Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:49, курсовая работа
Как мы знаем, для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других – источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами и источниками права.
Сила судебного прецедента как источника права вытекает из того, что всякий суд связан решениями всех вышестоящих судов, которые не могут
оспариваться, однако, в толковании прецедента судья обладает полной свободой. Прецедентное право отличается крайней сложностью и запутанностью, что вызывает определенные проблемы его применения. Но, с другой стороны, прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям и поэтому могут точнее отражать требования справедливости, чем общие и абстрактные нормы закона.
Стоит отметить, что отечественная юриспруденция не признает прецедент в качестве источника права, поскольку судебные и административные органы должны выступать только правоприменительными органами, а не творить, не создавать право.
Однако, элементы прецедентного
права имеют место и в
Я думаю, что все-таки с развитием и укреплением судебной системы в России прецедент получит новый импульс в своем развитии, и прецедентное право станет признанным источником права, что позволит судебной системе быть более гибкой.
Следующий источник (форма) права, который я хотела бы рассмотреть, - правовая доктрина (юридическая наука). Во многих правовых системах она признается источником права. Вообще правовая доктрина – это один из древнейших источников права, получивший распространение уже в Древнем Риме. Представляет собой изложение каких-либо правоположений, правил, принципов, принадлежащих наиболее авторитетным представителям юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение.
Стоит сказать, что в Древнем Риме суды обязательно ссылались на вынесении решений на работы наиболее известных римских юристов – Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана ( II-III вв.). В английских судах также при создании судебного прецедента возможны ссылки на труды известных юристов. В мусульманских странах труды известных ученых-юристов считаются единственным источником права.
Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права. Это означает, что судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в обоснование своего решения ссылаться на труды ученых. Но исследования ученых принимаются во внимание правотворческими органами при создании новых норм права и разработке новых законов.
Далее стоит сказать о договорах нормативного содержания (нормативных договорах). Они представляют собой соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сторон, на основе которого происходят взаимный учет и согласование интересов субъектов. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые формы права. По содержанию рассматриваемые договоры – это юридические акты, содержащие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей.
Но не всякой договор носит нормативный характер. Данный вид договоров должен содержать нормы права. Важно знать, что он является основным источником международного права, а в ряде случаев используется и во внутригосударственном праве. ( Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и ее субъектами и др.)
К договорам нормативного характера принято относить различные международные акты – конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры. Как правило, они устанавливают соответствующие права и обязанности для участников и учитываются во внутригосударственном (национальном) праве.
Следующим источником права являются религиозные тексты – священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. В мусульманском праве это Коран (собрание поучений и заповедей Аллаха) и Сунна (жизнеописание пророка Мухаммеда).
Нужно отметить, что выделяют также такой источник права как референдум. Референдум — всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной и общественной жизни. Акт референдума — демократическая форма права.
Очень важно отметить, что выделяется также такой особый источник (форма) права как общие принципы права. Они выступают источниками права практически во всех правовых системах. Это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом, либо определенной его отрасли.
В романо-германской правовой
системе допускается
В качестве принципов права нередко используются правовые аксиомы, например: «нельзя дважды предъявить иск по одному и тому же делу»; «решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему лицу»; «пусть будет выслушана и другая сторона»; «суд должен быть справедливым».[1]
Общие принципы права имеют прямое регулирующее значение. Это относится в первую очередь к принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
В литературе принято выделять принципы: общеправовые, межотраслевые и отраслевые.
К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем без исключения отраслям права: справедливости, гуманизма, равноправия граждан, законности.
Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям, например, процессуальным. Так, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ названы такие принципы, как независимость судей, состязательность, равноправие сторон, гласность.
Отраслевые принципы
отражают специфику той или иной
отрасли права. Например, в семейном
праве действует принцип
Надо отметить, что, несмотря на устойчивость принципов и большую степень их абстракции, они не остаются неизменными во все времена и эпохи. Они изменяют свое содержание и значимость, хотя их подвижность значительно меньше, чем норм права.
Говоря об источниках (формах) права, нельзя не отметить, что судебная практика все больше утверждается как источник права. Применительно к современной России это означает, что:
1) в соответствии с Конституцией у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, «суд, установив при рассмотрении дела несоответствия акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствие с законом». [1] Ранее суд выражал
свое отношение к закону или иному акту путем его толкования, уясняя смысл и цель закона. Теперь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответствия Конституции и общепринятым нормам и принципам международного права. И если такого соответствия нет, суд не должен применять данный закон или акт;
2) суды вправе отменять акты, противоречащие закону;
3) разъяснения пленумов
Верховного Суда Российской
Особое положение среди актов судебной практики занимают решения Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 87 Закона о Конституционном Суде, признание нормативного акта или договора, их отдельных частей не соответствующими Конституции РФ, то есть неконституционными, служит основанием для отмены этого акта, а сам акт не подлежит применению судами и другими государственными органами. Тем самым решения Конституционного Суда Российской Федерации служат источником права, так как выступают основанием для изменения, отмены акта или для принятия нового акта. [1]
Стоит сказать, что международное
право также приобретает
Нормы международного права применимы к сфере не только частного права, но и публичного.
Наконец хотелось бы сказать о нормативных правовых актах – главных источниках права.
Нормативный правовой акт – официальный письменный документ, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Нормативному правовому акту присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.
Право издания нормативных актов закреплено законом за строго определенными органами. Такие акты, регулируя определенный вид, категорию общественных отношений, распространяют свое действие на неперсонифицированный круг лиц и органов, применяются неоднократно и действуют постоянно независимо от исполнения. Этим они отличаются от правовых актов индивидуального значения (приговор суда, выдача ордера на получение квартиры, договор аренды и т.д.).
Все нормативные акты
находятся между собой в
Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавших их органов в механизме государства, а также характером самих актов. Различаются конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные), а также подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.) Более подробно вопрос о нормативных правовых актах будет рассмотрен в следующей главе моей работы в рамках Российской правовой системы.
II. Характеристика форм (источников) права Российской правовой системы
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативные правовые акты государственных органов. В Российской Федерации существует довольно сложная система нормативных правовых актов. Прежде всего это акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов Федерации, выступающие результатом правотворческой деятельности государственных органов, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.1
Стоит отметить, что как раз таки система нормативных правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативных правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный правовой акт.
Так, согласно действующей Конституции России предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации – Федеральное собрание принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «законы и иные нормативные правовые акты»2
Нужно отметить, что все нормативные правовые акты подразделяются на два вида или группы: законы и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе правотворческих органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих издаваемых актов.
В зависимости от этих
же критериев в каждой стране, а
точнее – в каждой правовой системе
устанавливается строгая