Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:49, курсовая работа
Как мы знаем, для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других – источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами и источниками права.
Моя работа будет посвящена различным источникам (формам) права, которые существуют уже на протяжении многих лет. Эта тема является не только интересной, но и весьма актуальной, так как по источнику явления судят непосредственно и о самом явлении.
Еще при зарождении права происходил процесс появления первичных юридических письменных источников ( отдельных законов, кодексов, священных агрокалендарей), имевших своим назначением регулирование складывающихся новых общественных отношений – производящей экономики. Тогда же подчеркивалась объективная нужда зарождающейся производящей экономики, раннеклассовых государств в новых формах системы социального регулирования. Упорядочить, закрепить социальные отношения во вновь возникающих государственно-организованных обществах можно было только с помощью четких, формально установленных, признанных правил поведения, охватывающих не единичные, а типичные, многократно повторяющиеся явления и процессы в трудовой, бытовой и социально-экономической сфере общественно производящей экономики.
Как мы знаем, для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других – источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами и источниками права.
В моей работе
«форма права» будет
Так где же действительно находятся со всеми присущими характеристиками, и прежде всего формальной определенностью, те правила поведения, которые составляют содержание права? Как это складывалось исторически, и как могучая логика теории права выделила из всего многообразия и многотысячелетнего развития права различные виды формальной определенности права, типизировала их и закрепила в понятийном аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и составляют сердцевину темы о форме (источнике) права.
I. Понятие и виды форм (источников) права
1.1 Разнообразные подходы к пониманию форм (источников) права
Возникновение вопроса о понятии источника права и его соотношении с «формой права» не является для отечественных и зарубежных авторов делом вчерашнего, а тем более – сегодняшнего дня.
Стоит сказать, что в юридической литературе дореволюционных лет и современных научных произведениях не все авторы разделяют точку зрения о том, что термин «форма права» можно использовать в качестве синонима «источник права». Так, признавая тот факт , что «различные формы, в которых выражается право, носят издавна название источников права», Г. Шершеневич , тем не менее, считал, что данный термин является «малопригодным ввиду своей многозначности» [1]
Развивая эту мысль, он вполне справедливо отмечал, что под термином «источник права» понимаются:
а) силы, творящие право. Например, источником права считают «волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть» ;
б) материалы, положенные
в основу того или иного законодательства.
Этот смысл источника права
в) исторические памятники, которые «когда-то имели значение действующего права». Например, о таких правовых памятниках, как об источниках права, говорят, когда пользуются в исследованиях Corpus juris civilis, Русской Правдой и т.п.;
г) средства познания действующего права. Этот смысл источника права
используется, когда говорят, что право можно познать из закона.
Разнообразие значений,
придаваемых выражению «
Хочется отметить, что ещё в начале ХХ века И. В. Михайловский писал, что термин «источник права» «до сих пор еще понимается различно, и по поводу его ведутся споры». И добавлял, «между тем споры основаны на недоразумении: нет ничего проще, устранить эти недоразумения и согласиться на счет общего понимания термина, которым столь часто пользуется наука». [2]
По мнению автора « в сущности, почти все ученые» одинаково понимают «источники права» как «факторы, творящие право», а «разногласия начинаются только при решении вопроса, что должно считаться правотворящими факторами».
Дискуссии, касающиеся проблем понятия источников права проходили и в 40-е годы ХХ в., когда под источником права понимался «тот способ, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила» или когда под источником права в широком смысле понималась «диктатура рабочего класса, т.е. советская власть», а в специальном смысле – «законодательные нормы».
В 60-х гг. ХХ в. в отечественной литературе также шел спор по поводу терминов «форма» и «источник» права. Предлагалось использовать понятие «форма права» вместо «источник права» ( проф. А.Ф. Шебонов). Однако эта позиция не получила поддержки в науке, а вместо этого предлагалось уточнить термин «источник права» и назвать его «юридически формальный источник права» ( проф. С.А. Голунский, проф. С.Ф. Кечекьян, проф. М.С. Строгович, проф. С.Л. Зивс). Одновременно предлагалось выделять источни-
ки права: 1) в материальном смысле; 2) в идеальном смысле; 3) в юридическом, или формальном, смысле.
Под источником права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей. Иногда данные источники называют социальной основой права.
Источник права в идеальном смысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы.
Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.
В последующее время выделяется источник права в политическом смысле, под которым понимается государство как источник позитивного права. Как полагают авторы этого предложения, именно интеллектуально-волевая деятельность носителей государственной власти является связующим звеном между источниками права в материальном смысле и документальными источниками.
Как мы увидели, существуют разные походы к определению источника права. Но в современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает. Учитывая предыдущие разработки, в том числе в дореволюционной литературе, наиболее распространенным является вывод, что понятие источник права – это синоним понятия формы права.
Так же стоит отметить, что понятие источник права имеет и информационное значение – определяет куда надо «посмотреть» для того, чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им и применять его.
Что же касается формы права, то нужно сказать, что под этим термином понимается закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. На протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе.
Уже юристы древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее, присущее всем системам, и особенное, те черты права, которые были характерны для отдельных государств и правовых систем.
В XVIII-XIX веках резко усилилась дискуссия о соотношении естественного и позитивного права. Однако уже в ХХ веке по критерию формы права исчезает разница между естественно-правовыми положениями, вытекающими из самого существования человека(его основными правами и свободами), и другими правовыми положениями. Форма становится единой для всех сфер права – объектированное закрепление получают все правила поведения в актах и иных источниках.
Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права – внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма – это закрепленные в актах и иных источниках правила поведения, а внутренняя – это та самая формальная определенность, которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как системы.
Нормативистами под формой права понимается объектированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. Те, кто, опираясь на естественно-правовые концепции разделяют право и закон, полагая, что право – естественные, неотчуждаемые права – закрепляется, выражается в различных рациональных построениях, в нравственных началах. Ту же часть права, которая идет от государства, от власти путем установления или признания правил поведения и формально закрепляется в различных актах и иных источниках, приверженцы естественно-правовых концепций обозначают как положительное, позитивное или объективное право. Сторонники психологической школы права ( Л. Петражицкий и его сторонники), в понимании формы права предложили различать и такие формы права, как объективное и интуитивное право. Формой интуитивного права является сочетание неких атрибутивных и императивных притязаний, проявляющих себя в комплексе, в эмоциональной сфере адресата права. Таким образом, одной из форм права – интуитивному праву – придается чувственный и рациональный характер. Но Л. Петражицкий это определение формы права использует для критики и противопоставления объективной, позитивной форме права. Идет речь о крестьянском, рабочем праве или о «нашем», «моем», «чужом» праве и т.д.
Но как я уже отмечала выше, несмотря на существование множества различных походов, самым распространенным считается тот, в котором термины «источник права» и «форма права» используются как тождественные.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение:
Форма (источник) права – это исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные и иные формы, способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательной юридической силы.
Итак, какие же формы (источники) права существовали и существуют?
Хотелось бы привести таблицу, которая, как я считаю достаточным образом отражает ответ на этот вопрос.
Исторически первым источником права был обычай – правило поведения, ставшее юридической нормой вследствие его общего значения и длительного фактического применения. Обычай связан с традицией и способен передаваться из поколения в поколение.
Правовым обычаем называется правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай используется достаточно редко. Так ст. 5 ГК признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е сложившееся и широко применяемое в какой либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо
документе или нет. [1]
Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Правовой обычай, как правило, носит локальный характер, то есть применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто тесно связаны с религией и носит консервативный характер.
Следующим источником (формой) права, который мне хотелось бы рассмотреть является судебный прецедент. Судебный прецедент – решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права, например, в англосаксонской правовой системе ( Великобритания, США).
Судебный прецедент
признавался источником права еще
в Древнем Риме. Решения преторов
и других магистратов по конкретным
делам считались там