Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:49, курсовая работа
Как мы знаем, для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других – источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами и источниками права.
Вот как выгладит эта иерархическая система в Российской Федерации:
Выше мы рассмотрели классификацию НПА по юридической силе, но не стоит забывать, что существуют и другие классификации, такие как:
- По степени обобщенности:
- По действию во времени:
Как я уже отмечала выше, нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Думаю, стоит рассмотреть их более подробно.
Что касается закона, то стоит сказать, что наряду со многими другими правовыми явлениями и понятиями «закон» традиционно привлекал к себе обостренное внимание отечественных и зарубежных исследователей.
Будучи весьма сложным и многогранным явлением, закон изучался с самых разных сторон и в самых разных аспектах. А именно – в общетеоретическом и отраслевом плане, как юридическая (правовая) и философская категория, с позиций «материальной социологии» и психологии.3
В настоящее время в отечественной юридической литературе существует довольно много различных определений закона. Но наиболее распространенным понятием закона «в собственном смысле» является представление о нем, как о «нормативном акте, принятом высшим представительным органом государственной власти, с соблюдением установленной конституцией процедуры, либо в порядке референдума».4
Чем же выделяется закон среди других нормативных правовых актов? Что характеризует его и каковы его основные признаки и черты?
Отвечая на эти вопросы, я буду иметь ввиду непосредственно правовую систему Российской Федерации.
Во-первых, закон – это нормативный правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным Собранием), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом с помощью референдума.
Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.
Данные особенности закона множество раз подтверждались государственно-правовой теорией и практикой многих стран и, как правило, не подвергались сомнению. Констатируя данный факт, Г.Ф. Шершеневич ещё в начале нашего столетия отмечал, что «формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности».5
В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выразителя «общей воли».
В-четвертых, законы, в отличие от других нормативных правовых актов, издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.
Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и т.д.
И наконец, в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном законодательном порядке.
Если же говорить о классификации законов, то необходимо отметить, что она может проводиться по различным основаниям:
В своей работе я считаю нужным рассмотреть более подробно классификацию по юридической силе относительно правовой системы Российской Федерации.
Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладают Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию. Будучи основным законом государства, она определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и обязанности граждан, федеративное устройство, систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему. Конституция – государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.
Установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. При этом все они, от какого бы органа не исходили, должны соответствовать нормам Конституции. Иначе любой акт или его часть должны быть признаны недействующими.
Нужно сказать, что Конституции принимают и субъекты Федерации – республики. Остальные субъекты принимают уставы.
Второй вид – конституционные
законы. Это такие акты, необходимость
принятия которых предусмотрена
непосредственно Конституцией. Они
являются своеобразным продолжением Конституции,
их нормы развивают и
Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. Порядок их принятия более простой. В Российской Федерации они считаются принятыми, если за их утверждение подано более ½ голосов от общего состава депутатов Государственной Думы. Не все из них подлежат обязательному утверждению Советом Федерации.
Обыкновенные законы делятся на кодификационные и текущие.
Кодификационные законы в свою очередь могут выражаться в различных формах. Одна из них – Основы законодательства – акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие формы по предмету совместного ведения федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах федерации и ее субъектов.
Чаще других как вид кодификационного закона используется кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам РФ. Кодексы, по характеру охвата ими общественных отношений бывают как отраслевыми, так и комплексными.
Так же стоит отметить, что в правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов, такие как уставы, положения, правила.
Нужно сказать, что отдельным видом закона является модельный закон – типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений.
Такие законы используются для унификации, достижения максимального единства правовых систем государственных образований, входящих в состав федерации, либо в определенное конфедеративное сообщество государств.
В качестве еще одного из видов законов называют в литературе законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных средств.6
Теперь поговорим о подзаконных нормативных актах. Нужно сказать, что это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства.
В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локальные (внутриорганизационные).
Общие подзаконные акты
издаются правотворческими органами общей
компетенции. С их помощью осуществляется
оперативное государственное
Главное место в системе общих подзаконных актов принадлежит указам Президента как главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства. Следующая ступень – это акты правительства, принимаемые на основе и во исполнение законов и указов Президента и решающие оперативные вопросы управления экономикой, социально-культурным строительством, обороной страны и т.д.
Ведомственные нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции министерствами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний и уставов.
В ряде случаев министерствам и ведомствам предоставляется право издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на неподчиненные непосредственно им объекты управления, а также на граждан. Такие акты принимаются, в частности, Министерством финансов РФ, Центральным банком и др.
В федеративном государстве
общие подзаконные нормативные
акты могут приниматься как
Местные нормативные акты принимаются представительными и исполнительными органами на местах. В Российской Федерации это органы местного самоуправления. В таких актах решаются местные вопросы, они действуют на соответствующей территории и обязательно для всех лиц, проживающих или находящихся на данной территории.
Локальные нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, организаций для регулирования их внутренней деятельности и распространяют действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии.7
§ 2. Правовой обычай в российской правовой системе
Как я уже отмечала выше в своей работе, правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе, в результате его многократного и длительного применения.
В современной науке существуют различные концепции по вопросу о
роли и месте обычаев в системе российского права, об их достоинствах и недостатках по сравнению с законодательными актами. Необходимо оговориться, что обычай, как таковой, практической роли в современном российском праве не играет. Речь идет о правовом обычае – санкционированном государством правиле поведения, которое закрепилось как устойчивая норма в обществе вследствие длительного повторения. То есть, правовым обычай становится только после того, как получает официальное одобрение со стороны государства. Так считали еще дореволюционные авторы. К примеру, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что обычаи приобретают правовой характер только вследствие предоставления им защиты со стороны государства. Норма, содержание которой выработалось силами самого общества, получает правовое свойство, потому что этому содержанию придается санкция государства. Другими словами, основание обязательной силы правовых обычаев заключается в авторитете государственной власти.
В истории Российского государства правовые обычаи всегда играли значительную роль. Однако сегодня значение правовых обычаев сведено к минимуму. Тем не менее, правовой обычай официально признан формальным источником права. Примеры такого признания можно найти в Гражданском Кодексе РФ. Так, ст.ст. 6, 309, 311- 315, 406, 421 содержат ссылки на обычаи делового оборота, ст.19 – на национальный обычай, ст. 221 – на местный обычай. Содержатся ссылки на правовые обычаи и в ст.ст.130, 131,132. Кодекса торгового мореплавания РФ. Кроме того, отмечается рост роли правовых обычаев на Северном Кавказе. В Ингушетии уже узаконено применение в судах горских обычаев – адатов.