Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание

Цель данной работы попытаться осветить основные формы осуществления функций государства, а также рассмотреть ряд спорных вопросов по поводу понятия, содержания и классификации функций государства.
Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор функций государства, далее дано подробное описание классификации функций государства, что соответствует поставленным целям и задачам.

Содержание

Введение ………………………………………………………
Глава I. Функции государства
1.1Понятие и признаки функций государства…………………………..
1.2 Эволюция функций…………………………………………..
1.3 Классификация функций государства …………………………………….
Глава II. Основные внутренние функции:
2.1. Политическая функция…………………………………….
2.2. Экономическая функция…………………………………….
2.3. Социальная функция……………………………………..
2.4. Экологическая функция………………………………….
2.5. Налогообложение…………………………………
2.6. Функция поддержки развития учреждений культуры, науки и образования……………………………………………
2.7. Правоохранительная функция……………………………….

Глава III. Основные внешние функции:
3.1. Функция обороны…………………………………
3.2. Взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества………………………..
3.3.Функция содействия по обеспечению международного мира…………..
3.4Функция интеграции в мировую экономику……………………

Глава IV. Основные формы осуществления функций государства…………………
Заключение ………………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по функциям.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

В юридической  литературе предлагаются  различные  варианты деления функций на виды.

Критерии классификации  функций государства:

- по  содержанию государственной деятельности - экономическая, социальная, культурная, политическая.

Часто при исследовании проблем, связанных с феноменом функций  государства, практически вообще не осуществляется какая либо классификация в собственном понимании этого термина. Авторы исходят из градации функций  на основании определённых сфер государственной деятельности, которые рассматриваются ими  как наиболее важные объекты функционального воздействия. Этот подход может быть сформулирован следующим образом: «Основным критерием разграничения функций  государства являются объекты их воздействия, то есть те стороны социальной жизни, которые с помощью функций упорядочиваются»

 

- в  соответствии с преобладающей направленностью государственной деятельности – общесоциальные и классовые

 

Некоторые авторы (Комаров, Марченко)  не без основания предлагают рассматривать функции государства в аспекте его сущности. При этом  они, как правило, исходят из того, что «в деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала» В рамках такого подхода соответственно выделяют и две группы государственных функций – носящий  классовый и общесоциальный характер.

Предполагается  что приоритет, какого либо из указанных видов функций в системе характеризует и сущность данного государства в целом. С.А.Комаров в этой связи указывает на то, что следует различать государства с преимущественно классовыми функциями, и государства с преимущественно с общесоциальными (демократическими) функциями, что предлагает выяснение не только направлений деятельности, но и социального назначения государства».[18]

По мнению учёного, функции  государств эксплуататорских типов  имеют следующие существенные общие черты:

1)  Ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населении, различия касаются  приёмов, масштабов, конкретных целей подавления  и классов,   в отношении которых оно осуществляется.

2) Охрана частной собственности на  орудия и средства производства, различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности.

3) Обеспечение  лишь внешних условий существующих  отношений эксплуатации, ограниченное  вмешательство государства в экономику.

Функции государств демократического типа противоположны своим содержанием функциям эксплуататорских государств.

  1. Второстепенное значение функции прямого подавления
  2. Охрана всех существующих  форм собственности на средства производства.
  3. Ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским государствам.
  4. Целенаправленность  функций на решение задач демократического строительства.

 

-в  зависимости от сферы государственной  деятельности – внутренние и  внешние.

При классификации по сфере действия, как уже отмечалось, выделяют внутренние и внешние функции государства. Объективность  такого критерия обусловлена, прежде всего, такими двумя свойствами феномена системы, как внутреннее отношение элементов и отношения целостной системы с внешней средой. В рассматриваемой классификации усматривается также и некоторая логическая взаимосвязь с категорией «государственный суверенитет». Феномен «Государственного суверенитета» также проявляется в двух аспектах во внутреннем (верховенство государственной власти) и во внешнем (относительная самостоятельность, независимость). Таким образом «Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности  воздействия государства на данное общество, а внешние – на установление и поддержание  определённых отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга». Разными авторами  предлагаются различные варианты классификации по данному критерию. Различные государственные функции в зависимости от понимания проблемы, относятся к внешним или внутренним. Так Л.А.Морозова, к внутренним  функциям государства относит политическую, экономическую, социальную, экологическую функцию налогообложения и финансового контроля, обеспечение законности и порядка, защита прав и свобод человека и гражданина.[15] В качестве внешних выделяются такие функции как функция интеграции в мировую экономику, обороны, поддержания мирового порядка сотрудничество с другими странами. В.М Корельский  в качестве внутренних функций рассматривает охрану форм собственности, правопорядка, охраны природы, экономическую и социальную функции, а также развитие научно- технического прогресса. К внешним учёный относит защиту страны от нападения извне, ведение захватнических войн, взаимовыгодная торговля и поддержание мира.[16] Существуют и другие мнения относительно такой классификации функций, целый ряд авторов предлагают несколько иное деление функций в зависимости от сферы государственной деятельности. Они считают что, рассмотренные варианты классификации являются в некоторой степени искусственными. При правильно выбранном в целом критерии в самой классификации осуществляется его подмена. Функции государства фактически классифицируются не по общей сфере действия (внутренние и внешние), а по конкретной области  социальных отношений, которые не определяются общей сферой деятельности и могут существовать как внутри государства,  так и вовне. Так, например политическая функция может осуществляться как внутри государства, так и на международной арене, в процессе взаимодействия с другими странами. Также можно сказать и про экономическую функцию, которую можно осуществлять не только посредством внутригосударственной деятельности, но и посредством международных экономических отношений. Или  функция поддержание мира, является не только внешней, но и внутренней, так как мир может быть нарушен не только извне (агрессия), но подорван изнутри (гражданская война, вооружённые международные конфликты и пр.)

Таким образом, представляется  в достаточной степени искусственной приведенное выше дробление внешних и внутренних функций государства.

Вместе с  тем рассматриваемый критерий классификации  позволяет выделить следующие три  группы функций  государства:

Внутренние функции государства - это основные направления государственной деятельности. Реализация, которой ограничена юрисдикционной территорией государства (функция  обеспечения стабильности и охраны государственного строя, налогообложения и финансового контроля и др.)

Внешние функции государства -  это основные направления государственной деятельности в сфере международных отношений (функции обороны, международного сотрудничества и др.)

Комплексные (универсальные) функции - могут реализовываться как во внутренней, так и во внешней сфере государственной деятельности (политическая, поддержание мира и международного согласия в обществе, экономическая, социальная, охрана законности и правопорядка, информационно- коммуникативная функция и др.)

 

    Несмотря  на такой своеобразный подход к классификации функций государства наиболее распространенной и широко признанной  является  классификация функций государства по объекту воздействия на внутренние и внешние.[7]

 

 

В качестве основания  классификации функций выделяются также временные параметры. В соответствии с данным параметром функции разделяются на постоянные и временные.

 Постоянные функции - те, которые осуществляются государством на всех этапах  развития общества и государства, в них наиболее ярко выражается государственная сущность и, как правило, они определяют само существование государства как целостной системы. К их числу относятся экономическая, социальная, политическая и др.

 

Временные функции – это направления деятельности, обусловленные особыми преходящими обстоятельствами. По длительности своего существования  эти функции могут быть самыми различными (долгосрочными или краткосрочными), но их наличие не характеризует государство как самостоятельный социальный феномен, в этом случае они соответствуют понятию неосновных функций и при отсутствии соответствующих обстоятельств у государства отпадает и необходимость в осуществлении этих функций. При этом само государство как целостная система продолжает функционировать (например, ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, «восстановление мирной жизни» после войны).[8]

 

Наряду с  вышеназванными критериями классификации  функций государства широко распространенной является их классификация по важности в общественной жизни - на основные и неосновные функции.[17]

Следует отметить, что данная классификация функций  является насколько традиционной, настолько  же и спорной. Еще в 60-е годы в  отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства  и чем они отличаются друг от друга. Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным причинам проводилась мысль о том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные.

По мере развития отечественной и зарубежной юридической  науки последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы.

Таковыми они  являются как в обычной, повседневной жизнедеятельности государства, так и, в особенности, в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидным является, например, то, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функциями - функция обороны. В условиях экологических и "иных возможных катастроф и потрясений - экологическая и другие соответствующие функции. Классификация функций по степени их социальной значимости и важности на основные и неосновные объективно необходима для их дифференцированного, а следовательно, и для их более глубокого и разностороннего познания. Такая классификация функций государства способствует развитию и совершенствованию не только теории их изучения, но и практики их применения.

Отвечая на вопрос о том, что собой представляют основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга, необходимо исходить не только из приоритетности функций в тот или иной период, когда государство вынуждено прилагать значительные усилия для решения неожиданно возникших перед ним проблем, но и из его функционирования в обычных, повседневных условиях.

В научной литературе предпринималось немало попыток  определения основных и неосновных функций государства, выявления  их отличительных особенностей и черт. Однако большинство из них не выдержало испытания временем и не подтвердилось государственно-правовой практикой.

Относительно  устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать  определения, согласно которым под  основными функциями государства понимаются "наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы", а под неосновными функциями государства подразумеваются "относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры".[9] Основные функции выступают как группы однородных направлений деятельности государства - неосновных функций, в которых выражаются его социально-классовая сущность, содержание, стоящие перед ним цели и задачи, а также предназначение государства.

Данное представление  об основных и неосновных функциях государства, сформулированное еще  в 70-е годы теоретиком государства  и права Н. В. Черноголовкиным, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.[10]Разумеется, существуют и иные точки зрения и представления о данных явлениях. Выражаются различные мнения как по общим, касающимся понятия и содержания всех основных и неосновных функций государства, так и по частным вопросам.

 

Также последние годы предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и правоохранительные (в том числе судебные) и информационные.

Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Эту классификацию  можно с полным основанием назвать  чисто формальной, привязанной к  совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но, тем не менее весьма часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием (примером тому могут служить выборы: победа кандидата, "держащего" в своих руках средства массовой информации, практически предрешена), другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Классификация функций государства, опирающаяся  на разделение властей, далеко не у  всех ученых - юристов вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и государственной власти.

           

                       Глава II. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ

 

      Внутренние функции - это основные  направления деятельности государства  по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям государства относятся:

Информация о работе Функции государства