Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассматриваю правовые и конституционные основы местного самоуправления.
Задачей является определение понятия местного самоуправления, анализ правовых основ местного самоуправления, в частности:
определить понятие, функции и принципы местного самоуправления;
раскрыть систему и полномочия органов местного самоуправления;
описать конституционные основы местного самоуправления.
Введение ________________________________________________ стр.3
Глава 1. Понятие, функции и принципы местного самоуправления стр.6
1.1 Понятие местного самоуправления _______________________ стр.6
1.2 Функции местного самоуправления_______________________ стр. 8
1.3 Принципы местного самоуправления______________________ стр.9
Глава 2. Конституционные основы организации местного самоуправления стр. 12
2.1 Правовая основа местного самоуправления ________________ стр.13
2.2 Территориальная и организационная основа местного самоуправления___________________________________________
стр.17
2.3 Экономическая основа местного самоуправления___________ стр.20
Глава 3. Гарантии местного самоуправления__________________ стр.23
Заключение______________________________________________ стр.26
Список литературы_________
Содержание
Введение
______________________________ |
стр.3 |
Глава 1. Понятие, функции и принципы местного самоуправления | стр.6 |
1.1
Понятие местного |
стр.6 |
1.2
Функции местного |
стр. 8 |
1.3
Принципы местного |
стр.9 |
Глава 2. Конституционные основы организации местного самоуправления | стр. 12 |
2.1
Правовая основа местного |
стр.13 |
2.2
Территориальная и организационная
основа местного самоуправления________________ |
стр.17 |
2.3 Экономическая основа местного самоуправления___________ | стр.20 |
Глава
3. Гарантии местного самоуправления________________ |
стр.23 |
Заключение____________________ |
стр.26 |
Список
литературы____________________ |
стр. 28 |
Приложения____________________ |
стр.29 |
Введение
Организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством.
Реформа местного самоуправления на современном этапе является одной из важнейших задач развития российской государственности. Не случайно Конституция Российской Федерации относит институт местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации наряду с институтом государственной власти, федеральным устройством государства, республиканской формой правления и другими положениями первой главы основного закона.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ1 разработан с учетом необходимости решения проблем правового регулирования, выявившихся в правоприменительной практике. Закон направлен на приведение существующей системы местного самоуправления в соответствие с Конституцией РФ, создание условий эффективного функционирования муниципальных образований, обеспечение гарантированного и качественного оказания органами местного самоуправления услуг населению. Закон направлен на решение проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления в Российской Федерации, ее развитию.
В Законе введены новые принципы территориальной организации местного самоуправления, предусматривающие формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях - в поселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий. Это позволяет создать единую систему местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации, реально приблизить, с одной стороны, местную власть к населению, обеспечить качественно иной уровень оказываемых населению услуг, а с другой - эффективно решать местные хозяйственные и социальные вопросы, требующие развитой инфраструктуры и существенных финансовых и материальных ресурсов. В Законе четко определена процедура передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, исключающая возникновение не финансируемых мандатов и предусматривающая необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления, по эффективному исполнению указанных полномочий. Закон предусматривает проведение большого объема организационных, правовых и других мероприятий по реализации заложенных в нем положений в достаточные по продолжительности сроки.
Процесс становления местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, главными среди них являются финансово-экономические трудности местного самоуправления, недостаточно развитая нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы функционирования местного самоуправления, проблемы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Тема данной курсовой актуальна в силу того, что организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством, а нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает противоречивость и неопределенность многих процессов и решений. Кроме того, развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности, снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений, формированию адаптированной к местным особенностям экономики.
В данной курсовой работе я рассматриваю правовые и конституционные основы местного самоуправления.
Задачей является определение понятия местного самоуправления, анализ правовых основ местного самоуправления, в частности:
Глава
1. Понятие, функции и
принципы местного самоуправления
Местное
самоуправление – одна из двух форм
организации публичной власти в
административно-
Местное
самоуправление неотъемлемо связано
с демократией и федерализмом.
Конституция Российской Федерации определяет
во многом сущность и гарантии местного
самоуправления, которое представляет
собой наиболее приближенную к проблемам
и потребностям граждан, местным, этнокультурным,
социально-бытовым и иным условиям форму
публичной власти. Местное самоуправление
есть первичное звено федеративных отношений.
Конституция РФ предусматривает возможность
делегирования властных полномочий органам
местного самоуправления. Органы
местного самоуправления могут наделяться
законом отдельными государственными
полномочиями с передачей необходимых
для их осуществления материальных и финансовых
средств. Реализация переданных полномочий
подконтрольна государству2, что и реализуется
в новом варианте закона о местном самоуправлении3.
Местное самоуправление является важнейшей
сферой общественных отношений, от эффективности
реформ которой зависит поддержка населением
осуществляемых преобразований, а значит,
и социальная результативность реформ
в целом.
1.1 Понятие местного самоуправления
В соответствии с п.2 ст.1 ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций4.
Под
местным самоуправлением
В соответствии с ч. 1 Конституции РФ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Под основами конституционного строя Российской Федерации обычно понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства5. Таким образом, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством. В соответствии с п. 1 ст. 16 Конституции РФ основы конституционного строя Российской Федерации не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией.
При
уяснении сущности местного самоуправления
необходимо обратить внимание на следующее.
Во-первых, местное самоуправление признается
в качестве самостоятельного уровня публичной
власти, следовательно, местное самоуправление
обладает всеми основными признаками
и свойствами власти и может осуществляться
в двух основных формах народовластия:
непосредственно и опосредованно, т.е.
через органы местного самоуправления.
Во-вторых, самостоятельность местного
самоуправления не безгранична: оно может
осуществляться в пределах, установленных
Конституцией РФ, федеральными законами
и законами субъектов РФ, издаваемыми
в соответствии с федеральными законами.
В-третьих, автономность и самостоятельность
местного самоуправления не означают
полной его изолированности, многие вопросы
местного значения население не в состоянии
решать самостоятельно, в то же время некоторые
государственные функции эффективно могут
выполняться органами публичной власти
на местах. Поэтому Конституция РФ предусматривает,
что органы местного самоуправления могут
наделяться законом отдельными полномочиями
с передачей для их осуществления материальных
и финансовых средств (ч. 2 ст. 132). Данное
конституционное положение корреспондирует
и Европейская хартия местного самоуправления,
п. 3 ст. 4 которой закрепляет, что осуществление
государственных полномочий, как правило,
должно преимущественно возлагаться на
органы власти, наиболее близкие к гражданам.
1.2 Функции местного самоуправления
В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляет ряд функций, охватывающих основные направления деятельности местного самоуправления, характеризующие его природу и социальное назначение. Так, местное самоуправление:
а)
обеспечивает участие населения
в самостоятельном решении
б) обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории;
в)
управляет муниципальной
г) обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других полезно важных услугах;
д) осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления;
е) обеспечивает охрану общественного порядка, реализацию законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.
Как одна из форм власти, местная власть, реализует политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции.
Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества.
Как
организатор местного хозяйства, местное
самоуправление выполняет экономические
функции по жизнеобеспечению территории
и оказывает жителям ряд
1.3 Понятие основных принципов местного самоуправления
Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.