Естественные монополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание

Естественные монополии играют огромную роль в жизни любой страны. Электро-, газо- и водоснабжение, железнодорожный транспорт, предприятия, обеспечивающие чистоту в городах - всё это естественные монополии. Они обеспечивают получение гражданами различных государств, средств первой необходимости (воды, газа, электричества). От их правильной и скоординированной работы зависят условия проживания людей.

Содержание

Введение

1. Причины возникновения естественных монополий в России

2. ОАО «РЖД» - железнодорожный монополист России
2.1. Железнодорожный транспорт России
2.2. Передовые технологии – главное условие успеха
2.3. ОАО «РЖД»: тернистый путь реформ

3. РАО «ЕЭС России» - энергетический гигант
3.1. Электроэнергетика России, РАО «ЕЭС России»
3.2. Атомные электростанции: реальная перспектива?
3.3. Реформа в ступоре
3.4. А покупатель кто?

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

4500 монополии России.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

52,55% акций РАО «ЕЭС России» принадлежит государству. Остальные акции распределены между российскими (около 14%) и иностранными (около 34%) юридическими и физическими лицами. Акции РАО «ЕЭС России» поступили в обращение в 1993 году, а с середины 1997 года они входят в число наиболее ликвидных акций фондового рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Производство и потребление электроэнергии в России

 

 

3.2.  Атомные электростанции – реальная перспектива?

Атомная энергетика – одна из важнейших составляющих энергетики России. Атомные электростанции вырабатывают 15% общего объёма электроэнергии в стране. Основной конструктивный элемент первых АЭС – тепловой реактор на уране 235.Предполагалось, что по мере накопления тепловыми реакторами плутония для запуска и освоения быстрых реакторов может быть развита крупномасштабная атомная энергетика.

Одна из задач российской атомной энергетики – подъём производительности работающих блоков до среднемирового уровня, который характеризуется коэффициентом использования установленной мощности (КИУМ). Среднемировое значение КИУМ – 80%, в России –  70%. За ближайшие 2-3 года планируется поднять КИУМ энергоблоков российских АЭС до 80%, что позволит дополнительно производить в год 20 млрд. кВт/ч.

Обострённое внимание к функционированию атомной энергетики диктуется такими факторами, как потенциальная опасность аварий с большим экологическим и экономическим ущербом, накопление высокоактивных и долгоживущих отходов, связь ядерной энергетики с опасностью распространения ядерного оружия и др.

Безопасность нынешнего поколения реакторов обеспечивается увеличением количества различных систем безопасности и систем ограничения выхода активности, ужесточением требований к оборудованию и персоналу. Динамика одного из важнейших интегральных показателей безопасности приведена на рисунке 2.

 

Рис.2. Количество автоматических остановок реакторов из-за критического состояния в РФ и в мире на 7000 ч. работы блока.

 

Атомная энергетика сохраняет свои позиции как один из основных мировых источников энергии. Прогнозы Института энергетических исследований РАН указывают на возможность роста производства электроэнергии АЭС России до 205 млрд. кВт/ч в 2010 году и до 340 млрд. кВт/ч в 2020 году. Имеющиеся российские и мировые запасы природного урана не могут обеспечить устойчивого долговременного развития атомной энергетики на тепловых реакторах.

Ежегодная потребность Российской Федерации в природном уране составляет до 3 тыс. тонн, а с учётом экспортных поставок ядерного топлива около 7 тыс. тонн. При имеющихся ресурсах урана (залежи в недрах, складские запасы на горнодобывающих предприятиях, запасы высокообогащённого урана) срок функционирования отечественной атомной энергетики на тепловых реакторах составляет около 80 лет. Замыкание топливного цикла тепловых реакторов с вовлечением энергетического плутония регенерированного урана продлит этот срок на 20 лет в зависимости от способа изготовления регенерированного топлива.

В быстром реакторе (при коэффициенте воспроизводства равном единице или выше) можно сжигать уран практически полностью. Увеличение энергетического выхода от ядерного топлива в 200 раз по сравнению с тепловым реактором позволяет обеспечить 4000 ГВт на быстрых реакторах дешёвым ураном с запасом топлива в течение 2500 лет при малой топливной (сырьевой) составляющей затрат. Для быстрых реакторов приемлем и уран из бедных месторождений, ресурсы которого в сотни или даже тысячи раз больше ресурсов дешёвого урана.

Развитие атомной энергетики в два этапа предполагает длительное, до 50 лет, сосуществование тепловых реакторов на уране 235, пока есть дешёвый уран, и быстрых реакторов, которые вводятся на плутонии из оружейных запасов и из тепловых реакторов и практически не имеют ограничений по топливным ресурсам.

При любом варианте развития крупномасштабной атомной энергетики будущего могут найти место разные типы реакторов на тепловых нейтронах при доминирующей роли быстрых реакторов. Двухкомпонентную схему покрытия дефицита топлива для тепловых реакторов за счёт избыточного производства в быстрых реакторах следует рассматривать лишь как отдалённую перспективу. В рассматриваемый период тепловые реакторы буду работать на уране 235, но для следующих этапов следует начать подготовку их к переходу в торий-урановый цикл с производством недостающего урана 233 в ториевых бланкетах быстрых реакторов.

Структура атомной энергетики Российской Федерации в рассматриваемый период будет в значительной степени определяться масштабами её востребованности. В случае интенсивного развития атомной энергетики решающую роль в ней станут играть быстрые реакторы, т.к. топливная база тепловых реакторов в России не сможет обеспечить устойчивого роста установленной мощности и при таком варианте будет исчерпана уже в первой половине 21 века.

Каков же итог? Как и в случае с железнодорожным транспортом, развитие электроэнергетики России напрямую зависит от заинтересованности правительства. Атомная энергетика – это будущее человечества: почти неисчерпаемый источник энергии. Именно эта отрасль энергетики нуждается в наибольшем внимании государства. Пожалуй единственное, в чём сейчас действительно нуждается отрасль – квалифицированные кадры. Их подготовка – вот задача нынешнего правительства.

3.3. Реформа в ступоре

Борьба за гидростанции между РАО «ЕЭС России» и «Русским алюминием» привела к тому, что главы этих компаний выдвинули новые предложения по реформированию энергетики, которые фактически замораживают приватизацию отрасли.

В  начале июня прошлого года Олег Дерипаска, один из совладельцев третьей в мире алюминиевой корпорации «Русал», обнародовал новый план реформирования электроэнергетики. Он заявил, что «цели, ради которых инициировали реформу, уже не работают», и в связи с этим он считает, что правительству следует скорректировать реформы энергетической отрасли. Дерипаска предлагает отказаться от разделения генерирующих мощностей РАО на десять независимых компаний, и сохранить РАО «ЕЭС России» как единую генерирующую компанию. Однако при этом Дерипаска предлагает выделить из состава РАО Федеральную сетевую компанию и Системного оператора. Последнее, по-видимому, предлагается для того, чтобы и независимые от РАО производители электроэнергии, и «генерирующий» остаток РАО имели равный доступ к инфраструктуре, и таким образом на рынке сохранялась бы конкуренция. Выступая против разделения РАО на десяток генераторов, Олег Дерипаска заявил, что у чиновников нет резонов опасаться монополизма или высоких цен на тепло и энергию.

Между тем, как уже было сказано, предыдущий план реформ предполагал совсем иное. Распоряжением правительства предусматривалось объединение крупнейших электростанций страны в десять оптовых генерирующих компаний, шесть на базе тепловых электростанций и четыре – на базе ГЭС. И до недавнего времени структуры Олега Дерипаски были первыми в очереди на приобретение ОГК. Однако теперь его позиции кардинально изменились. В чём дело?

Дело в том, что чехарда с приватизацией надоела руководству РАО, и они решили перехватить инициативу и предложили создать вместо четырёх гидро-ОГК одну. Теперь крупную долю в этой гидро-ОГК купить возможно, а вот получить в собственность её никому не удастся. Поэтому то и пропала заинтересованность таких компаний, как «Русал» к приватизации энергетического комплекса…

Если же рассматривать этапы реформирования электроэнергетики, сравнивая заявленные цели и истинные цели, которые преследовало руководство РАО «ЕЭС России» (см. табл.1.), то можно убедиться, что никакая реформа не проводится вообще. Руководство РАО под предлогом реформации проводит на самом деле «антиреформационную» деятельность. И правительству давно пора обратить на это внимание.

 

 

                                                                                                                                          Таблица 1.

Этапы реформирования электроэнергетики

Годы

Заявленные цели

Реальные цели

Заявленные методы

Реальные методы

 

1998-1999

 

Создание конкурентного рынка

Централизация управления РАО ЕЭС, жёсткая управляемость «дочерними компаниями»

Создание независимых генерирующих компаний

Внутренний аудит, согласование кандидатур финдиректора и главбуха «дочерних компаний» с центральным аппаратом РАО, смена «неугодных» директоров

 

2000-2001

 

Привлечение сторонних инвестиций для обновления основных фондов. Создание рыночного механизма ценообразования. Отделение монопольного бизнеса (диспетчеризация и транспорт энергии) от рыночного (производство и сбыт)

Формирование рентабельных бизнес-схем в деятельности РАО

АО-энерго должны быть разделены на три части: ТЭС- и ГЭС-генерация вместе с магистральными линиями электропередачи выводятся из АО-энерго в стопроцентную «дочернюю компанию» РАО, все остальное остаётся в АО-энерго. Все магистральные линии войдут в единую сетевую компанию, подконтрольную РАО

Реструктуризация кредиторской задолженности РАО. Ликвидация неплатежей за электроэнергию со стороны промышленных потребителей. Организация экспорта электроэнергии

 

2002-2003

Привлечение западных инвесторов. Либерализация рынка электроэнергии, переход к биржевому ценообразованию. Ликвидация перекрёстного субсидирования

Увеличение рентабельности бизнеса РАО. Поиск путей участия в приватизации энергоактивов

Создание 10 ОГК, шесть из которых (тепловые ОГК) планируется приватизировать. Создание Администратора торговой системы и начало биржевых торгов

Стопроцентная оплата энергии живыми деньгами. Борьба с засильем региональных властей. Ликвидация цепочки перепродавцов электроэнергии. Обеспечение стабильного поступления платежей от ЖКХ. Формирование схемы приватизации энергоактивов, не ущемляющих интересы РАО

 

Продолжение таблицы 1.

1

2

3

4

5

 

2004

 

___________

Недопущение к управлению гидроэнергетикой сторонних компаний, в частности алюминиевых

 

_____________

Создание единой гидро-ОГК

 

 

3.4. А покупатель кто?

Ещё несколько лет назад реформаторы вплотную столкнулись с проблемой приватизации электроэнергетики. Приватизация, нужна ещё и для привлечения инвестиций в отрасль, задыхающуюся от их недостатка. Но вот простой вопрос, кого мы готовы увидеть здесь в качестве собственников объектов электроэнергетики, не имеет однозначного ответа. Готовы ли  мы отдать электростанции иностранному капиталу?

Информация о работе Естественные монополии в России