Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 09:16, реферат
Итак, неудовлетворенность чаще возникает в случае рассогласования реальных ожиданий и ситуации . Но понятие «реальность» по отношению к ожиданию является исключительно субъективным! Т.е. мы сами определяем ожидание как реальное.
Эта закономерность имеет большое значение, т.к. в качестве субъективного «реального ожидания» иногда выступают завышенные ожидания, близкие к идеальным.
Почему это происходит? Среди причин завышения ожидания выделяют две группы: объективные причины и субъективные причины.
Основные объективные причины (не зависящих от конкретного клиента) завышения ожиданий:
«Спираль ожиданий и восприятии». В основе этой закономерности лежит процесс адаптации, а суть ее в следующем: если достигнутый уровень обслуживания стал уже общим стандартом, запросы клиентов возрастают. Другими словами: реальный уровень ожиданий становится минимальным, идеальный – реальным, и формируется новый идеальный уровень.
АГРЕССИЯ
Психологические причины и следствия неудовлетворенности ожидания
Итак, неудовлетворенность чаще возникает в случае рассогласования реальных ожиданий и ситуации . Но понятие «реальность» по отношению к ожиданию является исключительно субъективным! Т.е. мы сами определяем ожидание как реальное.
Эта закономерность имеет большое значение, т.к. в качестве субъективного «реального ожидания» иногда выступают завышенные ожидания, близкие к идеальным.
Почему это происходит? Среди причин завышения ожидания выделяют две группы: объективные причины и субъективные причины.
Основные объективные причины (не зависящих от конкретного клиента) завышения ожиданий:
Субъективные причины завышения ожиданий более разнообразны. Основные из них следующие:
Почему
возможны субъективные причины завышения
ожиданий? Прежде всего потому, что
человек стремится к
РЕЗЮМЕ: в процессе взаимодействия с клиентом, имеющим завышенные ожидания, необходимо скорректировать их до уровня реальности, либо отказать в услуге. В случае обоснованного отказа вы в меньшей степени рискуете спровоцировать неудовлетворенность.
Психологические следствия неудовлетворенности ожидания
Клиент оказался неудовлетворен взаимодействием с работником КЗ.
Что происходит с клиентом когда он неудовлетворен? Ответ на этот вопрос поможет нам, во-первых, спрогнозировать поведение клиента в таких неприятных ситуациях. Во-вторых, найти методы управления его поведением.
Итак, что происходит с клиентом, когда его ожидания не удовлетворяются? Почему недовольные клиенты более активны, чем довольные? Попробуем ответить на эти вопросы.
В соответствии с «Теорией обмена», разработанной Дж.Тибо и Гарольд Келли (The social psychology of groups, 1959), в основе которой модель «экономического человека», т. е. представление о человеке как о существе, стремящемуся к максимальной выгоде с минимальными затратами, межличностные отношения регулируются выгодами, которые получают от взаимодействия его участники, и сравнениями этих выгод с потерями. В психологии принятия решений эти феномены чаще называются Преимущества и Риски. (На основании этой концепции был сформулирован т.н. SWOT-метод).
Неудовлетворенность ожидания всегда воспринимается клиентом как превышение потерь (затраченных ресурсов) над полученными выгодами. Другими словами, возникает «дефицит ресурса», и клиент стремится компенсировать его. Это стремление к компенсации и лежит в основе формирования внутриличностного конфликта.
Внутриличностный конфликт – это конфликт между Эго-состояниями личности клиента.
Детское
Эго-состояние реагирует
В это время Родительское Я блокирует это поведение, как не соответствующее социальным нормам и выполняемой роли.
Именно
между Детским и Родительским
Эго-состояниями и
Взрослое эго-состояние выступает в нем в роли арбитра. Его задача – найти такую форму поведения, в результате которой Дитя получит сатисфакцию, но в рамках социальных норм.
Внутриличностный конфликт порождает другое эмоциональное состояние, выделенное В.Вундом – напряжение.
Победа Ребенка в этой ситуации приводит к скандалу (деструктивному конфликту). Целью этого поведения является не столько достижение ожидания, сколько канализация негативных эмоций и достижения эмоции разрядки (катарсиса).
Победа
Взрослого, как правило, проявляется
в написании рекламаций и жалоб.
Другими словами –
Победа Родителя в этом конфликте выражается отказом от услуги (товара) с чувством глубокого неудовлетворения ситуацией. Напряжение в этом случае не получает своего разрешения и сохраняется.
Безусловно,
наиболее опасна победа Родителя. Именно
в силу сохранения некомпенсированной
неудовлетворенности, «Родитель» как
заряженный и взведенный пистолет,
оказывается в массе
В маркетинге есть правило: удовлетворенный клиент расскажет о фирме трем потенциальным клиентам, а неудовлетворенный – как минимум десяти!
Из вышесказанного следует простой вывод – ВСЕГДА САМИ ПРОВОЦИРУЙТЕ КРИТИКУ В СВОЙ АДРЕС!
Это необходимо делать по двум причинам:
Во-первых, если у клиента есть неудовлетворенность, то, отвечая на эти вопросы, он сможет ее компенсировать. В крайнем случае, если неудовлетворен, но соврал, клиент «самоблокируется» для дальнейшей критики фирмы.
Во-вторых, полученная информация позволит выявить факторы, не влияющие на удовлетворенность клиентов (ожидание минимум).
РЕЗЮМЕ: вне зависимости от поведения клиента всегда провоцируйте конструктивную критику
Неудовлетворенность и поведение клиента
Вспоминая пройденный материал, отметим, что отношение может выступать в трех модальностях:
Положительное отношение, вызывающее эмоции удовлетворенности – это цель работы РКЗ. Положительное отношение к конкретной ситуации взаимодействия переносится и на всю фирму, оказывающую услугу (принцип ореола). Удовлетворенный клиент наверняка придет снова и приведет, или порекомендует вас, еще 4-5 потенциальным клиентам.
Нейтральное отношение не принесет дивидендов, но и не повлияет на репутацию фирмы.
Отрицательное
отношение (неудовлетворенность
В зависимости от «победы» в конфликте того или другого эго-состояния, мы имеем различные поведенческие реакции клиента.
При
«победе» в конфликте эго-состояния Дитя
В случае «победы» эго-состояния Взрослого, клиент активно и в пределах социальной нормы выражает свое неудовольствие: жалоба (письменная или устная), адресованная непосредственно РКЗ или менеджеру. Конфликт имеет конструктивную форму. В случае моральной (как минимум согласие с претензией, и благодарность за указанные недостатки) или материальной компенсации неудовлетворенности отношение, как правило, сдвигается к нейтральному. Эти ситуации мы рассмотрим подробнее на Семинаре 4-2.
Победа Родителя, как мы отмечали, вызывает наиболее сложные ситуации для РКЗ, т.к. клиент (как правило) не канализирует своего негативного состояния, а «выносит» его за пределы фирмы и «несет» в массы. В этой ситуации очень важно, наблюдая за клиентом, его невербальными реакциями, определить тип отношения: нейтральное или негативное.
Маркеры неудовлетворенности
В зависимости от типа личности клиента, «закрытая» неудовлетворенность «Родителя» может проявляться в двух формах.
Если клиент экстраверт, то для него характерна ориентация на внешнюю среду, видение причинности событий во внешних явлениях; для таких людей характерна инициативность, социальная активность, импульсивность. Экстравертированный клиент стремится изменить ситуацию в соответствии со своими ожиданиями. Неудовлетворенность такого клиента требует активного проявления, но сдерживаемая, она остается активной, «на взводе». В его жестах, позе, голосе отражается сдерживаемое желание активных действий. Далее будем называть таких клиентов «активно неудовлетворенными».
Для интровертированного клиента характерны прямо противоположные признаки: ориентация на себя, видение причинности событий в собственных поступках, они социально пассивны, замкнуты. Интровертированный клиент стремится изменить собственное ожидание, которое расценивает как необоснованно завышенное, в соответствие с реальностью. Неудовлетворенность такого клиента пассивна. В его жестах, позе, голосе отражается «обиженность на себя» и стремление выйти из деструктивной ситуации. Далее будем называть таких клиентов «пассивно неудовлетворенными».
В таблице представлены внешние признаки неудовлетворенности клиентов обоих типов.
Критерий |
Активно неудовлетворенный |
Пассивно неудовлетворенный |
Голова |
Наклонена вперед (набычина) |
Назад и чуть в бок |
Глаза |
«Исподлобья» |
Прикрыты |
Губы |
Сжаты |
Сжаты |
Руки |
На бедрах (атака) |
Скрещены на груди или на коленях |
Кисти рук |
В кулаках |
В замок |
Ноги |
Скрещены, чаще расставлены и приподнимание на носках |
Скрещены |
Поза |
Наклон вперед |
Отклонение |
Темп движений |
С паузами (сдерживание) |
Замедленный, «затухающий» |
Речь |
«Рубленная» |
«Проглатывание» согласных и окончаний |
Содержание речи |
Отказ или нарочитая благодарность |
Не многословна. Отказы. |
В обоих случаях, РКЗ необходимо провести специальную работу с клиентом. Цель этой работы – изменение отношения клиента, и следовательно, его эмоциональных реакций.
Однако, коррекция отношения клиента при любых формах реакции (кроме Дитя), невозможна без вхождения в эмоциональный контакт. Наиболее распространенной технологией решения этой задачи является отражение невербалики клиента.
Отражение – техника вхождения в контакт
Рассматривая психологические основы взаимодействия, мы отмечали, что одним из механизмов перцептивной функции общения (взаимовосприятие) является идентификация (см. Тема 1.1. Психология взаимодействия сотрудника контактной зоны и клиента). Данный механизм обеспечивает возникновение доверительного отношения к человеку, похожему на нас. Т.к. эти процессы преимущественно проходят на подсознательном уровне, следовательно, доминирующее влияние имеет невербальная коммуникация. Именно эту задачу решает техника отражения или «отзеркаливания».
Информация о работе Психологические причины и следствия неудовлетворенности ожидания