Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: классификация и анализ функций государства.
При написании данной курсовой работы ставились следующие задачи:
Сформулировать понятие «функция государства» и его предназначение;
Определить содержание и значение понятия функции государства как одной из важных характеристик деятельной стороны государства;
Классифицировать функции государства по самым различным критериям;
Проанализировать: какова классификация и как делятся функции государства в РФ.
Подвергнуть анализу внутренние функции государства;
Проанализировать внешние функции государства.
Введение………..……………………………………………………….…….….3
1. Понятие, содержание и признаки функций государства………………...5
Понятие "функция государства"………………………………..…….…..5
Содержание функций……………………………………………………....6
Признаки функций………………………………….…………………...…8
Эволюция функции…………………………………….………….…..…...9
2. Классификация функций государства………………………….……..….11
2.1 Квалификационные критерии функций государства …………………11
2.2 Функции Российского государства………………………………..….…13
3. Внутренние функции государства……………………….…….….…..……15
Обеспечение народовластия……………………………………..….…….15
Экономическая функция…………………………………………..…...….16
Социальная функция……………………………….…………….….……17
Экологическая функция………………………………….………….....….19
Функция налогообложения и взимания налогов……….………...…..….20
Защита прав и свобод граждан…………………….……..……….……...21
4. Внешние функции государства……………………….………….….…….23
Интеграция в мировую экономику………………….……….……..…….23
Поддержка иностранных инвестиций……………….……………….….24
Функция обороны……………………………………….………….….….25
Функция поддержки мирового порядка…………….………….….……26
Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем……………….………….……….……..………............27
Заключение……………………………………………..…………………....….29
Приложение ……..………………………………………………………….…..33
Список использованной литературы...............
Совокупность
этих признаков позволяет
Функциональная
характеристика позволяет изучать
не только государство конкретного
типа, вида, формы у того или иного
народа в той или иной конкретно
- исторический период, но и государственность
этого народа. Рассматривая развитие,
изменение функций можно видеть и то, как
развивалась, изменялась в определенной
связи и сама государственная организация
общества в длительном историческом процессе.
1.4 Эволюция функций
Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям государства.[9, с.159]
Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.
В связи с этим допустимо сделать вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.
Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.
В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
2.1 Квалификационные критерии функций государства
В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, так как без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.
Эффективно используется метод классификаций и при изучении непосредственно функций самого государства.
Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Матузов Н.Г. выделяет, например:
Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям.
По времени действия функции делятся на:
По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на:
Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства (см. Приложение).
По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на:
К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. По мнению Лившица Р.З. эту классификацию можно с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, но, тем не менее, весьма часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность «четвертой» власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение.
Классификация
функций государства, опирающаяся
на разделение властей, у таких ученых
– юристов как Четвернин В.А., Корельский
В.М. не вызывает признание. Дело состоит
в том, что это, как считают ученые Четвернин
В.А., Корельский В.М., собственно, даже
и не функции государства, а функции осуществления
государственной власти или ветвей власти:
правотворчество, управление, судебная
деятельность и так далее. Происходит,
по их мнению, смешение функций государства
и государственной власти.
2.2 Функции Российского государства
В соответствие с классификацией функций, основывающейся на принципе разделения властей, функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные.
В Конституции РФ[1] разделение властей закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны.[1, ст.10] Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование.
Анализ
реальной действительности позволяет
сделать вывод, что современному
Российскому государству
К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.).
Рассматривая все эти вопросы,
необходимо обязательно
3 ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ
3.1 Обеспечение народовластия
Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.[7, с.103]
Обладая
верховенством в системе
1)
реализация волеизъявления
2)
обеспечение государственного
3) официальное представительство общества, то есть будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним;
4)
защита конституционного строя,
3.2 Экономическая функция
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
Государство
активно разрабатывает и
В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к следующему:
а)
выработке экономической
б) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и так далее;
в)
установлению правовых основ рынка
и ценовой политики, в частности,
стимулированию государственными средствами
предпринимательства и