетов – заведующими соответствующих денежных отделов 
(управлений). По городским (районного подчинения), сельским, поселковым бюджетам роспись доходов и расходов раздельно не составляется.

Роспись доходов  и расходов является оперативным  документом для управления исполнением  бюджета. Посредством их денежные органы проверяют выполнение юридическими лицами обязательств перед государством. 
Несвоевременное либо неполное выполнение таковых обязательств является грубым нарушением денежной дисциплины. Платежи и налоги, не внесенные в срок, взыскиваются в принудительном порядке.

Роспись доходов  и расходов (годовая с поквартальным  распределением) составляется на основании  сводных балансов доходов и расходов и сводных смет расходов по разделам, главам, параграфам и статьям бюджетной  классификации. Итоговые данные этих материалов обязаны соответствовать утвержденному годовому бюджету.

Годовая с поквартальным  распределением роспись доходов  и расходов бюджета составляется по каждому основному распорядителю  кредитов в согласовании с подразделениями бюджетной классификации.

Свод расходов, включенных в роспись доходов  и расходов, является документом, удостоверяющим право управляющих министерств, ведомств, управлений исполнительных комитетов местных органов власти на внедрение бюджетных средств  в течение года. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета является документом, на основании которого делается взыскание платежей с конкретных плательщиков и открытие кредитов для финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий по министерствам, управлениям исполнительных комитетов местных органов власти.

2.2. Бюджетные  кредиты и их распорядители.  Бюджетное финансирование

Важнейшим шагом  в выполнении бюджета является открытие бюджетных кредитов. Оно предопределяет направление и обусловливает  эффективность всей последующей работы, связанной с бюджетным финансированием мероприятий, предусмотренных планом социально-экономического развития Украины по подъему экономики народного хозяйства, инвестированию более приоритетных отраслей, обеспечению социальной защиты, улучшению социально-культурного обслуживания населения, увеличению свойства воспроизводства рабочей силы, развитию рынка труда, укреплению обороноспособности страны и осуществлению остальных функций, возлагаемых на правительство.

Планом социально-экономического развития и бюджетом как главным денежным планом предусматриваются конкретные задания по хозяйственному строительству, размещению капитальных вложений, структурной перестройке экономики, содержанию органов управления и др., Каждый из которых имеет самостоятельное значение. Все направления и виды расходования бюджета обеспечиваются необходимыми источниками финансирования, которыми могут быть собственные сродства субъектов хозяйствования, кредиты банков, государственные либо частные инвестиции, бюджетные ассигнования. Определение конкретных источников финансирования (собственные, заемные либо бюджетные) обязано производиться в процессе бюджетного планирования.

принципиальной  особенностью бюджетного процесса является то, что бюджетное планирование постоянно бывает конкретным и адресным и имеет в собственной базе конкретных исполнителей (юридических лиц). Поэтому расходная часть бюджета представляет собой свод бюджетных назначений конкретным министерствам, ведомствам, управлениям (отделам) исполнительных комитетов местных органов власти. Эти назначения носят заглавие бюджетных кредитов. Другими словами, бюджетный кредит – это средства, предоставляемые министерствам, ведомствам, объединениям, отделам исполкомов местных Советов, компаниям и учреждениям в текущем году из бюджета на цели, предусмотренные денежным планом либо сметой. Он имеет строго целевое назначение и предоставляется в зависимости от наличия средств на текущем счете соответствующего бюджета, с учетом реальных потребностей в бюджетных ассигнованиях и освоения ранее отпущенных средств. Открытие бюджетных кредитов финансовыми органами происходит методом перечисления бюджетных ассигнований, принятых на год, на счета основных и нижестоящих распорядителей кредитов.

Главные распорядители  кредитов – руководители министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов, распределяющие бюджетные ассигнования меж нижестоящими распорядителями кредитов. Нижестоящие распорядители кредитов – руководители подчиненных органов и подведомственных компаний, организаций и учреждений.

Главные и нижестоящие  распорядители кредитов наделены различными правами в области использования  кредитов. Главные распорядители  кредитов имеют право расходовать  бюджетные средства на содержание возглавляемого ими учреждения, на централизованные мероприятия, осуществляемые конкретно этим учреждением, а также распределять предоставленные им бюджетные ассигнования меж нижестоящими распорядителями кредитов.

Нижестоящие распорядители  кредитов могут употреблять выделенные им кредиты для нужд собственных (подчиненных им) учреждений и перераспределять кредиты меж руководимыми ими учреждениями. Руководители отдельных компаний, объединений и организаций получают бюджетные кредиты лишь для непосредственного использования.

Открытие кредитов представляет собой документальное оформление фактического права основных распорядителей кредитов расходовать с бюджетных счетов в учреждениях банков средства, выделенные по подходящим бюджетам. Бескредитные расходы могут производиться в особых вариантах, специально оговоренных работающим законодательством Украины.

Каждый бюджетный  кредит имеет строго целевое назначение.

Кредиты предоставляются  распорядителям кредитов не автоматом  под годовой план, а в согласовании с квартальными распределениями, по мере выполнения производственных планов, заданий и при соблюдении заблаговременно оговоренных условий. Обязательным условием открытия кредита является наличие утвержденных денежных планов для хозяйствующих субъектов и смет издержек для бюджетных учреждений.

Бюджетные кредиты  открываются, как правило, на квартал  в пределах предусмотренных денежных ассигнований. Кредиты открывают  раздельно на каждый раздел, характеризующий  ту либо иную ветвь (здравоохранение, просвещение, управление, прокуратура и трибунал и др.).

Открытие кредитов делается по особым формам – расходным  расписаниям.

В практической деятельности имеются три типа расходных  расписаний:

1. Расходное  расписание по финансированию  учреждений, состоящих на бюджете.

2. Расходное  расписание по финансированию  хозяйствующих субъектов.

3. План финансирования (для финансирования капитальных  вложений либо геологоразведочных  работ).

При открытии кредитов бюджетным организациям в расходном  расписании осуществляется распределение  кредитов по параграфам (характеризующим  типы учреждений), а также по неким статьям расходов (заработная плата, стипендии, приобретение медикаментов, приобретение оборудования) в согласовании с бюджетной классификацией.

Для компаний и  хозяйственных организаций кредиты  открываются раздельно расходным расписанием по каждой статье расходов – целевому назначению средств.

Перевод открытых бюджетных кредитов подведомственным учреждениям осуществляется главными распорядителями кредитов по бюджетным  поручениям.

Открытие кредитов делается в серьезном согласовании с планом: годовым бюджетом, утвержденным квартальным распределением бюджета, бюджетной росписью. Меж тем открытие кредитов делается не автоматом, а в меру выполнения плана по расходованию кредитов, с учетом фактической потребности в бюджетных ассигнованиях.

типично, что  открываемые кредиты не могут  превосходить утвержденные суммы бюджетных  назначений. Увеличение кредитов в  каждом случае делается лишь по решению  соответствующих органов власти либо же исходя из бюджетных прав, предоставленных  работающим законодательством Украины денежным органам и основным распорядителям кредитов (перемещение кредитов в определенных размерах из квартала в квартал, или с одного параграфа на другой). Уточнение потребности в кредитах делается с учетом хода выполнения плана по подходящим показателям при наличии бюджетных резервов и неиспользованных кредитов, а также имеющихся возможностей для мобилизации внутренних ресурсов. С учетом этих факторов определяется фактическая потребность в кредитах, которые предстоит открыть их основным распорядителям.

денежные органы имеют право уменьшить по сравнению  с планом размеры открываемых  кредитов в вариантах: неукомплектованности численности работников бюджетных  учреждений по сравнению с утвержденной по штату; невыполнения плана по сети, по контингентам бюджетных учреждений, перевыполнения плана поступления средств родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, наличия в бюджетных учреждениях сверхнормативных запасов материальных ценностей на начало года и др.

Для правильной организации работы по открытию кредитов огромное значение имеют её сроки. Бюджетный период (время совершения процесса выполнения бюджета) установлен в Украине с 1 января по 31 декабря, т.Е. Полностью обхватывает календарный год.

При осуществлении  бюджетного финансирования допускается передвижение кредитов. Оно значит изменение целевого назначения бюджетных средств методом роста ассигнований по одним видам расходов либо распорядителям кредитов за счет уменьшения по иным видам расходов либо распорядителям кредитов. Правом передвигать кредиты наделяются распорядители кредитов в пределах, установленных работающим законодательством Украины.

выполнение бюджета  предугадывает создание резервных  фондов. Эти фонды образуются в  Государственном бюджете и в  бюджетах местных Советов народных депутатов для неотложных расходов по народному хозяйству, социально- культурным и иным мероприятиям, не предусмотренным бюджетом. Размеры этих фондов определяются при утверждении бюджетов. Так, в Государственном бюджете Украины на 1994 г. Размер резервного фонда составлял 0,3%, а на 
1997 г. - 0,9% Всех расходов Государственного бюджета.

При наличии  дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат расходы, включенные в бюджет текущих расходов. Советы народных депутатов, 
Верховный Совет Украины устанавливают предельные размеры дефицита бюджета. 
Если в процессе выполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита либо существенное понижение поступлений доходов бюджета, то может вводиться механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается  в пропорциональном понижении государственных  расходов (на 5, 10, 15 и более процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета  в течение оставшегося времени  текущего года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (расходы на заработную плату, стипендии и т. Д.), Состав которых определяется Верховным Советом Украины.

3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО  КАЗНАЧЕЙСТВА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ  БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

В согласовании с Указом Президента Украины с 1995 г. В Украине начало свою деятельность Государственное казначейство Украины. К настоящему времени сделаны уже 27 областных управлений казначейства (25 областных, а также городов Киева и Севастополя), и структуры казначейства на уровне районов. Архитектура казначейства построена по территориальному принципу, так же Как у местных денежных органов.

В базу деятельности казначейства положен принцип единство кассы бюджета, с переходом от практики выполнения бюджета по ведомственному принципу к выполнению его по территориальному принципу (через систему территориальных органов казначейства). Сбор государственных доходов, финансирование расходов Госбюджета, распределение и перераспределение денежных ресурсов меж уровнями бюджетной системы предполагается выполнить через казначейские счета областей и регионов, открытые в отделениях государственного банка Украины.

Информация о работе Бюджетный процесс в Украине