Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:26, курсовая работа
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Введение
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика
1.2 Сочетание бюджетной (фискальной) политики, с денежной и налоговой
2 Анализ фискальной политики РК в период с 2007 по 2010 гг.
2.1 Социально-экономическое положение РК. Цели и задачи среднесрочной фискальной политики
2.2 Политика доходов и расходов РК
3 Параметры фискальной политики до 2013 года
3.1 Налоговая политика и прогноз поступлений
3.2 Бюджетная политика и прогноз расходов
Заключение
Список использованных источников
Рисунок 3- Денежное приспособление фискальной политики
Фискальная экспансия сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает равновесие из точки Е в точку Е". При высоком уровне дохода растет спрос на деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM до LM ' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0 и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежная фискальная политика может быть использована для расширения совокупного спроса и увеличения национального продукта.
Итак, при растущем предложении денег наблюдается сдвиг кривой LM вниз вправо, снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой стороны, можно использовать экспансионистскую фискальную политику, сдвигающую кривую IS вверх вправо. Альтернатива между денежной и фискальной политикой как инструментами стабилизационной политики - это сложный вопрос.
Важно рассмотреть, как они влияют на рост совокупного спроса. В этом отношении существует отчетливое различие между денежной и фискальной политикой. Денежная политика оказывает воздействие при стимулировании процентно зависящих компонентов совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов. Убедительное доказательство этому - быстрый и сильный эффект влияния денежной политики на жилищное строительство.
Фискальная политика, напротив, оказывает воздействие через покупку государством товаров и услуг или через изменение налогов и трансфертов (под госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение).
Налоговая политика
- часть фискальной экономической
политики,
проявляющаяся в установлении видов налогов,
объектов налогообложения,
налоговых ставок, условий взимания налогов,
налоговых льгот. Все эти параметры государство
регулирует таким образом, чтобы поступление
денежных средств за счет уплаты налогов
обеспечивало финансирование государственного
бюджета. Но при этом приходится встречаться
с главным
противоречием налоговой и всей фискальной
политики.
Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная
с некоторого предела,
желание и возможность платить налоги
и, что гораздо важнее, тем больше
ущерб, наносимый производству, созданию
налогооблагаемого продукта,
взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают
само налоговое дерево,
которое их питает. Так что в основу государственной
налоговой политики
должны быть положены не высокие, а рациональные
налоговые ставки.
Другое дело, что государство успевает
связать себя такими бюджетными
обязательствами расходов, что вынуждено
искать спасения в налоговых
поборах для обеспечения расходов бюджета.
Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики. Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.
2 Анализ фискальной политики РК в период с 2007 по 2010 гг.
2.1 Социально-экономическое положение РК. Цели и задачи среднесрочной фискальной политики
Фискальная политика Правительства Республики Казахстан в 2005–2007 годах была направлена на обеспечение устойчивого роста экономики, главными факторами которого должны стать эффективность проводимых в стране реформ, рост производительности труда, инноваций и человеческого капитала.
Правительством целенаправленно проводится политика, направленная на стимулирование развития несырьевых отраслей экономики и на постепенное снижение зависимости роста экономики и поступлений в бюджет от сырьевого сектора экономики в целом.
Начиная с 2005 года
наблюдались высокие темпы
В среднесрочной перспективе экономическая политика страны будет направлена на обеспечение качественного, сбалансированного роста экономики путем перехода от форсированного роста к умеренным темпам развития, позволяющим обеспечить выполнение стратегических задач.
Среднегодовой реальный прирост ВВП в 2008–2010 годах составит 5,6% в среднем за год, что позволит обеспечить выполнение задачи по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году.
ВВП на душу населения к 2010 году, по прогнозу, составит свыше 10 тыс. долларов США, что в два раза превышает уровень 2006 года. Мировая цена на нефть в планируемом периоде прогнозируется в пределах 95–60 долл. США за баррель. Предполагается увеличение объемов добычи нефти и газового конденсата с 67,5 млн. тонн в 2007 году до 81,3 млн. тонн в 2010 году.
В 2005–2006 годах уровень инфляции удерживался в запланированных пределах. Среднегодовой уровень инфляции в 2005 году составил 7,6%, в 2006 году – 8,6%. На инфляционные процессы оказывали влияние значительный приток иностранной валюты в виде экспортной выручки и внешнего заимствования частного сектора.
В среднесрочном периоде Правительством Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан продолжится реализация комплексной антиинфляционной политики, направленной на сдерживание инфляции на уровне, не превышающем 10%.
Основной целью фискальной политики в среднесрочном периоде является обеспечение стабильности национальной экономики, содействие устойчивому экономическому росту страны, путем укрепления и модернизации институциональной основы государственного управления, расширяющей финансовые возможности государства за счет повышения эффективности расходов, а не увеличения их уровня.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих основных задач:
3. Устойчивое
повышение
4. Совершенствование стратегического планирования в государственных органах, с усилением ответственности за достижение конкретного результата и рассмотрение промежуточных (по итогам года) результатов и результатов по истечению среднесрочного периода;
5. Снижение уровня ненаблюдаемой экономики по всем ее составляющим путем устранения экономических условий, порождающих и стимулирующих скрытую и неформальную деятельность, пресечения «теневых» видов деятельности правовыми механизмами;
6. Обеспечение макроэкономической стабильности, недопущение резкого падения темпов роста экономики и усугубления кризиса финансовой системы.
2.2 Политика доходов и расходов РК
Политика доходов в 2008–2010 году будет направлена на продолжение стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике.
Казахстанская система налогообложения доходов малого и среднего бизнеса представлена в виде упрощенной системы, характеризующейся не только низкой ставкой налогообложения, но и значительно упрощенной отчетностью.
С 1 января 2006 года произведено расширение сферы применения специального налогового режима (СНР) для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, путем увеличения предельной численности наемных работников и предельного дохода.
Учитывая положительный опыт осуществления деятельности субъектами малого бизнеса в условиях действия упрощенного налогового режима, с 1 января 2007 года снизились ставки налога в СНР на основе патента с 3% до 2%, в СНР на основе упрощенной декларации вместо разделительной прогрессивной шкалы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со ставками от 3% до 5% и от 3% до 7% установлена соответственно единая ставка на уровне 3%. Эта мера оказывает поддержку инициативной части населения, стремящейся реализовать свои предпринимательские способности и идеи.
В 2007 году ставка налога на добавленную стоимость снижена с 2008 года до 13 процентов, и с 2009 года будет снижена до 12 процентов. Данная мера позволила предприятиям высвободить средства из оборота, которые были направлены на модернизацию производства, на его расширение и развитие.
С 2007 года введена плоская
шкала индивидуального
При этом из облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя. Основным эффектом введения данной нормы стало повышение мотивации людей к повышению собственного материального благополучия.
В целях создания условий
для высокотехнологичных и
Основные направления налоговой политики на 2008–2010 годы будут ориентированы на решение задач фискальной политики с учетом необходимости укрепления социально-значимых функций налогов как справедливого и оправданного инструмента, стимулирующего развитие необходимых направлений экономики и обеспечивающего полное выполнение государственных функций, которые заключаются в следующем: создание конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны;
приведение налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа
развития Казахстана, которая должна способствовать модернизации и диверсификации экономики;
оптимизация льгот и соответственно снижение налоговой нагрузки на
несырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами (в целях снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики предлагается последовательно, в течение трех лет вдвое против действующей уменьшить ставку корпоративного подоходного налога);
приведение налога на добавленную стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой;
в рамках реформирования социального налога предлагается установить плоскую шкалу со ставкой 11%;
реформирование
системы налогообложения
упрощение процедур администрирования, повышение качества налоговых услуг и прозрачности налоговых процедур, сокращение количества налоговой отчетности, упорядочение налоговых проверок.
Вышеуказанные задачи будут решаться в рамках разрабатываемого нового Налогового кодекса, что должно оказать влияние на создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование развития бизнеса в несырьевом секторе экономики в условиях усиления международной конкуренции и свободного перетока капитала между странами, развитие конкуренции, увеличение ВВП, доходной части бюджета и роста экономической активности населения.
Условные потери по налогу на добавленную стоимость в 2008 году в результате снижения ставки с 14 до 13 процентов составят 57,7 млрд. тенге, в 2009 году со снижением ставки с 13 до 12 процентов – 78,0 млрд. тенге.
По корпоративному подоходному налогу в 2009 году условные потери в результате снижения ставки с 30% до 20% составят 348,7 млрд. тенге, в 2010 году со снижением ставки с 20% до 17,5% – 78,1 млрд. тенге.
В прогнозах нефтяных доходов учтены дополнительные поступления индивидуального подоходного и социального налогов за счет повышения заработной платы в 2009–2010 годах ежегодно на 25% работникам системы государственного управления и государственных учреждений и уменьшение поступления социального налога в местные бюджеты в 2009–2010 годы за счет отчислений в Государственный фонд социального страхования в 2009 году – 4%, в 2010 году – 5%, вместо установленного отчисления в 2007 году 3%.
Прогноз доходов нефтяного сектора на 2008–2010 годы определен