Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа
Целью данной научной работы является исследование факторинга в системе управления дебиторской задолженностью предприятия.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Изучение теоретических основ факторинга, выявление его преимуществ и недостатков.
Изучение механизма осуществления факторинговых операций на конкретном предприятии.
Анализ эффективности применения факторинга в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью.
Введение……………………………………………………………….……….....3
Глава 1. Теоретические основы факторинга…………………………..…....5
1.1.Дебиторская задолженность как объект управления……………….....5
1.1.2. Понятие, виды и функции факторинга………………..…………...…10
1.2.1. Виды факторинговых сделок ……………………………………….…10
1.2.2. Функции факторинга ………………………………………………….12
1.3. Преимущества и недостатки факторинга……………….……………..16
1.3.1. Преимущества……………………………………………………………16
1.3.2. Недостатки ……………………………………………………………….18
Глава2.Применение факторинга для управления
дебиторской задолженностью в ООО «N»……………………………..20
2.1.Механизм применения факторинга в ООО «N,.»…………………..20
2.2.Анализ влияния факторинга на динамику и уровень
дебиторской задолженности…………………………..………………………24
2.3.Анализ влияния факторинга на финансовые
показатели деятельности предприятия…………………………………..…33
Заключение……………………………………………………………….……..37
В свою очередь, показатель d2 х Кодзпр увеличился на 0,3440 или на 1930,96% в том числе:
-увеличился на 2439% за счёт изменения d2;
-уменьшился на 508% за счёт изменения Кодзпр.
Таким образом, средняя оборачиваемость
изменилась в большей степени
за счёт увеличения доли прочих клиентов
в структуре дебиторской
По факторинговым клиентам удалось сократить период оборота на 25,77 дней, а по прочим клиентам он увеличился на 8,48 дней. Для более эффективного управления следует сокращать период обращения и по прочим клиентам путём ведения кредитной политики или передачи их на факторинговое обслуживание.
Помимо динамики и показателей
оборачиваемости дебиторской
Безнадёжных долгов в составе дебиторской задолженности нет.
В 2007 году в числе действующих клиентов компании было 8 контрагентов: ООО «Автомасла и оборудование», ООО «Межтрансавто», МСС, ООО «Строй Девелопмент», ЗАО «Пальмира», ООО «Темп СК», ЗАО «Теплотрансресурс» и ООО «Фортуна». С января 2008 у ООО «Ратис» появилось 28 новых контрагентов. Т.е. за 2008 год прирост клиентской базы составил 350%. Отчасти это связано и с применением факторинга, т.к. организация направляла полученные ресурсы на финансирование отгрузок по новым клиентам. Рост средней дебиторской задолженности по прочим клиентам составил 1924% в апреле-ноябре по сравнению с январём-мартом и должен стать объектом управления и оптимизации. Следует рассмотреть возможность перевода новых клиентов на факторинговое обслуживание.
По данным бухгалтерской отчётности составим таблицу 2.11. Для обеспечения сопоставимости данных выручку и прибыль возьмём не накопленным итогом, а за квартал:
Таблица 2.11 Динамика основных финансовых показателей ООО «(N)Ратис» за 2008 год
Показатель |
01.01.2008 |
01.04.2008 |
01.07.2008 |
01.10.2008 |
изменение по сравнению с 01.04.2008, в % |
валюта баланса |
6026 |
9555 |
8335 |
7610 |
20,3558346 |
Выручка |
9709 |
16980 |
16485 |
17437 |
2,691401649 |
валовая прибыль |
1070 |
1601 |
2030 |
2484 |
55,15302936 |
чистая прибыль |
612 |
574 |
318 |
272 |
-52,6132404 |
Таким образом, с апреля 2008 по октябрь 2008 (т.е. за период использования факторинга) валюта баланса уменьшилась на 20,35% за счёт уменьшения суммы дебиторской задолженности на 52,8% благодаря эффективному управлению ею. Следует отметить, что несмотря на общее уменьшение валюты баланса, значительно увеличились внеоборотные активы, увеличилась доля запасов и денежных средств в структуре оборотных активов. Однако уменьшение валюты баланса говорит о частичном изъятии финансовых ресурсов из оборота предприятия.
Увеличение выручки в 3-м квартале относительно второго и первого- незначительно (3%), однако увеличение валовой прибыли составило 55%, что говорит о повышении рентабельности продаж и эффективности сделок. Рентабельность продаж за 3 квартал составила 14,24%, а за первый квартал -9,4%. Таким образом, она увеличилась на 51%. При этом, рост условно-постоянных расходов замедляет темп роста чистой прибыли.
Средняя рентабельность продаж с 01.01.2008
по 01.10.2008 составила 11,75%. Сумма финансирования
по факторингу за тот же период по статистике
банка составила 20061238 рублей. Полученные
ресурсы были направлены на закупку
товара и увеличение отгрузок. Таким образом,
за счёт вложения средств предприятию
удалось получить с 01.04.2008 по 01.10.2008 20061238/0,8825=22732281
руб нетто-выручки по отгрузке, что составило
44,65% нетто-выручки по отгрузке за 9 месяцев
2008 года. Валовая прибыль от использования
финансовых ресурсов составила:22732281-20061238=
Для оценки эффективности факторинга
как инструмента финансирования
целесообразно сопоставить
Зф=50 х 68 + (0,103% + 0,413%) х 341835 х 68 + 0,041% х 40 х 341835 х 68 х 0,89=3400 + 119943,06 + 339280,8=462623,86 рублей.
Эф=2671043/462623,86=5,77.
Таким образом, каждый рубль затрат по факторингу принёс организации 5,77 рублей валового дохода. Данный показатель эффективности целесообразно сравнить с аналогичными показателями по альтернативным формам финансирования.
Как было отмечено ранее, применение факторинга целесообразно, когда у предприятия есть возможность использовать финансовые ресурсы с рентабельностью выше, чем ставка затрат по факторингу и когда потери от инфляции могут превысить расходы по факторингу. Рассчитаем финансовый результат каждой поставки с учётом использования факторинга и без него. Исходные данные: сумма поставки 100000 рублей, отсрочка 30 календарных дней, инфляция- 1% в месяц (12% в год), средний процент за финансирование по факторингу 20,06% годовых или 1,67% в месяц, средняя рентабельность продаж - 11,75%, отношение валовой прибыли к себестоимости – 13,6%, размер финансирования - 89%.
Таблица 2.12 Расчёт финансового результата с учётом использования факторинга и без него.
Показатель |
без факторинга |
с факторингом |
индекс цен |
1,01 |
1,01 |
Коэффициент дисконтирования |
0,99 |
0,99 |
потери от инфляции |
100000*0,01=1000 |
(11000-1671,67)*0,01=93,28 |
оплата процентов |
0 |
1671,67 |
финансовый результат от сделки через 30 дней без учета доп дохода от факторинга |
11632,5 |
9985,05 |
дополнительный доход |
89000*0,136=12104 | |
итого финансовый результат |
11632,5 |
12104+9985,05=22089,05 |
Согласно Таблице 2.12 дополнительный доход по факторингу (12104) превышает сумму процентов (1671,67). Применение факторинга было бы не эффективным, если рентабельность продаж ООО «Ратис» составляла менее 1,8%. Ежемесячная ставка по факторингу (1,67%) превышает ставку инфляции (1%) и если бы компания не получала дополнительный доход за счёт финансирования по факторингу, его использование было бы не целесообразно. Таким образом, применение факторинга на предприятии ООО «Ратис» является эффективным и экономически обоснованным.
Заключение
Процесс исследования факторинга в системе управления дебиторской задолженности был осуществлён по следующим этапам:
По итогам проведённого исследования сформулированы следующие выводы:
Список использованной литературы
1. Алексеева А.И., Васильев Ю.В. «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» - М.: «Кнорус», 2007 г.
2. Бланк И.А. «Финансовый менеджмент: учебный курс» - Киев: Издательство «Ника-Центр», 2007 г.
3. Брунгильд С.Г. «Управление дебиторской задолженностью» - М.: «АСТ:Астрель», 2007 г.
4. Гасников К.Д. «Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг) по праву России и Англии» - М.: «Юристъ», 2005 г.
5. Дж.К.Ван Хорн «Основы управления финансами» - М.: «Финансы и Статистика», 2003 г.
6. Ковалёв В.В. «Финансовый менеджмент: теория и практика» - «Проспект» 2007 г.
7. Ефимова О. В. «Финансовый анализ» – М.: «Бухгалтерский учет», 2002 г.
8. Колчина Н.В. «Финансы организаций» - М.: «Юнити», 2006 г.
9. Лаврушин О.И. «Банковские операции» - М.: «Кнорус», 2007 г.
10. Лефель А.О. «Факторинг как инструмент финансирования оборотных средств предприятия» : диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук, М: МГУ, 2006 г.
11. Новоселова Л.А., «Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг» – М.: «Статус», 2004 г.
12. Покаместов И.Е. «Эффективная организация факторингового бизнеса»: диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук – М.:МЭСИ, 2007 г.
13. Родионова Л.Н., Кондратьева Н.В. «Управление оборотными средствами предприятия: учебное пособие» - Уфа: УГНТУ, 2004.
14. Савицкая Г.В. «Экономический анализ» - М.: ООО «Новое знание», 2005 г.
15. Стоянова Е.С. «Финансовый менеджмент: теория и практика» – М: Издательство «Перспектива», 2008 г.
16. Фомин П.А, Хохлов В.В. «Оценка эффективности использования финансов рыночной экономики» - М.: «Высшая школа», 2002 г.
17. Шохин Е.И. «Финансовый менеджмент : учебное пособие» - М.: ИД ФБК-Пресс, 2002 г.
18. Бабичев С. Н. «Схемы разные нужны…»//Журнал «Управление Компанией» №11, 2006 г.
19. Бабичев С.Н. «Финансирование торговых операций. Реверсивный факторинг» // «Финансовый директор» №7-8, 2004 г.
20. Вахрушина Н. «Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности» // «Управление продажами» №2, 2006 г.
21. Логвинов М.В. «В поисках идеального фактора» // «Компания» № 8, 2007 г.
22. Ореховский П. «Повышение эффективности функционирования предприятия» // «Общество и экономика» №12, 2005 г.
23. Покаместов И.Е. «Факторинг – комплексное решение для роста Вашего бизнеса» // «Финансовый менеджмент» №2, 2001 г.
24. Приходько А.А. «Об истории развития факторинговых отношений» // «Банковское право» № 3, 2005 г.
25. Смачило В., Дубровская Е. «Управление дебиторской задолженностью» // Журнал «Финансовый директор» № 5, 2007г.
26. www.glavbukh.ru.
27. www.economy.gov.ru.
28. www.elitarium.ru.
29. www.factoringpro.ru.
30. www.finansy.ru
31. www.raexpert.ru.
32. данные (финансовые отчеты и факторы влияния факторинга на развитие дебиторской задолженности) предоставленные ООО «Ратис» (N)
Информация о работе Факторинг в системе управления дебиторской задолженности предприятия