Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:26, курсовая работа

Описание

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика
1.2 Сочетание бюджетной (фискальной) политики, с денежной и налоговой
2 Анализ фискальной политики РК в период с 2007 по 2010 гг.
2.1 Социально-экономическое положение РК. Цели и задачи среднесрочной фискальной политики
2.2 Политика доходов и расходов РК
3 Параметры фискальной политики до 2013 года
3.1 Налоговая политика и прогноз поступлений
3.2 Бюджетная политика и прогноз расходов
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

фискальная политика.doc

— 273.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение

1  Теоретические основы фискальной политики

1.1  Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

1.2  Сочетание бюджетной (фискальной) политики, с денежной и  налоговой

2  Анализ фискальной политики РК в период с 2007 по 2010 гг.

2.1  Социально-экономическое положение РК. Цели и задачи среднесрочной фискальной политики

2.2  Политика доходов и расходов РК

3  Параметры фискальной политики до 2013 года

3.1   Налоговая политика и прогноз поступлений

3.2  Бюджетная политика и прогноз расходов

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика  республики переживает далеко не самые  лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.

Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в  экономической науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Конкретными инструментами  проведения государственной экономической политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Актуальность: Казахстанская экономика переживает трудности – остановился рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается собираемость налогов и других государственных сборов и платежей, растут расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.

Цель курсовой работы: исследовать сущность фискальной политики, найти пути совершенствования налоговой  политики РК.

В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Исследовать сущность, типы, цели фискальной политики;
  2. Проанализировать фискальную политику Казахстана за 2007–2010 годы;
  3. Наметить пути совершенствования фискальной политики в РК.

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы фискальной политики

 

 1.1  Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

 

Бюджет, его  формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической  науки, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Траектория  движения экономики зависит от устремлений  и воли своих главных действующих  субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах.

Самыми обширными  возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства  в: широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.

Правительство проводит определенную линию действий для реализации избранной социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.

Конкретными инструментами  проведения государственной экономической  политики выступают прежде всего  такие фискальные рычаги воздействия,       инструменты       фискальной       политики,      как      налоги,

государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Наряду с  фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный»       (от лат. fiscus - государственная казна  и   fiscalis  - относящийся к казне).                              

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Налоги и  государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

 


 


 


 

 

 

 

 

Рисунок 1- Цели фискальной политики

 

Фискальная  политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов. 
 Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:

-затраты на  расширенное воспроизводство;    

-непроизводительные  расходы государства;     

-развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;  

-проведение структурной политики;       

-содержание  военно-промышленного комплекса  и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса.

Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных методов, содействующих  накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.   В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов экономическая наука различает два типа фискальной политики государства:

  • дискреционную;
  • недискреционную.


 

 


 


 

 

 



 

 

 

 

 


 



 

 

 

 

 

 

Рисунок 2- Типы фискальной политики

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую  экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Под дискреционной  фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Выделяют два  вида дискреционной политики:

-стимулирующую, 

-рестриктивную.  
 Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

Сдерживающая  бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Имеет своей  целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов  или комбинирование этих мер.

В краткосрочной  перспективе эти меры позволяют  снизить инфляцию спроса ценой роста  безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить  основой для спада совокупного  предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

Второй вид  фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности  дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми  хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого  дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

 

1.2 Сочетание бюджетной (фискальной) политики, с денежной и  налоговой

 

Сочетание денежной политики и фискальной используется тогда, когда предложение денег растет для того, чтобы предотвратить возрастание ставки процента. Центральный банк печатает деньги для покупки ценных бумаг, а затем правительство покрывает с их помощью свои бюджетный дефицит. Когда происходит такое приспособление, то кривые IS и LM сдвигаются вправо.

Информация о работе Фискальная политика