Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:26, курсовая работа
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Введение
1 Теоретические основы фискальной политики
1.1 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика
1.2 Сочетание бюджетной (фискальной) политики, с денежной и налоговой
2 Анализ фискальной политики РК в период с 2007 по 2010 гг.
2.1 Социально-экономическое положение РК. Цели и задачи среднесрочной фискальной политики
2.2 Политика доходов и расходов РК
3 Параметры фискальной политики до 2013 года
3.1 Налоговая политика и прогноз поступлений
3.2 Бюджетная политика и прогноз расходов
Заключение
Список использованных источников
исходя из условий Концепции формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, с учетом внесенных в бюджетное законодательство изменений, направленных на осуществление четкого разграничения нефтяных и нефтяных доходов.
В 2008 году поступления в Национальный фонд (за исключением инвестиционного дохода) прогнозируются на уровне 9,8% к ВВП, в 2009 году – 7,2% к ВВП и в 2010 году – 6,5% к ВВП.
Уменьшение связано со снижением мировой цены на нефть со 105 долларов США за баррель в 2008 году до 60 долларов США за баррель в 2009–2010 годах. Прогнозируемые темпы роста ВВП превышают темпы роста доходов нефтяного сектора, несмотря на прогноз их увеличения в абсолютном выражении.
В 2008 и 2009 годах по поручению Главы государства для финансового обеспечения первоочередных мер Программы стабилизации экономики и финансовой системы будет выделено в виде целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан десять миллиардов долларов США.
Привлечение целевого трансферта в таком объеме окажет влияние на
снижение общего объема накоплений фонда в долях от ВВП с 21,3% в 2007 году до 16,3% к ВВП в 2010 году.
Проводимая
в среднесрочном периоде
Расходы, обеспечивающие рост человеческого капитала – образование, здравоохранение, социальная защита населения, развитие культурного потенциала республики, стабилизация и улучшение качества окружающей среды, обеспечение населения качественным водоснабжением, дальнейшее развитие жилищной политики;
Расходы, стимулирующие дальнейшую диверсификацию экономики – развитие инфраструктуры, аграрного и индустриального секторов, инноваций.
Бюджетная политика в сфере образования, строящаяся на том, что более образованное население связано с более высокими темпами экономического роста и сильной системой управления в данной области, будет реализовываться в соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года №1459.
Основной упор в среднесрочном периоде будет сделан на обеспечение экономики высокопрофессиональными специалистами технической направленности, путем проведения следующих мероприятий:
Принятие Государственной программы развития технического профессионального образования в Республике Казахстан, которая позволит гармонизировать образовательные программы технического и профессионального образования с программами высшего образования; создание межрегиональных центров по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда в обрабатывающей отрасли и машиностроении;
выработка мер по привлечению работодателей и инвесторов к созданию и укреплению учебно-производственной базы учебных заведений профессионального образования, развитию государственно-частного партнерства в подготовке востребованных в приоритетных отраслях кадров; изменение структуры государственного заказа с акцентом на технические специальности;
Кроме того, в сфере высшего образования будет продолжена работа по трансформации высшего и послевузовского профессионального образования в трехступенчатую модель: бакалавриат – магистратура – докторантура, внедрению новых принципов формирования государственного образовательного заказа с обязательным внедрением дифференциации государственных образовательных грантов в зависимости от специальности и статуса вуза.
С 2008 года будет проведена работа по международной аккредитации отдельных образовательных программ высших учебных заведений. В вузы республики будут привлекаться зарубежные преподаватели и консультанты, а одаренные граждане Казахстана и в дальнейшем смогут обучаться в лучших вузах мира в рамках международной стипендии Республики Казахстан «Болашак».
Основной целью бюджетной политики в социальной сфере будет являться закрепление итогов реализации Программы дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005–2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2004 года №1241, а именно по созданию трехуровневой системы социального обеспечения, приближению системы государственных социальных стандартов к международным, развитию социального страхования основных социальных рисков.
Одной из задач в социальной сфере является расширение охвата населения накопительной пенсионной системой и обязательным социальным страхованием.
Система пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов будет совершенствоваться путем разработки механизма гарантий государства по сохранению пенсионных накоплений и их достаточности при наступлении старости и других мероприятий.
Размеры пенсионных выплат будут повышаться, и в течение двух среднесрочных периодов данный рост составит более 2,5 раза по сравнению с 2007 годом, при этом ограничение учитываемое для исчисления пенсий с 2008 года поднято с 15-кратного до 25-кратного МРП.
Государственная политика в аграрном секторе будет направлена на устойчивое развитие агропромышленного комплекса на 2008–2010 годы и совершенствование механизмов государственной поддержки сельского хозяйства.
Расходы государственного бюджета в области развития агропромышленного комплекса на 2008–2010 годы будут определяться с учетом необходимости обеспечения адекватных условий сельского хозяйства при вступлении Республики Казахстан в ВТО.
3 Параметры фискальной политики до 2013 года
3.1 Налоговая политика и прогноз поступлений
В соответствии
с Посланием Главы государства
народу Казахстана
от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния
граждан Казахстана – главная цель государственной политики», а также в целях
реализации Стратегии индустриально-инновационного
развития Республики Казахстан на 2003 –
2015 годы для создания конкурентной налоговой
системы, которая позволит усилить конкурентоспособность
страны, модернизацию и диверсификацию
экономики, обеспечения устойчивого экономического
роста, стимулирования конкурентоспособности
бизнеса, выхода бизнеса из «тени» и дальнейшего
совершенствования налогового администрирования
основными направлениями налоговой политики
станут:
создание конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны;
приведение
налоговой системы в
оптимизация льгот и соответственно снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами;
приведение налога на добавленную стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой;
унифицирование ставок акцизов на импорт и на внутреннее производство;
реформирование
системы налогообложения
упрощение процедур администрирования, повышение качества налоговых услуг и прозрачности налоговых процедур, сокращение количества налоговой отчетности, упорядочение налоговых проверок.
Решение вышеуказанных задач по совершенствованию налогового законодательства должно оказать влияние на создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование развития бизнеса в несырьевом секторе экономики в условиях усиления международной конкуренции и наличия свободного перетока капитала между странами, развитие конкуренции, увеличение ВВП, доходной части бюджета и роста экономической активности населения.
Прогноз поступлений доходов
Доходы государственного бюджета на 2009 – 2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений нового Налогового кодекса, предусматривающего снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики. В расчетах доходов учитывалось повышение заработной платы работникам госуправления и госучреждений в 2009 году и в 2010 году на 25 %, в 2011 году на 30 % и снижение поступлений социального налога в результате увеличения отчислений в Государственный фонд социального страхования с 3 % до 4 % в 2009 году и до 5 % в 2010 году и увеличения минимальной заработной платы в 2009 – 2013 годах.
Таблица 1- Доходы государственного бюджета в % к ВВП
Наименование показателей |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год
|
Доходы |
16,7 |
16,2 |
16,1 |
16,0 |
15,8 |
налоговые поступления |
16,1 |
15,6 |
15,6 |
15,5 |
15,3 |
неналоговые поступления |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
поступления от продажи основного капитала |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Прогноз объемов поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд, на 2009 – 2013 годы составлен на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений за предыдущие годы, анализа текущей ситуации. В 2009 году поступления прямых налогов в Национальный фонд прогнозируются на уровне – 8,1 % к ВВП, в 2010 году – 7,0 %, в 2011 году – 6,0 %, в 2012 году – 5,4 %, в 2013 году- 4,7 %.
Рисунок 6- Прогноз поступлений прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2009 – 2013 годы
В результате реформирования
системы налогообложения
3.2 Бюджетная политика и прогноз расходов
Реформа бюджетной
системы, связанная с переходом
на методы бюджетирования, ориентированные
на результаты, начатая в предыдущем
периоде будет продолжена и реализована
в рамках трехлетнего бюджета, который
станет базой новой системы
В рамках реализации Концепции по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2007 года № 1297, будет создана правовая основа для принципиально новой организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы, повышения самостоятельности и ответственности государственных органов и, в конечном счете - повышения эффективности и прозрачности управления бюджетными средствами.
Разработанный Бюджетный Кодекс в новой редакции, отражает проводимую и планируемую к проведению работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета, что позволит обеспечить:
внедрение системы государственного планирования и бюджетирования, ориентированного на результаты, на всех уровнях бюджетной системы;
внедрение трехлетнего бюджетного планирования;
установление прозрачности и подконтрольности обществу деятельности государственных органов и использования ими бюджетных средств;
переориентацию деятельности государственных органов от освоения бюджетных средств на достижение конкретных результатов.
В среднесрочном периоде с учетом новых подходов в бюджетном планировании будет проводиться умеренная политика государственных расходов, предусматривающая не ограничение, а рост расходов бюджета оказывающих стимулирующее воздействие на экономику в целом.
Политика расходов в предстоящем периоде будет определяться с учетом ряда ограничений:
обеспечение сбалансированности расходов бюджета;
планирование заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета в размерах обеспечивающих внутренний рынок достаточным уровнем долговых инструментов;
первостепенной роли приоритетных направлений социально-экономического развития страны.
Объем расходов государственного бюджета по отношению к ВВП остается стабильным и составляет в среднем 23 %.
Инвестиционная политика в 2009 – 2013 годах будет осуществляться в рамках четких приоритетов с учетом переориентации на наиболее значимые в социально-экономическом плане направления.
Поддержание планируемого уровня расходов будет обеспечиваться через регулирование размера гарантированного трансферта из Национального фонда и дефицита бюджета.
В 2009 – 2013 годах для финансирования бюджетных программ развития из Национального фонда в бюджет будет направлен гарантированный трансферт, объемы которого на предстоящий трехлетний период будут утверждены законом о республиканском бюджете на 2009 – 2011 годы. Прогноз объемов гарантированного трансферта на 2009 – 2013 год определен в соответствии с базовым сценарием макроэкономического развития страны и прогноза государственных расходов по программам развития.
Рисунок 7- Расходы
государственного бюджета в процентах к ВВП
и их номинальный рост в 2009 – 2013 годах
Таблица 2- Объемы гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет в 2009 – 2013 годах