Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:13, курсовая работа
Цель данной работы попытаться осветить основные формы осуществления функций государства, а также рассмотреть ряд спорных вопросов по поводу понятия, содержания и классификации функций государства.
Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор функций государства, далее дано подробное описание классификации функций государства, что соответствует поставленным целям и задачам.
Введение ………………………………………………………
Глава I. Функции государства
1.1Понятие и признаки функций государства…………………………..
1.2 Эволюция функций…………………………………………..
1.3 Классификация функций государства …………………………………….
Глава II. Основные внутренние функции:
2.1. Политическая функция…………………………………….
2.2. Экономическая функция…………………………………….
2.3. Социальная функция……………………………………..
2.4. Экологическая функция………………………………….
2.5. Налогообложение…………………………………
2.6. Функция поддержки развития учреждений культуры, науки и образования……………………………………………
2.7. Правоохранительная функция……………………………….
Глава III. Основные внешние функции:
3.1. Функция обороны…………………………………
3.2. Взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества………………………..
3.3.Функция содействия по обеспечению международного мира…………..
3.4Функция интеграции в мировую экономику……………………
Глава IV. Основные формы осуществления функций государства…………………
Заключение ………………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………..
восстановление и улучшение природных условий жизни людей);
Рассмотрим каждую из функций государства подробнее.
2.1. Политическая функция
Все функции государства носят политический характер. Вместе с тем, ряд государственных органов и учреждений осуществляют политическую функцию наиболее отчётливо, в частности в сфере обеспечения народовластия в стране. Имеется в виду, прежде всего деятельность представительных органов, выбираемых народом и уполномоченных от имени народа осуществлять регулирование политических и иных отношений в стране. В отечественной юридической литературе нет единообразных мнений по поводу содержания политической функции.
Профессор Л.А.Морозова также считает, что все функции государства являются политическими. В политической области действует система политических институтов. Учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется функция народовластия. К ним относится представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, посредством которых население конкретного региона решает свои местные дела, формы непосредственного участия народа в осуществлении своей власти через референдумы. Помимо формирования органов государства и участия в решении государственных вопросов, народ должен иметь возможность контролировать функционирование государственной власти и реализацию принятых решений. С учётом сказанного Л.А.Морозова считает, что содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. В.Н.Жуков в содержание политической функции государства включает также формирование политической системы общества. Государство определяет, какие институты следует допустить к активной политической жизни, какие нейтрализовать, а какие и вовсе уничтожить. В качестве примера Жуков приводит институт церкви. В годы советской власти церковь фактически была выведена из политической сферы, её политическая роль была сведена к нулю. В условиях постсоветской России церковь имеет значительный политический вес. Несмотря на конституционную норму об отделении церкви от государства. Иногда в содержание политической функции включают такие составляющие части, которые, на самом деле, относятся к правоохранительной и военной функциям. Так В.С.Афанасьев в содержание политической функции включает обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета государства от внешних посягательств. В.Н.Жуков считает, что к политической функции относятся обеспечение государственной и общественной безопасности, а также контрразведывательная деятельность.
Таким образом,
проанализировав подходы к
2.2. Экономическая функция
В России, в настоящее время, на первый план выдвигается экономическая функция государства, ибо без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут заблокированы. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Однако государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.
Таким образом, содержание экономической функции составляют следующие факторы:
- разработка государством основных направлений развития экономики страны.
- законодательное регулирование экономических процессов в стране
- обеспечение условий для развития всех форм собственности
- контроль за
расходованием
- принятие мер
относительно невмешательства
2.3. Социальная функция
Продолжением экономической функции в сфере распределительных отношений является социальная функция. Главное ее назначение - обеспечить в стране начала социальной справедливости, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. В этой функции наиболее ярко выражается гуманистическая природа государства, его призвание разрешать или смягчать социальные противоречия в обществе на началах справедливости, обеспечивать человеку достойные условия жизни, гарантировать ему определенный объем материальных благ.
Социальная
функция многообразна по
Главной ее задачей – является создание предпосылок для достаточно высокого жизненного уровня всего населения страны.
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Содержание социальной функции многозначно: государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В Российской Федерации
финансируются федеральные
Поощряются
добровольное социальное страхование,
создание дополнительных форм социального
обеспечения и
Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991, Фед. Закон РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий” от 27.05.1997 и др.
Таким образом,
государство принимает различны
В реализации социальной
функции большое место
2.4. Экологическая функция
Экологическая
функция государства –
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации[11] говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории”.
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.
В основе осуществления функции лежат следующие принципы:
1) рациональное
бережное использование
2.5. Налогообложение
Если рассматривать функции налогообложения как проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства'. В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.
Рассматривая
современную систему
1. Фискальная функция налогообложения Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными. 2. Распределительная (социальная) функция налогообложения Распределительная
(социальная) функция налогов состоит
в перераспределении Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. По словам шведского экономиста К. Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель - сделать распределение жизненно важных средств более равномерным. В итоге происходит изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность. 3. Контрольная функция налогообложения Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. По словам А. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Задачи налоговой функции: 1)создание сбалансированного рынка и развитие рынка 2) решение общесоциальных задач государства, в частности, связанных реализацией крупных Национальных проектов 3) укрепление государственности и содержание управленческого аппарата |