Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:13, курсовая работа
Цель данной работы попытаться осветить основные формы осуществления функций государства, а также рассмотреть ряд спорных вопросов по поводу понятия, содержания и классификации функций государства.
Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор функций государства, далее дано подробное описание классификации функций государства, что соответствует поставленным целям и задачам.
Введение ………………………………………………………
Глава I. Функции государства
1.1Понятие и признаки функций государства…………………………..
1.2 Эволюция функций…………………………………………..
1.3 Классификация функций государства …………………………………….
Глава II. Основные внутренние функции:
2.1. Политическая функция…………………………………….
2.2. Экономическая функция…………………………………….
2.3. Социальная функция……………………………………..
2.4. Экологическая функция………………………………….
2.5. Налогообложение…………………………………
2.6. Функция поддержки развития учреждений культуры, науки и образования……………………………………………
2.7. Правоохранительная функция……………………………….
Глава III. Основные внешние функции:
3.1. Функция обороны…………………………………
3.2. Взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества………………………..
3.3.Функция содействия по обеспечению международного мира…………..
3.4Функция интеграции в мировую экономику……………………
Глава IV. Основные формы осуществления функций государства…………………
Заключение ………………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение ………………………………………………………
Глава I. Функции государства
1.1Понятие и признаки функций государства…………………………..
1.2 Эволюция функций…………………………………………..
1.3 Классификация функций государства …………………………………….
Глава II. Основные внутренние функции:
2.1. Политическая функция…………………………………….
2.2. Экономическая функция…………………………………….
2.3. Социальная функция……………………………………..
2.4. Экологическая функция………………………………….
2.5. Налогообложение…………………………………
2.6. Функция поддержки развития учреждений культуры, науки и образования……………………………………………
2.7. Правоохранительная функция……………………………….
Глава III. Основные внешние функции:
3.1. Функция обороны…………………………………
3.2. Взаимовыгодное
сотрудничество со всеми
3.3.Функция содействия по обеспечению международного мира…………..
3.4Функция интеграции в мировую экономику……………………
Глава IV. Основные формы осуществления функций государства…………………
Заключение ………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Данная курсовая работа посвящена такой теме Теории государства и права, как “Функции государства”.
Цель данной работы попытаться осветить основные формы осуществления функций государства, а также рассмотреть ряд спорных вопросов по поводу понятия, содержания и классификации функций государства.
Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор функций государства, далее дано подробное описание классификации функций государства, что соответствует поставленным целям и задачам.
В процессе работы была использована научная и периодическая литература. Думаю, что знание таких понятий, как функции государства, является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма.
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.
Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных и в Теории Государства и Права. Это объясняется тремя основными причинами:
• Вопросы сущности государства и его места в политической системе прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий
• Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы
• Государство само по себе является сложным и неоднородным социально-политическим явлением.
Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства и рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.
Сказанное обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы в рамках исследования по теории государства и права.
Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические основы вопроса о функциях государства.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
• дать общую характеристику самого понятие "функция" и определить его содержание.
• Дать представление об основных внутриполитических и внешнеполитических функциях современного государства.
Глава I. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и признаки функций государства
В отечественной юридической литературе функциям государства даются практически единообразные определения, которые звучат следующим образом: «функция государства - это одно из главных направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач» (А. Иванов). Или как более полный вариант: «функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами» (проф. В.М. Корельский). Иными словами, функции - это то, чем занимается государство. В функциях конкретизируется сущность государства, его социальное назначение, то есть отчётливо видно, в каких направлениях государство осуществляет управление обществом.[13] Функция, как и многие иные обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно было заимствовано из совсем иных наук. «Функция» - это категория системного подхода и она применима к характеристике любых систем: социальных, технических, биологических и др. В философском и общесоциологическом плане она рассматривается как "внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.). В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом. Какое же значение термину “функция” придается в юридической науке? По этому поводу интересны рассуждения А.Б. Венгерова: “…таково уж свойство юридического языка — он заимствует чужие понятия и наполняет их своим смыслом, порой понятным лишь посвященным, специально обученным лицам, прежде всего юристам. Причем таким смыслом, который, подчас почти утрачивает связь с первоначальным. Вот и с понятием “функция”, когда оно включается в юридический понятийный аппарат, происходит этот процесс”.
Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие "функция" приобретают несколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том, или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.
В юридической литературе нет единства мнений в отношении понятия “функция государства”. Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства, как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности.[14] Иногда понятие функций государства ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных
процессов».[6]
Наличие различных
точек зрения и подходов к рассмотрению
и определению функций
Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание на следующие их общие черты:
1. Функция государства
не любое, а именно основное,
главное направление его
2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
3. Выполняя свои функции,
государство тем самым решает
стоящие перед ним задачи по
управлению обществом, а его
деятельность приобретает
4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
5. Реализуются функции
в определенных (преимущественно
правовых) формах и особыми,
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.[2]
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне - главная задача военного ведомства.
Все функции конкретных
государственных органов
1.2. Эволюция функций государства
Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития
государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.
Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей,
традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.
Делаем вывод, что, таким
общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.
Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным,
фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.
В дополнение ко всему сказанному необходимо сказать, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
1.3. Классификация функций государства
В познании государственно - правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно - правовых явлений и процессов попросту невозможно.
Эффективно используется метод классификаций и при изучении непосредственно функций самого государства.
Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер.